Теперь-то я понимаю, что познакомиться с Вадимом Симаковым - режиссером видеожурнала для воздухоплавателей
"Легче воздуха" было нашей судьбой. Вадим, узнав, что мы очень любим путешествовать, что пишем о своих путешествиях в блоге, а главное, что неровно дышим к воздухоплаванию, пригласил нас побывать на Международной встрече воздухоплавателей в Великих Луках.
Его видеожурнал "Легче воздуха" был главным информационным спонсором этого мероприятия, что, впрочем, и не удивительно. Ведь это, по сути своей, - вообще, проект уникальный. Вадим вместе со своей съемочной группой готовит репортажи с фестивалей и встреч воздухоплавателей, ведет прямые трансляции церемоний открытия спортивных чемпионатов, видеодневники кубков по спортивному воздухоплаванию, делает документальные фильмы о рекордных полетах и перелетах. В общем, выпускает в эфир Ютуба всё-всё-всё, что может быть привлекательного в жизни воздухоплавателей. Причем, на понятном языке и в доступной форме - так, чтобы интересно было не только самим воздухоплавателям, но и обычным людям.
Вот такой дружеский пиар получился, ага. :)
Ну, а теперь к сути. Мы, конечно же, не могли упустить такой возможности, тут же дали Вадиму согласие и отправились на сайт РЖД покупать билеты в Великие Луки.
Встреча воздухоплавателей была запланирована на целую неделю - с 6 по 13 июня. Она проводилась уже в 21 раз и представляла собой настоящие соревнования. В ходе спортивных полетов, которые были запланированы на раннее утро и вечер, воздухоплаватели должны были выполнять определенные задания на своих тепловых аэростатах.
Мы договорились с Вадимом, что приедем на несколько дней на самые-самые июньские праздники. Но, честно, я и предположить не могла, что воздухоплавание нас так увлечет.
Вообще, Великие Луки считаются столицей российского воздухоплавания. Воздушные шары - это уже визитная карточка этого города, а Международная встреча воздухоплавателей - то самое мероприятие, к которому готовятся все горожане, самое яркое событие года, самое красивое и запоминающееся.
Однако в тот вечер, когда мы приехали в Великие Луки, погода начала вредно портиться. Вадим позвонил нам и сказал, что окончательное решение об утренних полетах будет принято на предполетном брифинге (собственно, так происходит всегда), когда будет свежая метеосводка. Интересно, что для полетов на тепловых аэростатах важно не столько отсутствие дождя - в дождь летать, в принципе, можно, хотя и неприятно - сколько отсутствие сильного ветра, причем, как нижнего, так и верхнего. Если же ветер сильнее 5 метров в секунду, а тем более, если он с порывами, то летать становится опасно, и полеты отменяют. Именно поэтому все полеты планируются на утро и вечер, когда ветер самый минимальный.
Брифинг состоялся в 3.30 утра. Нет, я не описалась! Именно в 3.30 утра. Мы собрались в Центре соревнований - красивом бело-голубом здании, выстроенным Газпромом - между прочим, генеральным спонсором Международной встречи воздухоплавателей.
2.
Все команды, которых было больше 35, были на месте. И это только те, которые собирались принимать участие в соревнованиях. Кроме них, сюда же прибыли те, кто хотел просто полетать, "лететь в фиесте", как говорят воздухоплаватели - то есть, стартовать вместе со всеми, но не выполнять задания, а полетать в свое удовольствие.
Прослушали метеосводку. Судя по ней, все было более-менее в порядке: ветер не сильный, порывов нет вообще, единственное - около 7 часов утра местами мог заморосить дождь, а потому выступавшие синоптики предупредили, чтобы пилоты были поаккуратнее.
3.
А затем пилоты получили задания и, словно школьники, уселись за парты - переносить координаты в свои навигаторы, рассчитывать маршруты и т.д. и т.п.
4.
5.
6.
7.
Всего заданий было пять: Прилет в заданное время, Вальс-сомнение, Двойной сброс, Цель, заявленная судьей и Угол. Как нам объяснили, всего разных видов заданий существует около пары десятков. Но о тех, какие конкретно достанутся пилотам в этот день, они не знают. Задания для них выбирают судьи, исходя, прежде всего, из погодных условий и особенностей рельефа.
Собственно, судьи.
8.
Старт аэростатов был объявлен общим, то есть, в одно время из одного места, а потому сразу после брифинга и ознакомления с заданиями команды на машинах отправились на старый аэродром Гвоздово, расположенный примерно в получасе езды от Великих Лук. Именно оттуда был назначен старт.
Светает. Время около 4 часов утра.
9.
В то утро мы тоже собирались полетать. А потому Вадим договорился с одним из пилотов - Володей Богдановым, который в этот день летел в фиесте, чтобы он взял на борт и нас.
Когда мы ехали к месту старта, солнце вставало над горизонтом. Мы проезжали мимо полей и лугов, болот и лесов... Наверное, из-за того, что мы с Антоном - совы, нам крайне редко удается видеть такую вот рассветную красоту природы. И нас теперь удивляло и радовало практически все. А больше всего - туман, который стелился над землей мягкой пеленой, пронизанной золотыми лучами солнца.
После того, как мы прибыли на место, и воздухоплаватели разъехались по полю (как вы сами понимаете, совсем вплотную друг к другу лучше не становиться, чтобы не мешать при взлете), состоялся еще один брифинг, на котором судьи уточнили задания.
10.
Дело в том, что тот самый туман, которому мы так радовались, на самом деле сделал невозможным выполнение некоторых заданий и их пришлось заменить на другие.
11.
Ну, а мы с командой Володи Богданова, с которым к тому моменту уже познакомились, ждали завершения брифинга и разрешения к взлету.
Наша команда под №50.
12.
И тут вдруг на площадке, где шел брифинг, взметнулся черный флаг.
- Чтооооо? - буквально в один голос закричали все члены нашей команды и тех, которые расположились неподалеку.
Дело в том, что для воздухоплавателей черный флаг - самая страшная штука, которая может случиться. Он означает отмену старта - чаще всего по погодным условиям. И хорошо, если это становится понятно во время предполетного брифинга, а когда вот так, в поле...
- Да нееет, это у них такой зеленый! Против солнца не разобрать! Надо сказать, чтобы заменили на более яркий.
Эти слова самого глазастого из команды всех успокоили, как по мановению волшебной палочки. Зеленый флаг - сигнал к взлету. А тут мы и сами увидели, как воздухоплаватели всех команд включают газовые горелки, раскатывают свои аэростаты и начинают их надувать.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
Типа селфи.
22.
Взлетают.
23.
24.
25.
Так как мы летели в фиесте, то взлетали одними из последних. Не так уж долго мы и ждали, но к этому моменту погода испортилась окончательно. Туман сгустился и поднялся, закрыл собой солнце и превратил ясный день в пасмурный.
26.
- Поднимемся над туманом, там наверху очень красиво! - сказал Володя и велел нам забираться в корзину.
Всего нас было четверо - он, его сын Даня лет 13-14 и мы с Антоном. Шар медленно начал подниматься.
27.
28.
И вот, буквально через несколько минут мы оказались внутри облака. Если вы летали на самолете, то, наверняка, знаете, что это такое. Только здесь облако в самом прямом смысле можно было потрогать руками.
29.
Видно же вокруг: ни внизу, ни вверху, ни по бокам не было абсолютно ничего! Так мы летели не больше пары минут и вдруг - раз! - и оказались над пеленой. И не только мы одни! Вот какая почти что сюрреалистичная картина открылась перед нами!
30.
31.
Володя.
32.
Антон.
33.
Елочки внизу.
34.
Но, к сожалению, наш полет был гораздо короче, чем бывает обычно во время фестивалей и соревнований. Туман все сгущался и вскоре мы узнали, что дана команда "Ковер", то есть, все аэростаты должны приземляться. Увы, при густом тумане летать запрещено, ибо это не безопасно.
35.
Володя связался по рации со своей машиной - такие машины воздухоплаватели называют машины забора - и передал ребятам координаты, где мы находились, и места возможного приземления. Вскоре мы благополучно сели прямо на обочину дороги. Аэростат собрали, погрузили в багажник, а затем мы все вместе вернулись в город.
36.
37.
А вечером в тот же день, несмотря на то, что впереди было еще одно полетное утро, состоялось официальное закрытие международной встречи воздухоплавателей. Программа обещала быть интересной. В Великих Луках есть руины крепости 18 века. И вот, именно оттуда должен был состояться одновременный и торжественный старт всех аэростатов. Представляете, как должно было быть красиво! А так как закрытие выпало еще и на День России, то началось оно в центре города. Оттуда колонной (кстати, в ее главе сразу за машиной ДПС ехали мы на машине Вадима) все направились к крепости. Первыми шли девушки-мажоретки, за ними оркестр, потом спортсмены с флагами, и наконец, жители города, за которыми на автомобилях ехали воздухоплаватели.
38.
39.
40.
41.
Но, к сожалению, даже несмотря на то, что сам мэр города объявил начало общего старта аэростатов, погода подкачала и старт не случился. Внезапно задул сильный ветер, и ни один из них так и не смог подняться в воздух.
Однако впереди был еще один день. Днем мы побывали на награждении победителей, а вот вечером... Вообще, вечером мы уже должны были уезжать на поезде в Москву. Тем не менее, пропустить самое зрелищное событие мы тоже не могли. Дело в том, что на вечер у воздухоплавателей была запланирована игра под названием "Key Grab". Суть игры была в следующем. В центре города на реке Ловать в специальной лодке была установлена цель.
42.
Воздухоплаватели должны были стартовать за чертой города, примерно в 3-4 километрах от цели, но так, чтобы, во-первых, подлететь к ней в назначенное время, а во-вторых, подлететь максимально близко, и кинуть в лодку маркер - яркую ленточку или кольцо. Чей маркер упадет ближе всего к цели, тот и победил. Как вы сами понимаете, это была задача не из легких. Ведь предстояло не только рассчитать траекторию полета, но и время, потому как, если шар подлетит к цели раньше или позже назначенного, то результат не засчитывался.
К сожалению, мы успели посмотреть только начало игры. Но даже оно было завораживающим. Все-таки шары над рекой это очень красиво!
43.
44.
Потом, когда мы на такси ехали на вокзал, они сопровождали нас всю дорогу. И даже, уже когда наш поезд тронулся из Великих Лук, один из шаров еще несколько минут летел вместе с нами...
45.
Друзья, если вы вдруг надумаете побывать в Великих Луках, я очень советую совместить поездку со встречей воздухоплавателей. Поверьте, это незабываемое зрелище!
46.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2016 год, июнь:
Псковская область. Фотообзор: Расшарьте нас!