В Венгрии мы провели восемь дней. Но все это время мы не сидели на месте. Свой маршрут мы построили так, чтобы побывать в разных городах, посмотреть разные красивые места. Ну, а если так, то мы по полной программе пользовались всевозможным транспортом. Ведь нам приходилось ездить и из города в город, и по самим городам. А такси, особенно если есть регулярный и удобоваримый рейсовый транспорт, мы не любим.
Но начну я свой рассказ с транспорта Будапешта, а именно с его метро - ведь в этом городе мы провели три дня и пользовались им постоянно.
Вы не поверите, но Будапештское метро считается одним из самых старых в Европе. Не знаю правда это или нет, но я читала, что в Европе только Лондонское метро его старше. Первая подземная линия появилась здесь в 1896 году. И что самое интересное, она существует до сих пор. Нет, ее отнюдь не перестроили. И если вы, к примеру, решите проехаться из центра города до купален «Сечени», то как раз поедете по этой линии. На схеме Будапештского метрополитена она покрашена желтым цветом и значится под №1.
2.
Само по себе прокатиться в вагончиках по ней – это приключение. Вагончики маленькие, больше похожие на вагонетки (внутри них лишь несколько сидений, просто больше и не поместится), пути узкие, платформы короткие. Подъезжает такой поезд, и ты попервости даже не знаешь, как реагировать: то ли молча и спокойно вместе с другими пассажирами чинно и как должное зайти в вагон и ехать, то ли завизжать от восторга, как это сделал наш Данилка, и приняться обсуждать с попутчиками увиденное ретро!
И пусть поезда теперь ходят гораздо быстрее, чем раньше, пусть двери в них могут открываться автоматически, а на станциях электронные табло показывают, через сколько минут будет следующий поезд, все равно от атмосферы 19 века, коий тут всё пропитано, деться некуда.
Внутри. Снимаю я из противоположного конца вагона. Такой он коротенький.
3.
Кстати, станции на этой линии тоже ретро. Они все выполнены в едином стиле, стены выложены одной и той же симпатичной плиткой, названия написаны одним и тем же шрифтом, в торце расположены какие-то деревянные шкафы-двери, а посередине обязательно стоит деревянный киоск с тетенькой. Раньше там, по всей видимости, продавали билетики, а теперь их там тоже продают, а еще вроде бы торгуют газетами и дают справки.
4.
5.
6.
7.
Вход на такие станции. Никаких эскалаторов. :)
8.
Но, конечно, в Будапештском метро не одна линия. Их там целых четыре. И мы за все свое тамошнее пребывание пользовались тремя. Второй по древности нам показалась синяя линия. Самое интересное это то, что по ней до сих пор ходят наши российские поезда, сделанные на Мытищинском заводе.
Узнаете?
9.
10.
И даже надписи на русском языке все еще есть внутри вагонов.
11.
Правда, сейчас эти поезда уже пытаются заменить на более современные, но, по всей видимости, процесс пока только в самом начале. Красная же линия самая новая. Поезда там уже современные и ее не отличишь от другого метро в разных европейских столицах. Ничего выдающегося, хочу сказать.
12.
13.
14.
15.
16.
Кстати, стоимость проезда в Будапештском метро сложно назвать дешевой (особенно в сравнении с прочими ценами: на продукты, на отели, на одежду и т.д. и т.п., которые в столице Венгрии гораздо ниже московских). Самый дешевый разовый билет, разрешающий поездку не больше трех станций, стоит 350 форинтов, а это чуть больше 1 евро. Если надо ехать дальше, то цена возрастет до 450 форинтов. Конечно же, есть проездные на сутки, на месяц, такие, по которым можно ездить и на других видах транспорта (типа нашей «тройки»), но все-таки. Выглядят билетики очень просто. Они обычные картонные с пропечатанной на принтере информацией о том, что это, собственно, за билет. Разовые билетики нужно компостировать. Продают их в кассах и в специальных автоматах (тоже, как у нас).
17.
А когда кассы бывают закрыты (например, вечером или рано утром), то оплатить проезд можно дежурным, которые стоят у турникетов.
Кстати, насчет турникетов. Их, как таковых в нашем понимании, в Будапештском метро нет. Вместо них стоят этакие оранжевые столбики в пол человеческого роста высотой с компостерами, а рядом со столбиками – дежурные, которым все пассажиры показывают билеты. Дежурных обычно бывает двое. Правда, на некоторых станциях вечерами дежурных не бывает вообще, и теоретически сесть в вагон можно и без билета.
18.
Но говорят, по вагонам часто ходят контролеры, или билеты могут проверить на выходе. Но мы с этим не сталкивались ни разу. Я так думаю, что раньше, когда метро только строили, был расчет на человеческую честность: мол, все будут покупать билеты и ездить по билетам, потому турникеты и не поставили. Но эксперимент не удался, так и появились дежурные. Хотя… может, я и ошибаюсь. Честно говоря, мы хотели побывать в музее метро, но он оказался на ремонте, так что, подробностей разведать не удалось. Так что, мне остается только добавить, что расстояния между станциями метро небольшие, перегоны поезд проезжает за одну-две, максимум три минуты, а интервалы бывают от одной-двух минут днем до 15 минут по вечерам. Правда, лично мы так долго поезда не ждали даже вечером. Обычно они приходили гораздо быстрее.
Эскалатор.
19.
Теперь про железную дорогу. Мы поразились, когда узнали, что разновидностей железных дорог в Венгрии несколько. И я сейчас опущу в своем рассказе будапештские трамваи (о них было в заметке, где я показывала вам Пешт), фуникулер (о нем было в заметке о Буде) и такую экзотику, как зубчатую и детскую железные дороги. Речь о самых обычных: о пригородных электричках и региональных поездах. Так вот, пригородные электрички, на которых из Будапешта можно уехать, например, в городки под названиями Сентендре, Гёдёллё и другие, называются HEV. Впрочем, это мы назвали бы их, скорее всего, электричками.
20.
По факту же, к официальным железным дорогам Венгрии они не имеют никакого отношения и существуют сами по себе, как отдельная транспортная система. Внешне же это тоже не совсем электрички, а, скорее, этакий гибрид электричек с трамваями. Обычно в них бывает по 3-6 вагонов, мы на таком возвращались из Сентендре в Будапешт.
21.
Билеты, если вы едете в черте города, действуют те же, что и на обычный будапештский общественный транспорт. А если выезжаете за его пределы, то нужно докупать отдельные.
22.
Друзья, по фотографиям электричек HEV вы уже, наверное, и сами поняли, что с поездами в Венгрии как-то не очень. Да, не очень. Причем, как-то совсем не очень. Это я уже сейчас говорю о региональных поездах, то есть, о тех, на которых можно добраться из одного крупного города в другой. Возможно, правильнее их было бы называть поездами дальнего следования, но Венгрия – страна небольшая, из конца в конец ее можно проехать буквально за несколько часов, поэтому я даже не уверена есть ли там ночные поезда с бельем (те, которые едут транзитом в другие страны, в учет не берем), которые по праву бы назывались поездами дальнего следования.
Но вот, что касается поездов из города в город, то тут как-то не очень. Точнее, что касается железнодорожного сообщения, то оно развито хорошо. Практически вся Венгрия плотно покрыта железнодорожной сетью и добраться из одного населенного пункта в другой труда не составляет. Но вот сами поезда…
23.
24.
25.
Современный скоростной поезд, типа нашего «Сапсана», «Аллегро» и других подобных, которые сплошь и рядом можно встретить в Западной Европе, в Венгрии мы видели лишь однажды. Он одиноко стоял на каком-то вокзале. В основном же все поезда либо старые, либо очень старые!
26.
27.
Мы тихо обалдели, когда из Эгера нам пришлось ехать в вагоне примерно 1950-1960 годов выпуска. И подали его не потому, что другие были заняты – просто эти все еще тоже в ходу. И это у нас РЖД считает их ретро, показывает и дает прокатиться на праздниках. В Венгрии же катайся, сколько влезет! :)
28.
29.
30.
Самое интересное, что поезда IC – популярные в Европе InterCity, которые априори должны быть хорошего класса, в Венгрии тоже были совсем не новые. Конечно, не 1950-х годов, но все-таки. Как и везде, вагоны были разделены на два класса. Во втором кресла располагались, как в самолете, по два или по три в ряд.
31.
В первом классе по два друг напротив друга со столиком между ними, и, что было особенно приятно, с розетками, а один раз даже с бесплатным вай-фаем. Но, даже если вам предстоит ехать на таком поезде 4-6 часов, о том, чтобы подкрепиться внутри, можете смело забыть. В венгерских IC нет ни вагонов-ресторанов, ни буфетов, ни тетенек с тележками. Честно говоря, там даже воду купить не у кого. Когда мы ехали на таком поезде в первый раз, то были уверены, что уж чего-чего, а воды мы там при необходимости купим. Но увы! Хорошо, что ехать нам тогда нужно было около 2,5 часов, и Даня только слегка успел поныть, и мы его спасли.
Кстати, что касается туалетов, то они в венгерских поездах тоже совсем не био, а обычные. Причем, со сливом в них не везде хорошо, и ездить рядом с тамбуром с туалетом бывает очень-очень вонюче.
Зато есть вагоны для перевозки велосипедов.
32.
Расписание венгерские поезда не особо соблюдают. Конечно, они, наверное, стараются не опаздывать, но те, на которых ездили мы, опоздали все. Особенная жесть случилась, когда на Интер-Сити мы ехали из Физешабони в Будапешт. В Будапеште у нас была стыковка в один час, и за это время мы планировали переехать с одного вокзала на другой. Это было вполне реально, так как между вокзалами было всего семь станций на метро по прямой, то есть, примерно 15-20 минут езды, а билеты у нас уже были куплены. В итоге поезд в Физешабони пришел на 10 минут позже расписания, еле-еле плелся всю дорогу, где-то под Будапештом встал у каких-то трущоб без станции и высадил дядьку – дружбана машиниста. В Будапешт мы в итоге опоздали на полчаса и только чудом в итоге успели на стыковочный поезд.
При этом стоимость проезда по железной дороге в Венгрии не такая уж и низкая. Например, за 2,5 часа пути просят около семи евро за взрослый билет.
Так что, други мои, кто там из вас хотел вступить в ЕС, чтобы облегчить свою жизнь? Если этот самый ЕС будет проявляться точно так же, как на железных дорогах Венгрии, то лично я вполне согласна и на родимое РЖД. :) Антон, вообще, уровень венгерских поездов сравнил с иранскими. И я с ним вполне солидарна. :)
Но это еще не всё. Про вокзалы отдельный разговор. В Будапеште, если я не ошибаюсь, железнодорожных вокзалов четыре. Мы побывали на трех. Внешне они строились много лет назад, к проектам тогда относились почтительно, и выглядят они красиво: фундаментально, грандиозно, с крышами, под которые заезжают поезда, в общем, здорово.
33.
34.
35.
Но по большому счету все они уже давно требуют хотя бы косметического, но категорического ремонта. Ну, не дело это, когда перроны местами даже без асфальта, когда стены, подземные переходы старые и замызганные, где до сих пор еще сохранились надписи с советских времен, причем, не выгравированные, а именно написанные краской. Подтереть же можно? У самих вокзалов нередко мы встречали вообще нечто вроде стихийных рынков а-ля Черкизон, где с вешалок продавали какие-то халаты и треники, а на прилавках лежали трусы с носками вперемешку с дешевыми заколками и расческами. Это столица страны Евросоюза?
Кстати, бомжей и попрошаек на вокзалах нам встречалось тоже не мало. Да и вообще, там меня не покидало ощущение, что нужно крепко следить за вещами, ибо могут упереть. А в цивильных местах оно у меня никогда не возникает.
36.
На одном из вокзалов в Будапеште у нас вышел прикол. Нам нужно было купить билеты из Залаэгерсека, городка в окрестностях озера Балатон, до Марибора, который в Словении, ибо через интернет их не продавали.
Обычная касса.
37.
Нас сразу отправили в кассу для иностранцев. Внешне оказалось все красиво: электронная очередь, никакой толпы, все сидят и ждут своей на электронном табло.
Вот она.
38.
Но что вы думаете? Билеты в кассе нам в итоге выписали вручную! Да-да, на бланке шариковой ручкой! Где у нас в России еще такое есть? Не знаю! Так что, гордитесь! :)) Правда, что плюс, паспорта для этого не понадобились – здесь на этом никто не заморачивается. И почему-то билеты туда-обратно оказались дешевле, чем в одну сторону.
39.
А это - вокзал в городке под названием Залаэгерсег, в 40 км от Балатона.
40.
До недавних пор действовавшее табло на перроне! Представляете, они там отправления поездов пишут мелом!!!
41.
Ну, да ладно. Зато вы себе не представляете, какой же классный музей моделей поездов есть в Кестхее на озере Балатон! Мы попали туда абсолютно случайно, когда пришли осматривать местный дворец и увидели в билетной кассе, что есть еще вот такой музей. Сами понимаете, когда с нами Даня, такие вещи мы не пропускаем, а потому сразу купили билеты. До музея мы дошли уже в самом конце, уставшие и голодные, и я думала, что, вот, сейчас быстренько осмотрим его за полчаса и пойдем обедать. Оооо, как же я была не права!!! В двух довольно-таки больших залах разместилась экспозиция (если ее вообще так можно назвать) из действующих железных дорог. Представьте себе макеты городов с маленькими домиками, церквушками, кафешками, магазинчиками и даже рождественской ярмаркой, реки, моря, торговые и грузовые порты, леса, луга и горы, мосты и туннели, по которым или через которые проложены железные дороги. По ним бегают пассажирские и товарные поезда, перевозят нефть и уголь, лес и автомобили, останавливаются на станциях, тормозят перед семафорами. Когда наступает вечер, на макетах меняется освещение, вокруг «темнеет», на станциях зажигаются фонари, а в вагонах поездов – свет. И это всё – всё, всё, всё, всё! – как настоящее, как в самой обычной жизни! Даже звуки воспроизведены правильно: музыка перед отправление со станций, гудки, стук колес…
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
Экспозиция разделена на две части. Первый зал почти полностью посвящен Венгерским железным дорогам, а второй – европейским. И там стоят макеты реальных городов: Нюрнберга, Страсбурга, Берлина и т.д. и т.п. А в уголке скромно сидят двое дядей и мастерят эти самые макеты, собирают ветки железных дорог, ставят на рельсы поезда.
55.
А когда моделька уже готова, дяди встают и запускают ее.
Просто потрясающе!
56.
Даня был в таком восторге, что даже через несколько часов мы едва увели его оттуда. Так что, друзья, если будете в Кестхее, обязательно сходите в этот музей. Кстати, там перед музеем есть довольно-таки большая лужайка тоже с проложенной железной дорогой и поездами с вагонами. При нас она не работала. Но, вообще, она называется Садовая железная дорога, и там тоже можно покататься на поезде. Правда, поезда там маленькие, не более полуметра в высоту, а потому кататься нужно будет, усевшись на вагоны верхом. Но даже взрослым разрешается. :)
Ну, а в заключении мне осталось рассказать только об автобусах и заодно о троллейбусах. А автобусное сообщение в Венгрии развито и развито неплохо. Мы ездили на автобусах и по городам, и на междугородных автобусах. А удивили нас, пожалуй, три вещи. Первая - это то, что «Икарусы» (помните, у нас были такие еще даже в 1990-х?) там до сих пор на ходу, причем внешне они выглядят точно так же, как те, которые ездили у нас. Разве что не такие замызганные.
57.
Вторая вещь – это, что билетики нужно компостировать в салоне, как это тоже было давным-давно и у нас. А третья вещь, что нередко в междугородных автобусах есть вай-фай, но даже на конечной остановке в Мишкольце, где мы как раз на такой садились, не нужно бежать в кассу за билетом, а достаточно заплатить деньги водителю. Да и по пути пассажиров часто подсаживают даже тогда, когда в салоне совсем нет мест, и ясно, что ехать им придется стоя.
Вот такая она, транспортная Венгрия.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2014 год, август-сентябрь:
Венгрия. Будапешт. Пешком по Буде
Венгрия. Будапешт. Пешком по Пешту
Венгрия, Словения, Швейцария. Можно ли обойтись без интернета в путешествии?
Венгрия, Словения, Швейцария. Фотообзор: Под тремя европейскими флагами