В общем, как я уже говорила, суббота у меня задалась и превратилась в чисто этнографический день. Началось все с того, что я отправилась на выставку-ярмарку под названием "Северная цивилизация" на ВВЦ.
По сути своей это оказалось такой пезентацией народов нашего севера. Правда, к северу там отнесли не только представителей, например, Ямала или Эвенкии, но и всех, кто живет за Уралом. Тех же жителей Алтая тоже отнесли к северянам.
Признаюсь, я даже сама не знала, что именно я хотела почерпнуть на этом мероприятии. Сувенирами из мест, где не была сама, я особо не увлекаюсь, но, как оказалось, я абсолютно не прогадала. Я попала даже на концерт! :)
На крылечке павильона, где все это проводилось, стояли чумы и юрты, вход в одну из них был украшен вот такой красивой головой.
За качество фотографий звыняйтэ, они с телефона.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Спонсор поста:
блог детского психолога. Если у вас есть малыш, то в блоге вы сможете узнать, как подготовить его к детскому саду, развить его речь и увеличить словарный запас и даже научить нескольким языкам, чтобы вырастить настоящего путешественника. :))
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Собственно, вот чум.
Атмосфера вокруг была развеселая. Ходили люди в национальных одеждах, а рядом с чумами проводились национальные северные игры.
Вот, например, одна из них. Честно, я простояла рядом около часа, но никто так и не смог разгадать эту ямальскую головоломку, я тоже не смогла. Хотя говорят, что даже пятилетние ямальские дети, которые живут и воспитываются в чумах, знают, как она решается. :)) Играют два человека. Каждому из них завязывается по веревке - один конец привязывается к правой руке, а второй к левой ноге. Но прежде, чем завязать веревку второму человеку, ее протаскивают через веревку первого. То есть, грубо говоря, из людей и веревок получается два сцепленных кольца. И надо распутаться. :) Говорят, все это делается всего лишь тремя движениями! Но как?!! Народ, если кто-то из вас знает, колитесь! А то я уже вторую ночь не сплю. :))
Дальше я отправилась на концерт, благо он проходил тут же у входа в павильон. Конечно, самое интересное для меня было - посмотреть на костюмы, потому что большинство артистов выступали в костюмах своих народностей или к ним приближенным. А представителей народностей здесь собралось немало: нанайцы, эвенки, камчадалы, чукчи, якуты, ненцы и еще много других.
На этой фото, правда, исключение. Девчонки из Мурманской области танцуют танец под названием "Северное сияние". Тут они не в национальной одежде.
Зато тут все в порядке. Это ненцы рассказывают свой народный эпос. А он у них вообще закачаешься. Я, вот, думаю, каким воображением надо обладать, чтобы сочинить такое. :))
Короче, жили-были в чуме старик со старухой, а детей у них не было. Однажды старуха послала своего деда за дровами, а его, пока он ходил, осенила гениальная идея. Принес он домой полено и говорит старухе:
"А давай, оденем на полено шубу, поставим его в чум, а когда приедут богатые соседи, скажем им, что у нас есть дочка на выданье. У них же сын. Пусть он за нее посватается". Так и сделали. :) Приехал богатый сосед и повелся на росказни бабки с дедом. :))
Собрал сосед все свое семейство вместе с сыном и приехал сына женить. Ну, и, конечно, большой выкуп с собой взял - на него бабка с дедом как раз и расчитывали.
А дед с бабкой договорились, что на свадьбе он переоденется девушкой и сыграет роль невесты. У ненцев это. оказывается, просто сделать. Лицо у невесты должно быть закрыто.
Вот, пожалуйста. :))
Дальше хлеще. После свадьбы соседи увозят деда-невесту с собой. А у себя говорят сыну, чтобы он вместе с молодой женой сходил на озеро за водой. Пошли. А пока юноша водичку-то набирал, дед бросил шубу и удрал.
Когда парень спохватился, было уже поздно. Но, обнаружив шубу, он почему-то тотчас решил, что его жена утонула. Все семейство впало в печаль и поехало к деду с бабкой о горе рассказывать. А дед к этому времени уже до своего чума добрался. Ну, посетовали-посетовали. Делать нечего.
"Ладно, - говорит сосед, - раз такое дело, оставляем вам своего сына. Он молодой, по хозяйству вам помогать будет. А потом вы его сами и жените!"
В общем, дед с бабкой по всем параметрам оказались в выигрыше. Чего добивались, того хитростью и достигли. Вот такая вот ненецкая сказка. :))
Но вернемся к нашему концерту. Очень нехило отличились нанайцы. Кто не в курсе, эта народность живет в Хабаровском крае. Они вообще заготовили несколько номеров.
Вот, например, презентационный танец с люльками.
А эта синяя тряпочка изображает волны Амура!
...
По-моему, совсем не избито!
Что интересно, концерт состоял не только из народного фольклора, современная эстрадная музыка тоже была. Например, вот этот эвенкийский дядечка спевает песню про Нарьян-Мар мой, Нарьян-Мар. :)
А после концерта я отправилась смотреть саму выставку. Было заявлено, что на ней будут работать мастер-классы по северным народным ремеслам. Но с ними вышла какая-то загвоздка и мне удалось обнаружить мастер-класс представителей Ханты-Мансийского автономного округа. Вот этот умелец показывает, как нужно резать по кости. Если кто-то не понял, то сначала на кости делается рисунок, а потом он вытачивается очень тоненьким сверлом.
Девушка плетет из бисера.
Ну, и, наконец, вот, что, например, можно было купить на выставке.
Якутская куколка...
...и меховые наряды.
:))
Совершенно разнообразные сувениры. Например, такие - с Ямала.
Из Бурятии.
Из Приморского Края.
Правда, как я уже говорила, сувенирами я не увлекаюсь. И поэтому приобрела себе очень милую сумочку авторской работы, где на гобелены сделана чудесная кожаная аппликация в виде двух кошечек на фоне разноцветных сказочных домиков. Но сумочку изготовили отнюдь не на Севере, и это уже другая история. :)