Из Александрии мы выехали ранним утром. Следующим на нашем пути был Порт-Саид - город, расположенный на берегу Средиземного моря и в устье Суэцкого канала. Именно канал мы там и хотели посмотреть. Конечно, кто-то может удивиться, почему смотреть канал мы поехали именно в этот город, находящийся в стороне от нашего маршрута? Ответ прост. Буквально месяц назад один из моих друзей побывал в Суэце, Исмаилии, Порт-Саиде, прокатился вдоль всего канала и выяснил, что, так как канал считается объектом стратегического значения, его практически на всем протяжении усиленно охраняют, фотографировать запрещают, да и приближаться к нему тоже не особенно позволяют. Единственным из немногих исключений является как раз Порт-Саид, где к путешественникам, приехавшим взглянуть на Суэцкий канал, относятся лояльно.
Дорога из Александрии в Порт-Саид (билет на автобус стоит 22 фунта) проходит в нескольких километрах от берега моря. По всей видимости, эта дорога новая. На нашей карте, изданной в 2001 году, ее еще нет. Но ее качество оставляет желать лучшего, к тому же во многих местах продолжается ее строительство или ремонт, в результате чего эти участки приходится объезжать по встречке. Почти все время, пока едете, вы видите пустынную местность, поросшую редкими кустами и прорезанную маленькими канальчиками и рукавами дельты Нила. Населенных пунктов не много, да и те, что есть, в основном порты.
Чем поражает Порт-Саид с первого взгляда? Это своей цивильностью. Этот город построили только в 19 веке, причем строили его европейцы, поэтому большинство домов еще не успело поистрепаться, и повсюду можно видеть множество колониальных зданий, красивых галерей, под арками которых располагаются приличные кафе, рестораны и входы в дорогие магазины, и домов с ажурными деревянными балкончиками.
...
Это, конечно, не Европа, но все-таки! Большое количество цивильных кафе, ресторанов и магазинов здесь появилось не абы откуда. С 1976 года Порт-Саид считается свободным городом, где ведется беспошлинная торговля, и закупаться сюда приезжают со всего Египта. Бывает немало и иностранцев, которые, собственно, и привозят в Порт-Саид товары известных производителей. В результате целые улицы города пестрят магазинами с разными товарами, которые по качеству гораздо лучше тех, что продают в других городах Египта.
А, как следствие того, что здесь много иностранцев, город изобилует не только кафе и ресторанами, но и дорогими отелями, с довольно-таки высоким уровнем обслуживания. Впрочем, самостоятельному путешественнику тоже есть, где остановиться в Порт-Саиде. Мы, к примеру, нашли очень чистый и приличный отель в самом центре города - "De la poste" за 94 фунта.
Что еще удивляет в Порт-Саиде? Это поразительная честность местных жителей. Почти за неделю путешествия по Египту мы уже привыкли к тому, что с арабами надо торговаться, и те цены, которые за что бы то ни было они называют изначально, могут в результате быть в разы ниже. Естественно и то, что, когда вы едете где-то в автобусе или такси и, заранее не зная, сколько стоит проезд, дадите водителю крупную купюру, то сдачу вы, скорее всего, не получите, если не потребуете ее сами. В Порт-Саиде же все наоборот. Здесь мы решили не возиться с маршрутками, ибо такси стоит сущие копейки. Но в первый раз заплатили водителю по Александрийскому тарифу. Каково же было наше удивление, когда он вернул нам половину денег! В следующую поездку повторилось то же самое - нам дали сдачу! И в другие было так же! Чем объяснить такую необыкновенную честность местных жителей, я затрудняюсь предположить. Но, в том числе благодаря ей, впечатление о Порт-Саиде у нас сложилось гораздо лучше, чем могло быть.
Правда, в Порт-Саиде встречаются и такие здание. Но и они придают ему свой шарм.
Старый отель.
Что же касается достопримечательностей, то, в принципе, кроме Суэцкого канала смотреть в Порт-Саиде особо нечего. Хотя для любителей военных действий и всего, что с ними связано, в городе есть военный музей. Дело в том, что Порт-Саид отличился в 1956 году. Тогдашний египетский президент Насер решил национализировать Суэцкий канал. До этого, как предприятие, канал являлся акционерным обществом, акции которого в основном принадлежали англичанам и французам. Разумеется, последним идея национализации не пришлась по сердцу. Началась заварушка. Сначала Порт-Саид бомбили с воздуха, а потом западные державы высадили в городе свой десант. Теперь уже поздно искать правых и виноватых, тем более, какую-либо позицию не собираюсь сейчас поддерживать лично я. Жертв было не мало. Говорят, что на защиту Порт-Саида поднялось почти все мужское население города. В ту пору его противостояние напомнило всем противостояние Сталинграда в 1943-м. Так, эти два города и стали побратимами. Сейчас в Волгограде есть площадь Порт-Саида, а в Порт-Саиде - площадь и улица имени Волгограда. Правда, посетить их нам не удалось. На городской карте они почему-то не были обозначены.
Но вернемся к каналу. Как вы помните, именно желание посмотреть его привело нас в этот город.
Канал здесь имеет ширину около километра. Вдоль него проложена набережная, тоже довольно-таки приличная, по ней народ даже прогуливается. А вокруг - огромное количество контор, связанных с судоходством. Нет ни одного здания вдоль набережной, на котором не значилась бы вывеска, гласящая о том, что в нем находится какая-нибудь Shipping-организация. А возглавляет всю эту красоту здание дирекции Суэцкого канала - в архитектурном плане отдаленно похожее на наш Речной вокзал, но с некоторым преобладанием восточного стиля.
К сожалению, Дирекция охраняется, и проникнуть внутрь мы не смогли. Зато отлично прогулялись вдоль канала. И посмотреть там было на что! Как раз в Порт-Саиде находятся ворота канала, через которые сухогрузы следуют к Красному морю. В день их здесь проходит не меньше десятка. Едва войдя в канал, они выстраиваются в очередь - дальше начинается череда шлюзов - и ждут.
Очередь из кораблей впечатляет. Например, мы наблюдали одновременно целых пять штук. Представьте себе, пять стоящих друг за другом сухогрузов, каждый размером с многоэтажный дом! Рыбацкие катера, которые служат здесь им лоцманами, кажутся в сравнении с ними просто скорлупками. Добавляют эффекта и портовые краны, которых на обоих берегах канала неимоверное множество. В общем, порт есть порт!
А на противоположном берегу от Порт-Саида расположен Порт-Фуад - небольшой городок с красивой мечетью у самой воды, который ничем особенным не прославился, кроме того, что в него можно сплавать из Порт-Саида на пароме.
Что мы, конечно же, и сделали. Паромы в Порт-Фуад отправляются не реже, чем каждые десять минут.
На них переправляют автомобили и безлошадных пассажиров.
...
...
Плыть тоже около десяти минут. С парома открывается отличный вид на берега канала, а заодно при желании с него можно покормить чаек, которых тут очень много. Самое интересное, что для пассажиров без автотранспорта паром бесплатен.
Мечеть в Порт-Фуаде.
Так в Порт-Фуаде выглядит телефонная связь.
А в этих установленных на улицах кувшинах находится питьевая вода.
Аудиокассеты продают.
На этом, пожалуй, можно сказать, что наш визит в Порт-Саид закончился. Дальше нас ждал жуткий и утомительный переезд в Дахаб.
---------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из путешествия по Египту и Иордании:
Как египтяне едят
Про египтян
Александрийский трамвай
Александрия континентальная
Александрия морская
Марса-Матрух. Бункер Роммеля
Оазис Сива. Среди песков
Из Каира в Александрию на поезде
Каир. Как мы пирамиды осматривали
Каир. Цитадель Салах-ад-Дина и Город мертвых
Каирское метро
Каир. Ближневосточно-африканская столица
Фотообзор: Египет и Иордания. Две страны, два континента