Есть у нас на улице Покровка, в доме 13 такой вот музей - музей уникальных кукол. Основан он на частной коллекции кукол 17-20 веков, которые больше 15 лет назад начала собирать одна талантливая девушка по имени Юлия Вишневская. И так хорошо у нее пошло это дело, что в 1996 году Юля открыла музей.
Сейчас в коллекции более 3 тысяч кукол, в музее представлена, конечно же, только часть. Но я не побоюсь этого слова - лучшая часть.
В этот раз я отступила от формата самостоятельного путешествия и купила в музее радио-экскурсию. Уж очень мне хотелось узнать о коллекции побольше. Все-таки, согласитесь, это не банальный музей.
Например, самая старинная кукла, которая здесь представлена - это деревянная кукла конце 17 века. Сделана она в виде младенца, как считается, ее прообразом был сам младенец Иисус. Но, к сожалению, время не пощадило ее. Все-таки более трех веков прошло.
А, вообще, куклы, прежде всего разделяются по материалам, из которых они изготовлены: дерево, воск, фарфор и другие. Самых первых фабричных кукол делали из дерева. Но это вовсе не значит, что со временем они выходили из моды. В одной из витрин я нашла двух деревянных кукол, изготовленных в конце 18 - начале 19 веков. Вот они. Согласитесь, милейшие?
С конца 18 века стали производить восковых кукол. Но восковыми они были не целиком, а обычно только личики. Делалось это так. Сначала изготавляли модель головы из воска или глины. По ней делалась отливка в алебастровой форме из двух или трех частей. Расплавленная восковая смесь, состоящая из красителя, бесцветного воска и различных добавок, заливалась в форму, и на застывание ей давалось очень небольшое время, а затем излишек смеси сливался.
Но самое интересное, как таким куклам делали волосы. Часто для этой цели использовались волосы настоящие человеческие, иногда махер, а иногда и то и другое одновременно. Волосы вставлялись отдельными прядями и пучками в тонкие прорези на голове, а потому казались более естественными. Порой, заказчики просили, чтобы куклам делали волосы из прядей волос их собственных детей. Да-да, и такое было.
Восковая куколка.
Ну, и, конечно, отдельный разговор - это фарфоровые куклы. Они более широкое распространение получили в 18-19 веках. Самое интересное, что в таких кукол дети играли очень редко. Им позволялось играть ими только в выходные, и это, конечно же, надо было тоже заслужить.
...
...
...
...
Позже кукол стали делать музыкальными механическими. Особенно круто считалось, если кукла могла издавать звуки, двигать руками и ногами.
У этой бабушки с кошкой тоже есть музыкальный механизм.
В 19-20 веках стало модно представлять кукол, как настоящих барышень, а потому их наряжали в точно такие же наряды, которые тогда носили девушки и женщины. Вот, к примеру, "Модная дама" конца 19 века.
И, конечно, у любительниц кукол была возможность самим покупать им одежду и наряжать. Для этого существовали специальные кукольные магазины. Кстати, там можно было выбрать не только одежду или обувь, но и разные аксессуары.
Кукол делали на частных фабриках в Англии, Германии, Франции, Швеции. В России тоже существовала одна такая фабрика. Но, к сожалению, после революции она была закрыта. Советские власти посчитали, что куклы выглядят слишком буржуазно, и советским детям играть в них не пристало.
А один из самых первых кукольных домиков появился в Англии в 1850 году. Вот так он выглядел.
А это тоже английский домик. Правда, более поздний - 1930 года.
Еще один. Современный.
Но вернемся к куклам. На мой взгляд, самые интересные в коллекции - это характерные куклы. То есть, те, у которых на лицах показаны эмоции. Вот, например, эти младенцы. Такое впечатление, что они почти настоящие.
А эта шведская кукла меня вообще сразила до глубины души. У нее поворачивается голова, на которой имеется три лица - смеющееся, плачущее и спящее. По "гениальной" задумке производителей так, играя в эту куклу, ребенок мог воспроизводить разные жизненные ситуации. Интересно, а о душевном состоянии этого ребенка кто-нибудь подумал. Мне кажется, я бы умом тронулась, увидев такое в детстве...
Самая большая кукла в коллекции - «Кукла наследника Тутти». Сделана она советским кукольным мастером В.В. Малахиевой в 1966 году для кинофильма «Три толстяка» по одноименному роману Ю. Олеши. Правда, лично я этот фильм не смотрела. Но считается, что именно эта кукла произвела на детей того времени неизгладимое впечатление. Ибо тогда было принято восхищаться пионерками, комсомолками и прочими советскими девочками. А прототип этой куклы - типичная буржуазная барышня в платьеце с рюшечками, с бантиками и заколочками.
Хотя нет, вру. Есть в музее еще, так называемые, интерьерные куклы. Вот они-то как раз самые большие - не меньше человеческого роста каждая. Их название говорит само за себя. Эти куклы служили только для украшения домов, квартир, магазинов и разных контор. И покупали их специально для этого. Можно только представить, какие площади были у тех интерьеров. :) Куклы-манекены.
Ну, и наконец, есть еще в музее экспозиция с японскими куклами.
Кукольные домики у японцев тоже были.
...
И точно так же, как и в Европе, японские дети 19 века не играли в этих кукол. Куклы лишь должны были радовали глаз. Единственная игровая японская кукла, которая есть в коллекции, принадлежала раньше японскому принцу. Но, согласитесь, что она весьма похожа на современного пупса. :))
На сим всё!