Зато второй, посещенный нами в Туле музей, а именно музей самоваров, произвел на нас гораздо больше впечатления, чем музей оружия. Его мы осматривали в день города, а потому перед входом в него нам пришлось потолкаться в очереди, а экспозицию лицезреть вместе с толпой народа. Но ничего страшного не случилось, а я даже успела расспросить тетечку-смотрительницу о некоторых самоварных экспонатах.
Самовары и Тула - это, как близнецы-браться, сплочены и не разделимы. А все почему? А потому, что Тула - опять таки занимала в 18-19 веках очень выгодное географическое положение на подъездах к Москве, неподалеку располагалось месторождение металлических руд, которое было удобно использовать для производства, а еще именно здесь сконцентрировались мастера по металлу, ведь Тула в ту пору уже славилась, как оружейный город. И вот, на основе оружейного производства тут и начал развиваться самоварный промысел.
Впрочем, когда и где впервые появился самовар, никто толком не знает. Известно, что в Туле в описываемые годы о нем уже слышали, а, например, в Китае задолго до этого народ использовал очень похожий на него прибор, хотя для приготовлении чая в нем и применялись немного другие технологии. Перед тем, как чай попал в Россию из Азии, у нас на родине прототипы самовара уже тоже были. Это сбитенники и самовары-кухни. Сбитенники использовались для приготовления сбитня - напитка из трав и меда, который был в ту пору очень популярным. Внешне сбитенник больше напоминал чайник, но внутри него имелась труба, куда закладывали уголь. Сбитнем любили торговать на ярмарках, а посему такие агрегаты для его приготовления пользовались большим спросом.
Сбитенник.
Самовар-кухня был тоже весьма интересным изобретением. Собой он являл братину, разделенную на две-три части, в которых одновременно готовилась разная еда, как правило, каша и опять же сбитень.
Что же касается Тулы и ее самоваров, то первый самовар тут изготовили в 1778 году на первом же самоварном заведении (его даже фабрикой назвать было сложно). Основателем этого заведения был оружейник Федор Лисицын, а самоварами занялись его сыновья - Иван и Назар. Правда, меньше чем через тридцать лет заведение переросло-таки в фабрику и на ней стало работать аж 26 человек.
Это сейчас нам кажется, что изготовить самовар не составляет большого труда. Подумаешь? Сделал каркас, поставил на ножки, внутрь запихнул электрическую спираль, присоединил к электросети, пять минут, и чай готов! Ан нет! В 18-19 веках на изготовление одного самовара у мастеров уходило от нескольких дней до недели, а работало при этом аж семь представителей разных профессий. Например, наводильщик сгибал медный лист, спаивал его и делал тот самый самоварный каркас или правильно - кувшин. Лудильщик покрывал внутреннюю часть самовара оловом. Токарь точил на станке и полировал самовар. Слесарь делал ручки, ножки и краник. Сборщик из всех частей собирал готовый самовар. Чистильщик очищал его. А токарь по дереву изготавливал деревянные шишки к крышке и ручкам, чтобы уберечь руки будущего владельца от ожогов.
Инструменты для изготовления самовара.
Делали самовары из латуни (такие были самыми дешевыми), из красной меди и из томпака - сплава меди и цинка. Последние особой популярностью пользовались в купеческих семьях и среди знати, ибо выглядели роскошнее и красивее. А позже самовары научились покрывать никелем, отчего они начинали сильно блестеть, что тоже всем очень нравилось.
В музее мы осмотрели строение самовара в разрезе.
В общем, непростая была задача его растопить, а уж о переносе его с места на место и речи не было. На мой взгляд, это было очень неудобно и тяжело. Тем не менее, народ так полюбил пить чай из самоваров, что вскоре появились самовары дорожные. Они, конечно, были меньше обычных и больше напоминали кофейники или даже походные канчики, но вы себе все-таки представьте: собираетесь вы так в путешествие, пакуете рюкзак и тут вдруг вспоминаете о том, что надо бы взять с собой самовар. Да-да, вспоминаете и берете. :)) Сейчас такой расклад даже представить себе сложно. А вот наши предки очень даже неплохо путешествовали с самоварами и даже особо не страдали от лишней тяжести.
Дорожные самовары.
Кстати, самовары-кофейники в природе тоже существовали и, мало того, пользовались большим спросом, так как кофе русский народ тоже очень любил.
Самовар-кофейник первой половины 19 века.
Кофейник со спиртовкой второй половины 19 века.
К концу 19 века в Туле действовало уже 74 самоварные фабрики, на каждой из них работало от трех до 127 человек, а в год они производили несколько тысяч самоваров.
Один из старинных самоваров.
Самовары продавали на вес, возили их на разные ярмарки и выставки, как на российские, так и на международные. Так тульские самовары и распространились по всему миру. И даже я невольно стала однажды свидетельницей этого. Дело было Сирии. Будучи в Дамаске я очень удивилась, когда увидела там в употреблении абсолютно русский самовар. При этом его владелец, сириец, так и называл его по-русски - самоваром. Правда, объяснить внятно, откуда он у него появился, он не смог. А потом выяснилось, что этот сириец - не единственный владелец самовара на Ближнем Востоке и в Средней Азии. Самовары в ходу в Сирии, в Иране, в Йемене, в Узбекистане и в некоторых других странах. Завезли их из России туда еще в 19 веке, самовары прижились, а вместе с ними прижилось и их название.
Самовар, выполненный в турецком стиле "Турецкий кальян", 1928 год.
Так как в 19 веке в Туле в самоварном производстве развилась мощная конкуренция, среди фабрикантов стало важным, как я уже говорила, участвовать в ярмарках и выставках. На выставках всегда выбирался лучший самоварный производитель. Но что самое интересное, победитель определялся не только по качеству выпускаемой продукции. На всероссийских выставках было важно, чтобы, например, материал, из которого изготавливался самовар, был русским, и рабочие тоже были русского происхождения, учитывалось техническое устройство фабрики и даже красота здания! Ну, и, конечно, каждый фабрикант старался украсить свои самовары, чтобы привлечь к ним повышенное внимание. Их делали совершенно разных форм - в виде ваз, ламп, рюмок, шаров...
...и даже теремов..,
...украшали различными изображениями - виноградными лозами, делали ручки в форме львиных лап и т.д.
Но все-таки главным украшением служила награда, полученная на выставке. Это были государственный герб, учрежденный министерством финансов, и разные медали. Их потом было принято тоже изображать на самоварах. Чем больше было наград, тем качественнее и дороже считался самовар.
Самовар с медалями.
Правда, некоторые незадачливые фабриканты мухлевали - пытались выгравировать на своих самоварах те награды, которых у них на самом деле не было. Это было серьезным преступлением. Такого фабриканта штрафовали, лишали его продукции и часто даже возможности заниматься дальше самоварным промыслом.
Но для того, чтобы прославиться, фабриканты не только участвовали в выставках, но еще и выпендривались. Одним из таких проверенных способов было подарить свою продукцию разным высоким особам, а потом об этом всем рассказать. Так, например, в 1909 году на фабрике Баташева специально выпустили коллекцию сувенирных самоварчиков емкостью в 200 граммов каждый в подарок царской семье, а именно четырем дочерям и сыну Николая Второго. И успешно, кстати сказать, подарили.
Подарок детям Николая Второго.
С приходом советской власти ситуация с самоварами в Туле резко изменилась. Практически все фабрики закрылись. Правда, во времена НЭПа стали появляться артели, которые весьма неплохо освоили производство самоваров и даже, порой, тоже получали за них дипломы на выставках. Но теперь, конечно, прославляли они не царя и отечество, а все, что было связано с новой властью. Так, артель под названием "Наше будущее" в 1927 году выпустила спецсамовар в подарок 17 Тулгубпартконференции.
А артель "Прогресс" в 1949 году в подарок Сталину к его 70-летию - самовар с его персональным профилем и изображением кремля.
Впрочем, во время Великой Отечественной войны почти все артели и фабрики были разрушены или перепрофилированы на выпуск оружия, поэтому в 1950 году было принято решение объединить их всех "под одной крышей". Так появился завод "Штамп", который с той поры единственный в городе стал выпускать самовары.
Но в Тульском музее самоваров рассказывается не только о самоварной истории во всех подробностях, как вам могло это показаться. Музей имеет и весьма креативные современные экспонаты. Например, в холле стоит самый большой рабочий самовар размеров в пол человеческого роста.
В одном из залов - самовар, в который вообще можно заходить внутрь (правда, он не рабочий, а внутри него продолжается музейная экспозиция).
Есть самовар, сплетенный из лозы (конечно, декоративный).
Самовар из бересты (как мне объяснила смотрительница зала, воду этот самовар вполне держит, правда, кипятить ее в нем невозможно).
Есть самовар, собранный внутри бутылки, причем к нему прилагаются еще чашечки с ложками.
Микросамовары всего в несколько сантиметров в высоту.
...
И, наконец, самовар из сахара.
В общем, после осмотра музея нам оставалось только поражаться мастерству умельцев, как прошлого, так и настоящего.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из поездки в Тулу и Тульскую область:
Тульский музей оружия
Тула. От кремля до памятника тёще
Тула. Где жить?
Фотообзор: Тула на выходные