Если кто-то подзабыл, то напомню, что в декабре мы ездили на "Сапсане" в Питер. Про "Сапсан" я уже рассказывала, и теперь про питерский музей хлеба рассказать изволю. :)
Для посетителей питерский музей хлеба открылся, можно сказать, неожиданно. 22 года назад он появился, как отраслевой при одном из городских хлебозаводов. А пять лет спустя дражайший наш Владимир Владимирович, коий в ту пору был заместителем мэра города, распорядился сделать его государственным. В принципе, не знаю, как раньше, но сейчас, на мой взгляд, музей вполне заслуживает этот статус. Мало того, что подобных ему в мире существует лишь двенадцать, в России он вообще первый и долгое время был единственным, пока в Измайловском кремле в Москве не открыли хлебную экспозицию. Но экспозиция музею сильно уступает, и размерами, и разнообразием представленных экспонатов - ведь в питерском музее хлеба их 20 тысяч.
Хлебная меленка.
Едва мы ступили на музейный порог, как поразились уже тому, что увидели в холле. Здесь, рядом с гардеробом, красовалась мельница в пол человеческого роста, сооруженная из... баранок.
А чуть поодаль - фигурки сказочных героев: заяц, лиса, сестрица Аленушка с братцем Иванушкой в виде козленка, дракончик с огнедышащей пастью...
...
...
...
Я, признаться, сначала даже не поняла, что они тоже из хлеба: вполне себе игрушечные, цветные, разукрашенные глазурью. Так бери их с полки да играй, либо украшай ими апартаменты - в качестве статуэток они тоже вполне сгодятся. Но Антон вмиг развеял мое заблуждение, ткнув пальцем в аннотацию. Все эти фигурки - пряничные, изготовленные мастерами-пекарями. Я поразилась до глубины души, а так как удивить меня чем-то сейчас очень сложно, еще с большим энтузиазмом пошла осматривать музей.
Таким хлебом кормятся космонавты.
Если кто-то еще не в курсе или подзабыл, то напомню, что хлеб, как таковой, появился несколько тысячелетий до новой эры. Например, пшеничные зерна были найдены археологами аж в египетских пирамидах. Примерно к тому же времени относится и первое, так сказать, сохранившееся хлебобулочное изделие. Правда, откусить от него кусочек сейчас, конечно, вряд ли получится, ибо оно конкретно окаменело, но зато в музее можно увидеть те предметы, какими оно было приготовлено - ступу и пест. Именно такими в Средней Азии в 3-4 тысячелетиях до новой эры мололи муку для выпечки хлеба. Впрочем, данные девайсы немногим изменились там и сейчас. По крайней мере, в отдаленных деревнях и аулах женщины используют до сих пор точно такие же приспособления.
Ну, а на Руси растить пшеницу и печь хлеб люди тоже научились издревле.
Впрочем, про пшеницу это я, конечно, загнула. Хлеб на Руси крестьяне выпекали ржаной. Пшеничный же, из белой муки, долгое время считался роскошью и готовился лишь на праздники. Оригиналов сохранившегося с той поры хлеба, мы в музее не нашли. Но муляжей, полностью воспроизводивших его формы, насмотрелись вдоволь.
Пряник "Кошечка".
Например, видели всякие калачи, ржаные сухари, курники, рыбники, венские крендели и прочее-прочее, как из ржаной муки, так и из пшеничной.
Калач.
Ржаные сухари (слева), курник (справа вверху), рыбник (справа внизу).
Венский крендель.
Что же касается городских жителей, то даже самые бедные из них уже в 16 веке могли вполне официально прикупить себе хлебца. В то время в городах, и в Питере в том числе, уже существовали мелочные лавки. Обычно они занимали подвальное помещение или помещение на первом этаже и по своей сути являли собой трех-четырех комнатные квартиры. В одной-двух комнатах жили владельцы, а в остальных размещалась сама лавка. Торговали в ней всякой мелочевкой (отсюда и название): рыбой, студнем, кондитерскими изделиями, чаем, сахаром, а до кучи гвоздями, керосином, мылом, веревками и т.д. Там же стояла печь для выпекания хлеба, имелись скребки, лопаты и другие нужные для этого процесса предметы.
Но товары, продаваемые в таких лавках, были не лучшего качества. Так, чай мог пахнуть керосином, конфеты провонять рыбой, а в хлебе покупатель запросто мог обнаружить какой-нибудь гвоздь или еще чего похлеще. К тому же, владельцы таких лавок часто халтурили и вполне могли разогреть в печи вчерашний хлеб и выдать его за свежий. Так что, пользовались спросом мелочные лавки только у рабочих и прислуги. Хотя официально хлеб в них должен был выпекаться дважды в день и обязательно пяти сортов: трех ржаных и двух пшеничных.
Народ побогаче покупал хлеб в других местах. К примеру, особым спросом пользовался монастырский хлеб. Он оставался свежим до недели, что петербуржцам очень нравилось. Ну, и, конечно, не обходилось дело без чая. В музее мы осмотрели воспроизведенную чайную лавку, в которой отоваривались более состоятельные горожане. Кроме чая и кофе, в таких лавках можно было купить сахар и сладости.
На полках стоят не товары, а упаковки от чая - ими музей очень гордится.
...
Кстати, чтобы понять, насколько неплохо питались граждане дореволюционного Питера, мы еще изучили обнаруженное здесь же меню одного из ресторанчиков того времени, который располагался на Васильевском острове. Так, 3 февраля 1903 года посетителям ресторана предлагались суп прентаньер с пирожками разными, лососина паровая под соусом пикан, филе де беф а ля жардиньер под соусом мадера, жаркое из индейки и рябчиков, салат из пикули и огурцов, а также Московская закуска в виде чая, мороженого, фруктов и шоколада. Да и накрытые к обеду столы производили нехудшее впечатление: фрукты, выпечка, бутылочка вина, как мы поняли, были неизменными атрибутами трапезы.
Стол, накрытый к обеду.
Сервировка.
Но вернемся к хлебу. В советские годы все питерские заводы перешли на массовое производство.
Хлебо-месительные машины.
...
...
Правда, в редких случаях пекари продолжали готовить и штучную продукцию. Например, если надо было умилостивить какого-нибудь высокого гостя или осчастливить какого-то не менее крутого юбиляра, готовились хлеба по специальным рецептам и специального вида - с изображением серпов и молотов, пятиконечных звезд и прочей символики светлого будущего.
Более "мягкий" вариант.
В начале же 1990-х годов, когда наша страна резко взяла курс на капитализм и с магазинных полок пропали все товары, хлебозаводы продолжали работать, а в женских журналах стали публиковать актуальные рецепты блюд из черствого хлеба, а на стенах многих магазинов появились аналогичные плакаты.
В принципе, это было логично и актуально. Пожалуй, единственное, что не пропало с полок в то время, - это хлеб. Хотя, помню, как по Москве как-то пронесся слух о том, что запасов хлеба в столице осталось лишь на пару дней, и мой дедушка, отстояв огромную очередь в магазине, принес нам несколько буханок. Но, к счастью, слух не подтвердился, и дефицита хлеба тогда не случилось. Полагаю, что и положение в Питере было примерно таким же. Кстати, как выглядели хлебные прилавки в 1980-х годах, еще до вступления страны на капиталистический путь развития и всех вышеописанных страстей, в музее тоже можно увидеть: весы, которые сейчас встретишь разве только в продмаге какого-нибудь сильно провинциального городка, батоны белого специальной оригинальной формы по 18 и по 25 копеек, индийский чай со слоном, пачки с печеньем, вазы с конфетами, а главное - знакомые многим картонные коробки с макаронами, вермишелью, рожками и прочей "радостью" из серой муки, напомнившие мне о гастрономических особенностях, выпавших на мое детство.
...
...
Но самое сильное впечатление в музее хлеба произвел на нас зал, посвященный блокаде Ленинграда.
Жилая комната времен блокады.
Кроме шокирующих фотографий, на которых изображены очереди за хлебом и водой, изможденные от голода люди, здесь можно видеть и другие. Например, с лицами властьпридержащих чиновников, разработавших дневные нормы хлеба на человека и согласовавших инградиенты, из которых он должен был делаться. Скажу я вам эти физиономии выглядели отнюдь не страдающими от голода и бедствий. Обычные чиновьничьи хари!
Самая жесткая пора для ленинградцев наступила в ноябре и декабре 1941-ого, когда город уже около трех месяцев наодился в блокаде. Тогда нормы хлеба для рабочих снизили до 250 граммов в день, простые же граждане, иждивенцы и дети получали по 125 граммов. Правда, детям в третьей декаде ноября еще выдали по 100 граммов сухофруктов и по 100 граммов картофельной муки.
Так выглядели хлебные карточки.
Хлеб же было решено печь не по тем технологиям, по которым было всегда принято, а по технологии военного времени. В результате он больше чем на 50 процентов состоял из ржаной обойной муки, а в качестве добавок в него входили овсяная мука, подсолнечный жмых, нефильтрованный ржаной солод и соль.
Так выглядел блокадный хлеб (снизу). Современная буханка для сравнения сверху.
Хлеб получался гораздо тяжелее, чем 125-граммовый кусок того хлеба, какой мы привыкли есть сейчас, и представлял собой маленькую плиточку, наесться которым было невозможно даже малышу. Этот самый хлеб можно тоже увидеть в музее...
---------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из зимней поездки в Санкт-Петербург:
Музей Арктики и Антарктики
"Васька" - Васильевский остров
На "Сапсане" из Москвы в Петербург
Фотообзор: Зимой в Санкт-Петербург