Ну, и, наконец, еще один музей города Шяуляя, который мы почтили своим визитом, - это железнодорожный.
Вообще-то, узнав об этом музее, я подумала, что вряд ли мы попадем в него: музей ведомственный, работает по какому-то своему графику, который меняется день ото дня, и сомнительно, что нам повезет настолько, что мы окажемся в Шяуляе как раз в нужный день и час. Однако мы решили испытать судьбу и отправились к железнодорожному вокзалу, на котором, собственно, и находился музей. Ориентиром нам послужил локомотив с прицепленным к нему вагончиком, стоящий на рельсах узкоколейки. Локомотив имел марку РТ-4-153 и, как выяснилось, был одним из поездов, катавшихся в прошлом по литовским узкоколейкам.
...
Железная дорога в Литве появилась во второй половине 19 века. 15 февраля 1851 года было решено проложить ее из Петербурга в Варшаву и Кенигсберг. С этого все и началось, и в сентябре 1860 года в Вильнюс пришел первый поезд. Затем появилась ветка из Динабурга в Радвилишкис и много других. И, конечно, все они были ускоколейными. Весной 1919 года завершилась прокладка узкоколейки в Каунасе между старым городом и Панемуне и началось движение поездов. А вот, первый ширококолейный поезд из Кайшядориса в Радвилишкис был пущен 6 июня 1919 года.
Музей оказался открыт, мало того, нас в нем встретила милая тетушка, которая поведала, что он бесплатный и сильно удивилась и обрадовалась, что мы пришли его смотреть. Еще больше она удивилась, когда услышала, что мы из Москвы.
"Да вы что? К нам москвичи приезжают очень редко! - сказала она и добавила: Раз такое дело, пусть у вас останутся сувениры на память о нашем музее!". С этими словами тетушка полезла куда-то в свои закрома, извлекла оттуда и вручила нам школьную линейку и табличку для расписания уроков на литовском языке и с железнодорожной символикой. Видимо, эти сувениры предназначены шяуляйским школьником, которые и бывают основными посетителями музея.
А музей оказался очень неплох. Сразу было заметно, что создали его железнодорожники-энтузиасты, повернутые на своем хобби-работе. Каждый его уголок был занят каким-нибудь экспонатом.
Вот, например, документы и фотографии разных железнодорожных деятелей.
Вот куски рельсов разной ширины.
...
Вот светильники и семафоры, используемые на железной дороге.
Мы среди коллекции нашли один, особо удивительный: источником света в нем была обычная свечка, которая от ветра пряталась в специальный корпус. (Извиняюсь за качество).
Есть в музее форма железнодорожников, как старая, так и современная.
...
Есть предметы быта. Кстати, в музее очень многие экспонаты собраны при помощи работников железной дороги и их семей, потому-то тут и можно увидеть вещи, которыми они пользуются не только на работе, но и по жизни: посуду, чемоданы, ящики-шкатулки, телевизоры и даже обувь.
...
...
...
Но больше всего нас впечатлили две коллекции - часов и телефонов. Часы тут представлены в основном те, которые вешаются на станциях и вокзалах.
Но есть, например, и подарки отличившимся железнодорожникам. Один из них - выезжающий из тоннеля поезд с циферблатом вместо лобового стекла.
Но нам больше понравились как раз вокзальные часы, а именно те, циферблат которых состоит не из 12, а из 24 делений, то есть часовая стрелка проходит его не за 12 часов, а за сутки. Очень интересные часы. Кому же в голову пришла мысль изготовить такие? Хотя удобно, конечно. В каком бы состоянии человек не находился, он никогда не запутается: утро сейчас или вечер? :))
Коллекция телефонов тоже презамечательная. Говорят, что дети, родившиеся в эпоху цифровых фотоаппаратов, мобильных телефонов и ай-подов, даже не представляют, как пользоваться дисковыми телефонами и принимают их за что угодно, но только не за оные. На самом деле, не так уж много времени прошло с тех пор, как они вышли из употребления и, наверняка, в каких-нибудь конторах они все еще стоят. В музее на них тоже можно полюбоваться во всей красе.
А еще здесь есть один из самых старых станционных телефонов - деревянный, размером со шкаф, с качающейся ручкой и с металлическим звонком-маятником. Думаю, прикольно было бы установить такой дома в качестве городского. :))
В музее мы пробыли около часа. Несмотря на то, что мы осмотрели его весь, любезная тетушка всё не хотела нас отпускать, показывая все новые и новые экспонаты. Увы, посетителей тут не так уж и много. Но, наконец, распрощавшись с ней, мы отправились осматривать Шяуляй дальше. Впереди нас ждала Гора Крестов.
В Шяуляе мы жили
здесь.
---------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из путешествия по Литве:
2009 год, октябрь-ноябрь:
Шяуляй. Музей велосипедов. Велосипедный рай
Шяуляй. Музей кошек. Знай кошка свое лукошко!
Шяуляй. Город Солнца
Литовский транспорт
Тракай. Откуда в Тракае караимы?
Тракай и его восемь достопримечательностей
Бельмонт. Французы в Вильнюсе
Как мы в Вильнюсе в оперу ходили
Пара слов о литовской кухне
Про литовцев
Ужупис. Отдельная страна в центре Вильнюса
Вильнюс. Город науки и религии с самым большим в Европе сердцем
Фотообзор: Литва. За девять дней по пяти осенним городам