Еще одной радиалкой из Друскининкая у нас стала поездка в деревню Швендубре в пяти километрах от города у самой границы с Беларусью. В путеводителях значилось, что это - старинная этнографическая деревня, существующая тут аж с 1620 года и считающаяся архитектурным памятником старины. Деревня застроена самобытными старинными усадьбами дзукийских крестьян, где каждый двор имеет свою ограду. Согласитесь, звучало заманчиво!
От Друскининкая в Швендубре ведет велосипедная дорожка. С рейсовым же транспортом сюда не очень хорошо. Автобус ходит несколько раз в день, с очень большими интервалами. Поэтому мы решили взять такси - все-таки в беременном состоянии ехать на велосипеде я не рискнула.
Таксист забрал нас от гостиницы, а по дороге поинтересовался, что мы такого забыли в Швендубре? Когда же он услышал, что мы едем смотреть национальные этнографические дома, он пожал плечами: "Сколько раз там бывал, не видел ничего особенного!" - и добавил, что главная достопримечательность деревни - это Чертов камень, непонятно как сюда попавший. Неподалеку от камня он нас и высадил. Мы прошли через поле с еще неубранной местами картошкой и оказались рядом с ним.
Камень - огромный валун - был размером с человеческий рост. Через дорогу от него стояли три деревянных столба с вырезанными на них человеческими фигурами, похожие на те, что мы видели в музее "Лесное эхо".
По легенде, чёрт нес этот камень, чтобы перегородить реку Неман, но выронил его по дороге. На самом деле, конечно, его сюда ледник притащил, это - остатки морены.
От камня в сторону, противоположную Швендубре, вела узенькая дорожка со старым асфальтом. Назад в Друскининкай мы собирались возвращаться на автобусе, который, судя по расписанию, отправлялся лишь через несколько часов, и мы решили, что вполне успеем немного прогуляться по этой дорожке и выяснить, куда она ведет, а затем осмотреть и саму деревню.
Шли мы долго. Дорожка сначала шла через поле по кромке леса, потом свернула в лес, сбежала в овраг, снова поднялась на его бровку и направилась к реке, протекавшей где-то в низине. Было понятно, что проложена она была здесь неспроста, что это - вовсе не подъезд к каким-то ценным объектам (их не наблюдалось в окрестностях), что, если ее покрыли асфальтом - потрескавшимся и вздыбившимся ныне, то значит, она имела, пусть и не стратегическое, но важное значение. Что же это?
Мы уже стали подумывать: уж не какой-то ли это объездной путь к белорусской границе, но, наконец-то, догадались взглянуть на карту. Дорожка оказалась велосипедной трассой из Друскининкая до Швендубре. :)) Разочаровавшись в ее таинственности, мы повернули назад и вскоре снова оказались в деревне.
Историки считают, что в этом самом месте когда-то мог находиться замок. Может, оно и так, но сейчас никаких намеков на него не было. И, видимо, прав был водитель нашего такси: намеков на какие-то особенные этнографические дома здесь тоже не было. Дома во всей деревне стояли совсем обычные - одноэтажные, сложенные из бревен и досок, иногда даже не покрашенные, в общем, такие, какие можно массово увидеть и в наших деревнях.
...
Часто рядом с ними стояли бревенчатые сараи, под навесами рядом с которыми хранились поленья для печей на зиму.
...
...
Не редко у фасадов домов стояли кресты и статуи Девы Марии с младенцем на руках, что так же мы и до этого часто встречали в католических селах Восточной, а иногда и Западной Европы.
На поле паслась лошадка.
...
Аисты на фонарном столбе свили гнездо, в общем, всё, как везде.
Мы дошли до автобусной остановке в центре Швендубре и, на всякий случай, поинтересовались у местных жителей - есть ли здесь какая-нибудь этнографическая деревня? "Нет, ничего такого, - ответили нам, - только такие дома и всё!". Так и осталось для нас загадкой, что же имел в виду путеводитель под самобытными усадьбами дзукийских крестьян и архитектурным памятником старины?..
До отправления автобуса в Друскининкай оставалось около полутора часов, и мы не стали его ждать. Мы вышли на трассу и принялись за автостоп.
Трафик был совсем слабый, машины ехали только из Швендубре и из какого-то небольшого поселка по соседству. Но нам повезло, и буквально через двадцать минут перед нами остановилась легковушка-малолитражка, и приятная пожилая супружеская пара довезла нас до самого центра Друскининкая.
В Друскининкае мы останавливались в отеле
"Пушинас".
---------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из путешествия по Литве:
2009 год, октябрь-ноябрь:
Грутас-парк. Парк советского периода
Друскининкай. Город среди леса
Каунас. Музей чертей. 3000 чертей!
Каунас. Музей медицины и фармацевтики. Врачевание по-литовски
Каунас. Город костелов, фуникулеров и литовских президентов
Гора Крестов
Шяуляй. Железнодорожный музей. По литовским рельсам
Шяуляй. Музей велосипедов. Велосипедный рай
Шяуляй. Музей кошек. Знай кошка свое лукошко!
Шяуляй. Город Солнца
Литовский транспорт
Тракай. Откуда в Тракае караимы?
Тракай и его восемь достопримечательностей
Бельмонт. Французы в Вильнюсе
Как мы в Вильнюсе в оперу ходили
Пара слов о литовской кухне
Про литовцев
Ужупис. Отдельная страна в центре Вильнюса
Вильнюс. Город науки и религии с самым большим в Европе сердцем
Фотообзор: Литва. За девять дней по пяти осенним городам