Пожалуй, теперь осталось рассказать только о транспорте, на котором мы ездили по Хельсинки.
В первый же день мы купили себе суточный проездной на все виды городского транспорта за 6.80 евро. Не сказать, что мы ездили много и часто, но проездной все равно оказался выгодным вложением и буквально через пару поездок себя оправдал (часовая поездка здесь стоит два евро). Собой он являл обычного вида пластиковую карточку с изображением трамвайчика на зеленом фоне. Активировать ее нужно было один раз на специальном считывающем устройстве, которые в изобилии были установлены при входе в метро и во всех видах наземного транспорта.
Считывающее устройство.
На оборотной стороне проездного можно было в специальную графу вписать время начала его использования, но это предлагалось делать чисто для себя. Ровно через сутки билет автоматически прекращал действовать, и, если забывший об этом незадачливый пассажир попадался контролерам, то платил 80 евро штрафа. Правда, за все время контролеров мы не встретили ни разу, хотя забывчивостью тоже особо сильно не злоупотребляли. Продавались такие проездные билеты в специальных киосках, кои, несмотря на такое свое название больше походили на магазины, где было можно купить продукты, газеты, журналы, а также попить кофе с кексами.
А это - автомат по продаже билетов. Принимает только наличные и чипованные пластиковые карты.
Первым делом мы опробовали хельсинские трамваи. Они тут ходят разных марок, есть постарше и поновее, но все быстрые, бесшумные и удобные.
Старый город трамваи охватывают своей сетью почти полностью, ездят часто, а остановки почти всегда оснащены картами их следования и электронным табло, где указывается, через сколько минут подойдет ближайший трамвай каждого маршрута, и через сколько будет следующий после него.
Так же, кстати, здесь выглядят и автобусные остановки. Внутри салона табло тоже имеется: на нем высвечивается название ближайшей остановки попеременно на трех языках - финском, шведском и английском. А еще тут же в салоне можно получить бесплатную карту с подробными маршрутами городских трамваев и автобусов.
Такие дорожные знаки-указатели часто можно видеть в городе.
Не могу сказать, что на трамваях мы объехали весь Хельсинки, но покатались мы неплохо и даже побывали в трамвайном депо. Случилось это очень просто: мы гуляли в районе Олимпийского стадиона и вдруг случайно к нему вышли. Депо представляло собой длинное хорошо освещенное ангарообразное здание со множеством дверей, за которые уходили трамвайные рельсы.
Одни из дверей были как раз открыты, через них внутрь заезжал трамвай, и мы решили последовать за ним. Надо признаться, что за всю свою жизнь в депо я была всего лишь однажды. Случилось это около десяти лет назад в подмосковном городе Лобне, а депо было железнодорожным. Это хельсинское депо от лобненского одновременно и не отличалось принципиально ничем, и отличалось кардинально. В нем я так же увидела рельсы и канавы под ними, предназначенные для обзора трамваев снизу, обмера колесных пар и ремонта. Но депо было настолько светлым и чистым, без мазута, воды в канавах и прочей грязи, что наше лобненское в сравнении с ним просто нервно курило в сторонке.
Мало того, здесь мы не встретили ни одного человека, в то время, как в лобненском в канавах кто-то из мастеров всегда был и что-то делал. Не знаю, возможно, хельсинские трамваи обслуживают ночью?
Вторым нашим транспортным средством в столице Финляндии стало метро.
Вход в метро.
Метро в Хельсинки не большое - всего одна линия, разветвляющаяся в конце на две. На метро здесь мы проехали всего несколько станций и поняли, что друг от друга они практически не отличаются. Метро глубокое, проходить к станциям надо мимо точно таких же считывающих устройств, которые мы видели в трамваях, никаких турникетов, бабушек - "красных шапочек", следящих за безбилетниками, тут нет.
В метро мы попали вечером, и тут были закрыты даже все кассы, поэтому я затрудняюсь сказать, сколько же этих безбилетников в итоге здесь катается. С поверхности вниз на станции ведут точно такие же, как у нас, эскалаторы. Но в Хельсинки они всегда работают все и без проблем, толчеи на них не образовывается, да и вообще у нас ни разу не возникало ощущения сельди в бочке.
Станции же нас удивили. Они оказались просты до безобразия: выдолбленные в граните, они лишь кое-где были отделаны пластиком, в большинстве же мест перед нами предстали ничем не облицованные шершавые гранитные стены и такие же потолки-своды.
Есть еще такой вариант.
Правда, станции здесь гораздо шире и просторнее наших, и в некоторых из них в качестве украшения помещается что-то вроде экспозиции. Например, на станции метро "Kamppi" мы обозрели экспозицию одной современной финской художницы на тему африканского апартеида. Автор задавалась вопросом: как относятся к африканцам в мире, как к людям или как к животным? И в ее экспозиции они были представлены чем-то среднем между животным и человеком - люди с собачьими головами, человеки-обезьяны и так далее. На мой взгляд, спорно, но кому-то наверняка нравится.
...
Но несмотря на простоту, метро в Хельсинки нам показалось вполне удобным. Так же, как и на автобусных и трамвайных остановках, здесь на станциях висят удобные карты города с проекцией на них станций метро, схемы станций с указанием времени, которое проходит поезд от одной до другой, и табло, на коих значится, через сколько минут подойдет следующий поезд.
Интервалы между поездами незначительные, а сами поезда выглядят весьма оптимистично - они покрашены в веселый оранжевый цвет.
Внутри поезда тоже оранжевые. Они явно пошире наших, а сиденья в них располагаются по принципу, как в электричках, только не по три сиденья в каждом ряду, а по два.
Еще в вагонах висят дисплеи, где, кроме вездесущей рекламы, можно ознакомиться, например, с прогнозом погоды на ближайший день. Такие дисплеи, кстати, есть и в трамваях.
Паромы. Паромами в Хельсинки мы пользовались только дважды, когда в последний день нашего путешествия ездили на остров к крепости Суоменлинна и возвращались назад. Билет на такой паром стоит 3.80 евро и действует 12 часов. То есть, его обладатель в течение полу-суток может скататься до Суоменлинны и обратно столько раз, сколько захочет. Паром представляет собой двухпалубный корабль.
Нижняя палубы теплая и закрытая, на ней отлично путешествовать в холодную погоду.
Здесь же есть место для перевозки автомобилей. Правда, на городской паром их помещается не больше четырех штук.
...
Верхняя палуба открытая и ветреная, но зато с нее отлично получаются фотографии Хельсинки.
На этих видах транспорта наше знакомство с транспортом Хельсинки закончилось.
В Хельсинки мы жили в отеле
"Sokos Albert", ели в ресторанах
"Рара Albert" и в
"BBQ House".
---------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2010 год, сентябрь:
Хельсинки. Суоменлинна. Игрушечная история
Хельсинки. Суоменлинна. Крепость на троих
Хельсинки. "Розовая Пантера" на "Бегущем городе"
Хельсинки. Миши
Хельсинки. Из лоскутков
Фотообзор: Осень в краю полярных сияний