Нашему Данилке исполнилось пол-годика, когда мы стали подумывать над тем, что настала пора путешествовать с ним не только по ближайшим областям России, но и съездить куда-нибудь за границу. Мы получили ему загранпаспорт сроком на пять лет с фотографией, где он улыбается чуть ли не до ушей, а в ноябре, когда ему вот-вот должно было исполниться девять месяцев, отправились в Европу по сложному маршруту. Сначала мы планировали на два дня остановиться в Вене, осмотреть город и кое-какие его окрестности, потом поехать в Братиславу, из Братиславы - в Прагу, где, кроме столицы Чехии, хотели посетить еще Кутна Гору и Седлец с его знаменитой костницей. Дальше думали отправиться в Зальцбург, из него в тирольский Хинтертукс кататься на лыжах. А из Хинтертукса в Мюнхен, откуда у нас планировалось возвращение домой. Весь наш маршрут занимал около двух недель.
В этом посте я расскажу о нюансах, с которыми мы столкнулись в путешествии с малышом, а также покажу кратенький фотообзор нашего путешествия.
Вена.
Лететь мы собрались компанией "Niki" - дочкой "AirBerlin". Эта авиакомпания предлагала билеты по отличным ценам, и они в оба конца обошлись нам примерно в 300 евро на всех троих.
На самолете наш мурысик летел впервые, и я, честно говоря, переживала, как он перенесет полет? До сих пор он у нас отлично ездил в автомобилях, уютно устроившись в своем автокресле, но при этом терпеть не мог сидеть на руках. А полет на самолете подразумевал как раз последнее, то есть 2,5 часа мы с Антоном по очереди должны были продержать его у себя на коленях.
Накануне Антон позвонил в "Niki" и спросил: нельзя ли сделать так, чтобы наши места оказались в первом ряду салона? Дело в том, что там, как известно, чуть больше места, чем в остальных рядах, и мы лелеяли мысль установить на полу впереди себя автокресло и сгрузить Даню в него. А в самом тяжелом случае расстелить там плед и дать ему поползать. Но нам популярно объяснили, что такой номер не пройдет, ибо перевозить автокресла в ручной клади запрещено, а услугу усадки пассажиров с детьми в передние ряды они не практикуют. Мы расстроились, но со временем смирились с мыслью, что нам придется сидеть в середине салона с другими пассажирами, и стали готовиться к путешествию.
Для перевозки Даньки по Европе мы взяли с собой коляску-трость. Но, чтобы он в ней не шибко мерз, максимально утеплили ее - застелили по всей полезной площади пенкой и купили флисовый мешок, куда и упрятывали малюска. Еще мы взяли автокресло, так как у нас планировалось несколько переездов на автобусах, поездах и такси, банку молочной смеси, овощных и фруктовых пюре из расчета на шесть дней с мыслью, что остальной необходимый корм мы закупим уже по факту, абхазскую кофеварку, шесть сменных костюмчиков, так как заниматься стиркой я в пути не собиралась, теплый комбинезон, меховые сапожки, шапочку, пять особо любимых игрушек, вот, собственно и всё.
Казалось бы, не так уж и много всего. Но в результате у нас образовался полностью забитый вещами огромный туристический рюкзак и еще вдобавок маленький городской рюкзачок, общим весом около 30 килограммов. И это при условии, что вещей для себя мы взяли, как всегда, по минимуму.
В аэропорт "Домодедово" мы отправились на такси. Оказывается, если ехать вдвоем (малыш не в счет, он все равно везде ездит бесплатно), то такси получается всего на триста рублей дороже аэроэкспресса. В общем, благополучно миновав все московские и подмосковные дороги и пробки, мы уже через два часа были в аэропорту.
И тут нас ждало полнейшее удивление. На регистрации я попросила, чтобы билеты нам дали у прохода - ведь, если сесть у окна, то бедному пассажиру у прохода пришлось бы очень часто вставать, выпуская нас с Данилкой. Но на это девушка сообщила, что выписала нам места в первом ряду - да-да, в том самом, о котором мы спрашивали в справочной авиакомпании, и где нам ясно дали понять, что счастье сидеть там нам не светит. Дальше больше. Оглядев весь наш багаж, она сказала, что и коляску и автокресло можно взять с собой до самолета, и только перед самой посадкой отдать их ответственным за багаж товарищам, кои погрузят их на борт.
Когда мы пошли на пограничный и таможенный контроль, нас отправили не вместе со всеми, а с пассажирами бизнес-класса, где очередей не было вовсе. Всю Данилкину еду, включая сок и остатки молочной смеси, пропустили без звука, даже несмотря на то, что я напрочь забыла упаковать ее в отдельный пакет.
При посадке мы отдали нашу коляску и тут снова приятная неожиданность - на наше автокресло совершенно никто не покусился, и мы спокойно занесли его в самолет. И вот мы на борту. Стюардессы "Niki", одетые в синие джинсы и розовые кепочки, сами рассовали нашу ручную кладь по полкам, а автокресло установили на третье рядом с нами сиденье, пристегнули и сообщили, что после взлета мы сможем усадить в него нашего малыша.
- Как-так? - поразились мы. - На этом месте не будет пассажира?
- Сейчас мы уточним, - сказала одна из стюардесс и через десять секунд вернулась с распечаткой. - Да, это место свободно, можете пользоваться!
Мы просто обалдели. Но, что интересно, когда мы в самом конце нашего путешествия летели обратно из Мюнхена в Москву, всё было точно так же. Мы снова летели на первом ряду, одно место было свободное, и мы опять-таки пристроили туда Данилкино автокресло. Правда, на обратном пути нам еще до кучи от авиакомпании подарили набор для малыша, в который входили полотенце, бутылочка с соской, памперс и детские влажные салфетки. Но летели мы уже не "Niki", а чистым "AirBerlin".
Стюардессы помогли нам пристегнуться. Оказывается, существуют детские ремни. Такой ремень сначала нужно пристегнуть к своему, потом усадить малыша на колени, и пристегнуть им же его. То есть, получается такая мощная сцепка "взрослый-ребенок". В принципе, весьма удобно. Главное, мурыс зафиксирован и в то же время может двигаться и не свалится с колен.
Наконец, мы взлетели. На взлете Даня пил сок - говорят, питье считается лучшим средством от закладывания ушей. Но, забегая вперед, скажу, что при посадке он от сока отказался и просто сосал сосочку. И тоже все было нормально.
Что же касается полета в целом, то Данилка оказался очень хорошим пассажиром. Всю дорогу он либо сидел у нас на ручках и играл, либо сидел в своем автокресле и тоже играл, либо кушал фруктовое пюре и не пискнул ни разу.
В Вену мы прилетели точно по расписанию. "Niki" проявила себя просто прекрасно. В пути нам предложили посмотреть кино и перекусить сэндвичами. И это все, несмотря на то, что компания, в принципе, лоу-кост.
Венский аэропорт нас тоже поразил. На пограничном контроле образовалась очередь, и мы уже начали морально готовиться стоять в ней не меньше часа, как это обычно происходит в наших "Шереметьево" и "Домодедово", но вдруг заметили, что очередь движется просто с неимоверной быстротой, и уже через десять минут наши визы были проштампованы, и мы ступили на австрийскую землю.
Если же говорить в целом о путешествии с малышом, то сразу хочу заметить, что не все наши предположения оправдались. Например, и в Австрии, и в Праге, и в Братиславе оказался совершенно неожиданный дефицит детских пюре. В Вене мы обыскали чуть ли не все их многочисленные "Биллы" и прочие продуктовые магазины, но ничего, кроме "Hipp" не нашли, а "Hipp", который был, Дане не подходил в принципе, так как все предлагаемые пюре были изготовлены из целой кучи овощей и мяса. Однокомпонентными же, которыми у нас забиты все магазинные полки, а также тех, к которым мы его уже приучили, не было. И я, вообще, до сих пор теряюсь, как вводят своим детям прикорм австрийские мамы, если у них ничего подходящего не продается. В Чехии и в Словакии с этим попроще. Мы нашли подходящие пюре местных производителей, и Данилка их с удовольствием уплетал за обе щеки. Но опять-таки там, кроме этих местных и опять-таки "Hipp", ничего другого не было. Ни польского "Gerber", который Даня очень любит, ни итальянского "Heinz"...
Второй момент, с которым мы неожиданно столкнулись, - это особенности Данилкиного возраста. Если в шесть месяцев ему любая дорога вообще была по барабану, и он ехал с нами туда, куда мы его везли, то сейчас начал проявляться характер. И если первые четыре дня он путешествовал просто прекрасно и вообще не ныл, то потом начал поднывать, а к исходу недели как-то ночью вообще закатил нам истерику. Правда, потом после того, как четыре дня отдохнул на горнолыжном курорте, снова пришел в себя и опять нормально путешествовал.
Третий момент - все-таки путешествие с большим количеством вещей утомительны. И это еще, учитывая то, что в этот раз мы ехали без собственного десяти-килограммового манежа, который возили с собой в прошлый раз, и в котором Даня у нас спал. Теперь на всем маршруте путешествия мы договорились, чтобы в отелях у нас были детские кроватки. И они были - как раз те самые манежи, но Данилка особой разницы не почувствовал. Так что, если будет возможность, то мы в следующий раз постараемся спланировать маршрут так, чтобы был минимум переездов и максимум радиалок из одного места.
А в целом, конечно, мы устали. Но не жалеем, что отправились, хотя, пожалуй, это путешествие получилось у нас самым непростым из всех.
Продолжение следует...
А пока обещанный фотообзор.
Вена.
Хинтербрюль.
Баден.
Баден.
Братислава.
Прага.
Прага.
Прага.
Кутна Гора.
Седлец.
Зальцбург.
Зальцбург.
Хинтертукс.
Хинтертукс.
Хинтертукс.
Мюнхен.
---------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из путешествий по Германии:
2008 год, декабрь:
Берлин. Музей Берлинской стены
Про Берлинское метро и прочий транспорт
2006 год, апрель:
Берлин. Трептов парк
Фотообзор: Германия фотографическая