В один из дней мы решили съездить в Хинтербрюль и Баден, находившиеся неподалеку друг от друга, всего в двух десятках километрах от Вены и располагавшиеся в районе под названием Венский лес. В Хинтербрюле мы собирались посмотреть на
старинные гипсовые рудники и самое большое подземное озеро в Европе, а в Бадене погулять по городу и покупаться в Римских термах.
Так как рудники работали по очень экзотичному графику, мы прежде всего отправились туда.
Добираться до Хинтербрюля оказалось не просто. Возможно, что существуют и какие-то другие пути доезда, но мы сначала на поезде отправились в Мёдлинг - городок в 17 километрах от Вены, а из него на рейсовом автобусе уже в Хинтербрюль. Стыковка между поездом и автобусом, как, впрочем, обычно бывает в Европе, была организована очень грамотно, ждать нам пришлось недолго, и вскоре мы уже отправились в путь по Венскому лесу.
Антон с Даней на остановке в Хинтербрюле.
Эти места находятся в горах. Конечно, это далеко не Альпы, но горы довольно-таки круты, а местами даже скальные.
В принципе, именно этими горами нам и запомнились Мёдлинг с Хинтербрюлем, так как никаких других особенностей мы в них не заметили. Это были совершенно обычные провинциальные городки, с домами-коттеджами, которые иногда совсем не отличались друг от друга, с маленькими речушками и немного меланхоличными жителями, какие часто бывают как раз в таких местах.
...
Мы вышли на остановке с названием "Hinterbruhl Seegrotte" и по указателю отправились к руднику. Идти пришлось не долго. Вскоре мы оказались перед входом в пещеру, на каменном своде которого было изображено два скрещенных молотка.
А рядом тусовалось не меньше нескольких сотен приехавших сюда туристов. Их туристические автобусы, коих я насчитала шесть штук, стояли чуть поодаль.
Припомнив о странном графике работы рудника, по которому он закрывался на совсем в середине дня, а при этом еще имел обеденный перерыв за два часа до этого, мне в голову закралась нехорошая мысль: а успеем ли мы вообще попасть внутрь, если придется пропустить вперед всех этих туристов? Второй нехорошей мыслью было то: а пустят ли с нами Даню? Все-таки экскурсия предполагала катание на лодках по подземному озеру...
Но все эти вопросы разрешились положительно. Внутрь пещеры мы вошли буквально через десять минут, умудрившись пропустить вперед все группы - они зашли туда одной общей толпой.
А Даню пустили вообще без проблем, причем, вместе с коляской. Лишь на время катания на лодке, мы коляску оставили на берегу у причала, а Данилку брали на руки.
Рудник в Хинтербрюле существует с 1848 года. До 1912 года здесь добывали красный и серый гипс, который потом шел на удобрение. А после рудник закрыли, так как в штольни на самом нижнем уровне вдруг хлынула вода. Но через 20 лет рудник открыли снова, правда, уже, как туристический объект.
В рудник мы спускались по узкому длинному коридору с круглым сводом, обложенному кирпичом. Внизу под нашими ногами были заметны следы старых рельсов.
Раньше в этом коридоре находилась штольня, по которой гипс в вагонетках вывозили на поверхность.
Занимались этим лошади. Они вращали специальный ворот, и вагонетки поднимались наружу.Так как лошадки постоянно работали в темноте, то были абсолютно слепыми. Правда, как ни странно, жили долго - по 20-25 лет. Но их жизнь, конечно, была не сравнима с жизнью их собратьев среди полей и лугов.
Вагонетка.
По бывшей штольне мы шли долго - в длину она достигает около 450 метров.
Наш путь освещался тусклыми лампочками.
И периодически на нем встречались небольшие музейные экспозиции, выглядящие от этого еще более сюрреалистично: то гипсодобытчик, отковыривающий гипс от стенки, то комнатки отдыха горняков, то грот с решетками, где кинокомпания "Уолт Дисней" снимала свой фильм "Три мушкетера", то небольшое Голубое озеро.
Горняцкие фонарики.
Вообще, что касается озера, то их в штольне целых два. Это, на верхнем уровне, считается маленьким. Большое же, то, которое самое крупное в Европе, находится на среднем уровне. А нижний уровень рудника сейчас полностью затоплен и закрыт.
Наконец, мы достигли довольно-таки крупной пещеры с несколькими залами. И первым, что мы увидели здесь, была выдолбленная в стене часовня-капелла, сделанная горняками в 1862 году в память о погибших на рудниках товарищах. Прямо в скале под образом покровительницы горняков святой Барбары стояли свечи, а над ними - буквы G и A - "Gluck Auf", что с немецкого можно перевести, как "Счастливого подъема наверх" - пожелание, которое горняки обычно высказывают друг другу.
Кстати, на руднике есть еще, так называемая галерея святой Варвары - снова с ее ликом и множеством свечей. Но история ее создания не такая печальная. Просто здесь время от времени проводят торжества в честь покровительницы горняков. Присутствуют на них, как правило, высокопоставленные представители церкви. Проходит все очень торжественно. В службе всегда принимают участия хоры, так как акустика на руднике просто прекрасная. А одной из самых запомнившихся служб была та, в которой принимал участие сам кардинал Вены, выступал венский хор мальчиков, присутствовало три тысячи гостей, а зал был освещен таким количеством свечей, что от обычного здесь полумрака не осталось и намека.
Мы же прошли еще немного и оказались в огромном зале - Фридрихсхалле. В 1944 году фирма "Хайнкель" в штольнях уже давно не действующего рудника открыла авиационный завод. К работам на нем привлекли две тысячи рабочих, в большинстве своем - военнопленных, которые тут трудились принудительно. А занимались они тем, что собирали первые модели реактивных истребителей марки "ХЕ 162". Завод пытались бомбить наши союзники, но сии намерения ни к чему не привели. Лишь в самом конце войны заводские цеха вместе с находившим в них оборудованием взорвали свои же - подрывники германского вермахта. Уже после войны залы завода восстановили и устроили в них небольшие экспозиции. Например, мы тут обозрели обломки самолета и кое-какие заводские инструменты и принадлежности.
Ну, и, наконец, в конце экскурсии мы спустились на самый нижний из доступных уровней рудника - туда, где находилось озеро. К озеру вела современная бетонная лестница. Но судя по остаткам старинных рельсов, раньше здесь тоже вагонетками поднимали гипс. Как я уже говорила, озеро образовалось не так уж и давно. Оно расположено на глубине 60 метров, его площадь составляет 6200 квадратных метров, а глубина - 12 метров. Самое интересное, что естественного оттока воды из озера нет, и если бы не насосы, работающие здесь круглосуточно, то рудник оказался бы полностью затоплен, так как озеро питается аж семью источниками сразу, которые ежедневно поставляют в него 60 тысяч литров воды.
В принципе, конечно, великой надобности откачивать из рудника воду сейчас нет. Делается это исключительно для туристов. Для туристов же организовано и катание на лодках. Правда, с некоторых пор, это катание обезопасили до невозможности. А все из-за того, что однажды лодка каким-то образом перевернулась, и несколько туристов погибло. Сейчас в том месте, прямо над водой висит мемориальная доска. С тех самых пор лодки ходят по озерному каналу с наименьшей глубиной - всего в 1,20 метра. Осовременили и сами лодки. Теперь они особо устойчивые, приводятся в движение подводными электромоторами, а плывут при этом совершенно бесшумно.
Перед тем, как нам загрузиться в лодку, Даня словно почуял наши намерения. Проспав все время, пока мы ходили по руднику, он вдруг проснулся. Это было весьма кстати, потому что садиться в лодку с коляской было нельзя. В общем, мы со спокойной душой оставили ее на пристани, а сами взяли Данилку на руки, и вместе с другими пассажирами поплыли по озеру. Признаться, от лодочной прогулки я ожидала немного большего. Но, как оказалось, длилась она всего 15 минут. За это время мы сделали круг по озеру, проплыли через несколько гротов с приятной, но однообразной подсветкой, осмотрели небольшой фонтан и снова вернулись к пристани.
Схема рудника в целом.
Правда, пока мы плавали, на нашего Даню обратили внимание две пожилые женщины и молодой мужчина - их гид. Как потом выяснилось, они тоже были из России и путешествовали по Австрии на машине. Мы уже вышли на улицу и отправились к автобусной остановке, как они догнали нас, и мужчина предложил поехать с ними, при этом не попросив взамен никаких денег. В их планах было посетить несколько городов, расположенных неподалеку от Вены, включая и Баден, куда мы как раз тоже собирались. Но в Баден они планировали добраться только к вечеру, мы же были готовы ехать туда уже сейчас, так как боялись не успеть осмотреть его до темноты и покупаться в Римских термах. Поэтому мы поблагодарили этих хороших людей за такое заманчивое предложение, но составить им компанию отказались.
Наш автобус в Мёдлинг отправился буквально через десять минут. А вскоре мы уже садились в поезд, чтобы ехать в Баден.
Продолжение следует...
В Хинтербрюле мы обедали в
Cafe zur Seegrotte.
---------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2010 год, ноябрь:
Про австрийцев
Вена. Мы в деревне Хундертвассера!
Вена. Самый музыкальный город Европы
Про Вену с высоты птичьего полета, лошадок и День Рождения
Фотообзор: По четырем странам с 9-месячным Данилкой на самолетах, поездах, автобусах, лодках и канатных дорогах