Ну, и, наконец, в заключении моих заметок о Стамбуле, я хочу рассказать о дервишах. В принципе, если бы мы задались целью повстречать их, то для этого нам вовсе не обязательно было бы ехать именно в Турцию. Дервиши есть и в Египте, и в Тунисе, и даже в Узбекистане - в Самарканде и в Бухаре. Так называют приверженцев суфизма - особого рода религии, которая возникла на основе ислама.
Если вкратце, то после эпохи пророка Мухамеда так сложилось, что очень многие мусульмане начали придавать большое значение не духовным, а материальным ценностям. И как раз тогда появилась группа ученых, которые стали призывать людей вернуться к простому образу жизни. Они делали упор на искренность, борьбу со своими скверными качествами, искоренение зависти, высокомерия и скупости. Это течение и получило название - суфизм. А те, кто ему следовал, стали называться дервишами.
Настоящему дервишу не подобало говорить, например, "моя еда", "мой дом" - так как у них не должно было быть никакой собственности. Все, что есть на земле, согласно их учению, принадлежит Богу, а не людям. В большинстве своем дервиши жили в обителях, часто бродяжничали и питались за счет подаяний, но всегда возвращались туда для совместных постов и молитв. Уже в годы зарождения суфизма многие другие мусульмане начали считать дервишей кем-то вроде монахов. Тем не менее, считать их таковыми было бы не правильно. Все-таки официально иметь свое жилье и имущество дервишам никто не запрещал, хотя всем этим они должны были делиться с другими. Если дервиш не жил в нищете, то он компенсировал это своими щедростью и гостеприимством, своему гостю при необходимости он был обязан отдать все, что имел, не оставляя ничего для себя. А еще в отличие от монахов дервиши могли жениться, заводить детей и, в принципе, жить обычной жизнью, к которой привыкли.
Обители дервишей сохранились до сих пор во многих странах. В Стамбуле такая тоже имеется. Точнее, имелась. Здешний суфийский монастырь назывался
Мевелеви, но теперь в нем уже несколько лет располагается музей, рассказывающий о жизни дервишей и их философии.
Правда, в январе этого года он был на ремонте, а, по слухам, этот ремонт продолжался здесь уже чуть ли не лет пять. Так что, когда его откроют для посетителей, мы так и не поняли. И все-таки заглянуть одним глазком на бывший монастырь у нас получилось. Он располагался неподалеку от одной из самых популярных стамбульских улицах Истикляль. Но ворота монастыря были такими узкими и неприметными, что первый раз мы даже прошли мимо. Зато, когда вернулись, увидели, что из них выходит какой-то рабочий в спецовке. Он спокойно прошел мимо нас, а мы, приметив, как он открывал ворота, точно так же отодвинули засов и вошли внутрь. Буквально рядом с воротами мы увидели красивое здание с ажурными решетками - мавзолей местного учителя.
А на возвышении рядом с ним - небольшое кладбище дервишей.
Увы, стоило нам сделать еще несколько шагов по территории монастыря, как нас заметил охранник, сообщил, что музей закрыт, и попросил удалится.
Но, конечно, вовсе не суфийский монастырь и не их религия в целом привлекает большинство путешественников увидеть в Стамбуле дервишей. А привлекает больше всего их танец - кружение. Хотя, конечно, называть кружение дервишей танцами совсем не правильно. Это - скорее, обряд, церемония. Во время кружения происходит установление связи с Божественным планом, душа открывается экстатическому наслаждению, и дервиш полностью погружается в молитву. Если же копнуть процесс с точки зрения медицины, то кружение на одном месте заставляет кровь двигаться очень быстро, нарушает обычное кровоснабжение мозга, а монотонность, длительность происходящего (дервиши могут не переставая вращаться от нескольких минут до часа) и определенный ритм танца приводят к достижению экстаза и снятию блоков с сознания. Этот эффект, в принципе, можно сравнить с эффектом от легких наркотиков. Так что, при желании можете попробовать. :))
Конечно, сейчас, когда в Стамбул приезжают тысячи туристов, чтобы посмотреть на кружение дервишей, этот ритуал сильно коммерцилизировался. И я даже не уверена, есть ли настоящие дервиши, которые где-то "выступают" перед туристами. Потому как все те выступления, которые, как мы видели предлагают посетить в Стамбуле, дают вовсе не настоящие дервиши, а артисты. Но, с другой стороны, внешне особой разницы в этом нет, и артисты показывают ритуал не хуже, чем дервиши настоящие.
В общем, мы не стали заморачиваться на эту тему, купили билеты на представление дервишей и в один из вечеров отправились на
железнодорожный вокзал Сиркеджи, где оно, собственно, и проходило. Честно говоря, поначалу я себе смутно представляла, как можно показывать танцы на вокзале, где постоянно по громкой связи объявляют прибытие поездов, снуют пассажиры с чемоданами, бегают дети, где творятся шум, гам и столпотворение. Однако, на Сиркеджи оказалось все совсем не так. Вечером здесь работали только кассы. Но ни поездов, ни пассажиров тут не было. По всей вероятности, оживал вокзал только в дневные часы, а ближе к ночи окончательно затихал. Тем не менее, этот вокзал был очень интересным. Его возвели в 1889 году, и сейчас он практически полностью сохранил свой внешний вид, который был в то время: зубцы и полу-колонны в византийском стиле на фасаде, желтые, под старину, фонари вдоль платформ и даже ресторанчик в старинном стиле под названием "Восточный экспресс".
...
...
Кстати, назвали его так не случайно. Именно сюда на один из перронов вокзала до сих пор пребывает легендарный "Восточный экспресс", воспетый еще аж Агатой Кристи. Правда, сейчас времена "Восточного экспресса", можно сказать, уже проходят. Если с 1889 по 1977 год он ходил регулярно и перевозил тысячи пассажиров, то теперь существует лишь один единственный поезд, который за год делает один единственный рейс. Этот поезд отправляется из Парижа и идет до Стамбула - его конечной станции - пять суток. Но, конечно же, он чисто туристический, и билет на него стоит около десяти тысяч долларов. Кстати, ближайший такой поезд отправится из Парижа 2 сентября 2011 года. Так что, если это кому-нибудь интересно, то можете попробовать прокатиться на нем из Европы в Азию. :))
Но я отвлеклась. Как оказалось,
выступление дервишей планировалось вовсе не на перроне вокзала. У нас проверили билеты и проводили в зал, где по периметру в несколько рядов уже стояли стулья для зрителей, в центре лежала небольшая овечья шкурка, а в месте, где намечалась сцена, стояло около десятка отдаленных друг от друга стульев.
Постепенно зал стал наполняться и вскоре началось действо. Сначала в программе значился концерт суфитской музыки. На сцену вышли музыканты (несколько девушек и юношей), облаченные во вполне европейские костюмы, и мы прослушали две композиции. Музыка была плавная, но весьма заунывная. В общем, после бессонной новогодней ночи, которая предшествовала этому концерту, Антошик даже немного вздремнул, за что был тут же гневно распихан мною в бок. :)) Впрочем, задремал не только он. Например, сидевший по другую сторону от меня какой-то пожилой европейский дядечка тоже мерно посапывал. Но, в конце концов, концерт закончился, и началось то, ради чего мы, собственно, сюда пришли.
Концерт.
Музыканты удалились со сцены и вернулись на нее через какое-то время, облаченные в длинные черные плащи и высокие серо-коричневые овечьи шапки.
Такую одежду обычно носят дервиши. Вскоре появились и они сами - точнее, артисты, которые их изображали. Они были одеты точно так же, как и музыканты, молча прошли и встали, а затем сели в ряд с одной стороны зала.
Начался обряд приветствия. От группы дервишей отделился их старец и вышел на середину зала. Дервиши подходили к нему по очереди, кланялись (здоровались) ему, потом другим дервишам и отходили.
Потом они сняли свои плащи, и под ними оказались длинные разноцветные расклешенные платья.
Именно в этих платьях они и начали кружиться. Каждый дервиш кружился в одном месте зала. Они плавно поднимали вверх руки, немного запрокидывали на бок голову, отталкивались одной ногой и поворачивались вокруг своей оси на 360 градусов. Толчок и поворот, толчок, поворот, толчок, поворот... Кто-то из дервишей закрывал глаза, кто-то кружился с открытыми, но, что самое интересное, среди них были девушки. Насколько я знаю, раньше девушкам не разрешалась быть дервишами. А актрисы, собственно, не могли их изображать. Что ж, времена изменились.
...
...
...
...
...
Музыка играла та же - протяжная, заунывная. В первый раз дервиши кружились минут семь. Затем они снова выстроились в один ряд, произнесли молитву, подошли к старцу. Через несколько минут кружение продолжилось. Так повторилось три раза. После этого дервиши опять построились, помолились и спокойно ушли. Выступление закончилось.
Когда мы вышли на улицу, мы почему-то долго не могли ничего друг другу сказать. Понравилось? А уместно ли здесь вообще это слово? Абсолютно точно, что увиденное произвело на нас очень необычное впечатление...
В Стамбуле мы жили в отеле
"Best Town Hotel", ели в ресторанчике
"Topkapi Palace" и в кафе
"Sirin".
--------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2011 год, январь:
Транспорт Стамбула
Стамбульские радости
Стамбул. Другие берега
Главными стамбульскими тропами
Фотообзор: Стамбул + Жемчужина Африки