После Стокгольма наш дальнейший путь лежал в один из городов Северной Швеции - в Лулео. Лулео находился приблизительно в тысячи километров от Стокгольма, и туда мы собрались лететь на самолете. Там, а также в его окрестностях, мы хотели познакомиться с жизнью саамов, их традициями и бытом. Но об этой части путешествия я расскажу вам чуть позже. В этом же посте речь пойдет о транспорте Швеции, а точнее, о том транспорте, которым мы пользовались.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Спонсор поста:
Пока у нас не внедрили такую же мерзость, как в Европе, где за то, чтобы выйти на речку с удочкой, надо платить немалую денежку, ловите момент. :) И если вы действительно любите рыбалку (а многие из вас, друзья, я знаю, часто в своих автопутешествиях, да и не только, ею промышляют :)), то вот вам магазин, где вы можете закупить
искусственные рыболовные приманки и кучу других рыболовных прибамбасов. Загляните, может, что-то и понравится.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Итак, самолеты. От Стокгольма аэропорт "Арланда" находится в 43 километрах. Согласитесь, не такое уж маленькое расстояние. В аэропорт ходят поезда и автобусы, но учитывая частые остановки и светофоры, доезжают они туда не меньше, чем за 40-50 минут. И нам, которым вечно не хватает на все времени и дорога каждая минута, такой вариант был не очень подходящим. Однако, мы уже готовы были добираться и так, как вдруг из рекламы на стене железнодорожного вокзала узнали, что в аэропорт ходят суперскоростные поезда за 20 минут. Чем тебе не вариант, тем более, что из Стокгольма вечером, а мы желали отправиться в аэропорт около 19.30, они, судя по расписанию, ездят каждые 15 минут? Мы купили билеты (кстати, стоят они не дешево: взрослый билет - 240 шведских крон, что примерно около 25-30 евро) и в нужное время были на вокзале. Но, увы, нужный поезд не пошел. К счастью, у нас был запас времени, и следующий в расписании поезд нас тоже вполне устраивал, но и он за 20 минут весь путь до аэропорта не осилил. То и дело, машинист поезда извинялся, объясняя снижение скорости тем, что перед нами еле плетется какой-то другой поезд. В результате большую часть пути мы ехали со скоростью 60-70 километров в час, иногда разгоняясь до 130-160, и в аэропорт прибыли на 15 минут позже обещанного. На обратном пути все было иначе. Поезд дошел за обещанные 20 минут, а его скорость, порой, была выше 200 километров в час.
Если же говорить об обычных поездах (расскажу уж сначала о них, а потом вернусь к самолетам), то железной дорогой в Швеции мы пользовались только раз, когда ехали из Лулео в Элливаре. Поезд был "Интер-Сити", ехал он нормально, хотя на "Интер-Сити" внешне был совсем не похож. Тянул его старенький электровоз, а сам он состоял из совершенно разнокалиберных вагонов, которые отцепляли по мере того, как мы проезжали какие-то крупные станции. В результате в Элливаре поезд пришел всего с тремя вагонами.
...
Внутри поезда имелся ресторан, но, как обычно еще бывает в поездах этого класса, чай и кофе в этот раз по вагонам на тележке не развозили. Вагон же вполне соответствовал уровню. Кресла в нем были мягкие, располагались, как в самолете, друг за другом, из спинок предыдущих сидений откидывались столики, а также было несколько мест, где пассажиры сидели лицом друг к другу, в таком случае между ними располагался один большой стол.
Нам очень понравилась система покупки билетов на поезда в Швеции. Во-первых, их можно спокойно купить через интернет. Во-вторых, на вокзалах стоят нормальные автоматы, где их можно приобрести по карточкам. При этом, нет такого маразма, как, например, в Хельсинки, где автоматы принимают пластиковые карты только с чипами. Тут годится любая Visa, а автомат показывает не исключительно железнодорожный маршрут из пункта А в пункт Б, а может построить и более сложный, с пересадками и задействованием не только поездов, но и, к примеру, автобусов. Билеты, в таком случае, шайтан-машина продаст вам сразу на весь маршрут, включая этот самый автобус. Самое интересное, что эти автоматы, похоже, стоят на всех вокзалах, даже в таких мелких и провинциальных городках, как Элливаре.
Кстати, увидеть его именно в Элливаре нам было особенно удивительно.
Вокзал здесь маленький, деревянный, в чем-то даже баракообразный, в нем имеется всего лишь один зал. А автомат там стоит и вовсю работает!
А это - железнодорожный вокзал в Лулео.
Антон на местном "памятнике".
В-третьих, покупать билеты можно через мобильный телефон. Пока мы ехали, то видели, что практически все пассажиры пользовались этой услугой. Им на мобильный приходило СМС о том, что билет оплачен, и контролеру они предъявляли именно мобильные телефоны с этой СМС!
Из неприятных моментов в поездах я могу отметить лишь то, что шведы очень шумные, чего от них я совершенно не ожидала. Всю дорогу, а ехали мы почти три часа, весь вагон галдел, не умолкая ни на минуту. Складывалось такое впечатление, что пассажиры (точнее, пассажирки, мужчины ехали в основном тихо) не виделись друг с другом по несколько лет и теперь просто не могли наговориться. Если честно, я себе с трудом представляю, что вообще можно обсуждать на протяжении стольких часов, и как после часа или двух несмолкаемой болтовни, у них не начинает першить горло. В общем, если вам кто-то скажет, что самые шумные - итальянцы, не верьте. По сравнению со шведами, итальянцы ведут себя в транспорте тихо, словно мышки.
Впрочем, на шумливых шведов управа тоже есть. В поездах есть специальные зоны тишины, при желании, билет можно купить именно в такую зону и ехать в полном спокойствии.
Возвращаемся к самолетам. По Швеции мы летали два раза - из Стокгольма в Лулео и обратно. Авиакомпания называлась "Norwegian", компания это норвежская, и относит она себя к лоу-костам. Один билет за одно крыло обошелся нам примерно в 70 евро. Опять же понравилась регистрация на рейс. Проходит она автоматически. В зале аэропорта стоят автоматы, вы набираете на них свой рейс, фамилию, имя, выбираете места, на которых хотите сидеть во время полета, и опа! - из автомата вылезает посадочный талон! :))
Причем, выглядит он вовсе не как привычная картоночка, а как факсовая тонкая бумажка. Вот так - всё быстро и просто!
Правда, такая регистрация действительна, если вы летите только с ручной кладью. Если же у вас имеется багаж, то вы должны проходить ее, как обычно.
Сами аэропорты весьма неплохи. "Арланда" безусловно удобен во всех отношениях. Указатели есть повсюду и запутаться в них сложно даже самому отъявленному раздолбаю.
Удивили некоторые креативные моменты в оформлении. Например, в самом центре зала вылетов в "Арланда" стоит столб из нагроможденных друг на друга стокгольмских домиков.
В Лулео скреативили еще сильнее. Там в зале прилетов установили ...двуспальную кровать.
А на крышу касс одной из авиакомпаний водрузили небольшой самолет.
Что же касается самих полетов, то если не учитывать того, что мой страх перед взлетами никуда не делся, полетали мы нормально. На борту нас, правда, не кормили, но зато еду предлагали купить.
Автобусы. На автобусах, не считая стокгольмских, мы ездили четыре раза: один раз из аэропорта Лулео в город, два раза
из Лулео в его пригород Гаммельстад и один раз из Йоккмокка в Лулео. Автобусы нам понравились. Все они новые, быстрые и качественные.
Внутри автобуса. Это не в Уганде, а по пути из Лулео в Гаммельстад. :))
А, например, на маршруте из Йоккмока в Лулео, до которого надо было ехать около 150 километров, подали вообще двухэтажный автобус (см. фото №1), в точности такой, на каких по Европе путешествуют у нас в автобусных турах - с большим расстоянием между сиденьями, со столами, как в купе.
Билеты на автобусы можно купить и в автоматах на остановках, и в салоне у водителя. Причем, даже, если вы покупаете билет у водителя, вы можете расплатиться с ним пластиковой карточкой (не везде, правда) или евро. В любом случае, вам выдадут чек и, если вы расплачиваетесь евро, то кассовый аппарат сам пересчитает по курсу, сколько сдачи вам нужно дать в шведских кронах.
Катера. На них мы катались в Стокгольме. Изобретение крайне полезное и нужное. Иногда у нас получалось добраться на катере из одной точки Стокгольма в другую даже быстрее, чем на автобусе или метро. Так, из Гамла Стана до Скансена мы доплыли меньше, чем за 15 минут, ибо здешние кораблики не в пример нашим еще и ходят очень быстро.
Правда, капитаны этих катеров, порой, здорово лихачат. Где-то посредине залива наш вдруг на полной скорости сделал такой неожиданный и мощный вираж в сторону проплывавшего мимо парома, что наши два судна разошлись буквально в пяти метров. И, судя по всему, это была совсем не случайность, похоже, наш капитан часто практиковал подобное, дабы пощекотать пассажирам нервишки.
Фото без зума с палубы катера. До парома несколько метров.
Такси. На сим транспорте мы ездили единственный раз в Лулео из города в аэропорт, ибо наш рейс на Стокгольм был очень ранним, а выяснить ходят ли в это время в аэропорт какие-нибудь рейсовые автобусы, мы не успели. Придраться не к чему. Нам подали наичистейший и новейший "Мерседес", расплачиваться в нем можно было и наличными, и пластиковыми карточками, а за десять километров пути мы заплатили около 30 евро, что для жутко дорогой Швеции вполне сносно. Водитель же быстро и аккуратно довез нас до аэропорта, и мы благополучно улетели в Стокгольм.
---------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2010 год, сентябрь:
Дроттнингхольм. Как живет шведский король? Скромненько!
Стокгольм. Юнибакен. В гостях у сказок
Стокгольм. Корабль "Васа". Королевский и утонувший
Стокгольм. Скансен. Швеция изнутри
Стокгольм. Метро, как произведение искусства
Стокгольм. А вы никогда не мечтали о Нобелевской премии?
Стокгольм. Главный город шведов
На пароме от финнов к шведам
Тампере. Музей Ленина. Ленин всегда живой!
Тампере. Музей "Долина муми-троллей". Муми-тролли навсегда
Тампере. Город фабрик
Хельсинки. Транспорт
Хельсинки. Суоменлинна. Игрушечная история
Хельсинки. Суоменлинна. Крепость на троих
Хельсинки. "Розовая Пантера" на "Бегущем городе"
Хельсинки. Миши
Хельсинки. Из лоскутков
Фотообзор: Осень в краю полярных сияний