Утром мы выехали из Мбале. В этот день наш путь лежал в племя карамонджонгов, деревни которых располагались примерно в ста километрах к северо-востоку от Мбале в районе национального парка "Пиан Упе". Дорога сначала являла собой остатки асфальта, потом резко улучшилась, но буквально через пару десятков километров превратилась в грунтовую и таковой и осталась. По всей видимости, в почвах Уганды очень много железа, именно поэтому все дороги здесь красные.
...
...
...
...
Местный рейсовый транспорт.
Мбале остался позади, и мы большую часть пути ехали мимо африканских деревень с глиняными избушками, покрытыми соломенными крышами.
В какой-то момент я не выдержала, ибо моя душа, едва только мы въехали в первую такую деревушку, сразу начала рваться на волю, то есть бежать знакомиться с местными жителями. И мы остановились. Эта деревня, как и все остальные здесь, принадлежала народности багишу.
Вообще, племен и народностей в Уганде не мало и даже внешне их представители очень сильно отличаются. Например, рост мужчин карамоджонгов, порой, достигает двух метров, в то время, как у пигмеев он не превышает и полутора. Багишу же ростом не отличаются от среднестатистических угандийцев. Средний рост мужчин, как нам показалось, около 170-180 сантиметров, женщины гораздо ниже.
Но зато еще не так давно здесь существовал совершенно жуткий обычай. В молодых семьях багишу было принято ...съедать своего только что родившегося первенца. Считалось, что душа малыша таким образом воссоединяется с душой матери, и благодаря этому она в будущем будет иметь много детей. Если честно, я себе даже представить не могу, как на подобное соглашались мамы этих малышей, и что они чувствовали... Просто жуть! Сейчас, конечно, этот обычай в прошлом, а багишу - вполне мирные и не агрессивные. Хотя Роман нам сказал, что не исключено, что в каких-то дальних, отрезанных от цивилизации деревнях он еще как-то сохраняется.
Мы вошли в деревню и навстречу нам выбежала пара ребятишек - босой маленький мальчик в потрепанной майке и девочка лет восьми в пыльном замызганном платьице и с велосипедом.
Роман предупредил, что вплотную снимать людей здесь не приветствуется. Но мы все-таки решили, что максимум, что эти детишки смогут сделать, так это убежать. И я сделала пару кадров, а потом протянула им по конфете - наученные бедностью в деревнях Мьянмы и Индонезии, в этом раз мы взяли с собой несколько пакетов конфет, шариковых ручек и футболки, которые у нас уже вышли из употребления, но были еще вполне пригодными к носке. Ребятишки взяли конфетки и разулыбались. Контакт был явно налажен.
Деревня багишу была довольно-таки большой. Каждый двор являл собой несколько строений, огороженных единым забором. Одно из них было жилым, а остальные предназначались для скота или для хранения урожая. Но, честно говоря, на первый взгляд, какое из них было домом, понять было очень сложно. К нашей радости, наш водитель и Оливия прекрасно понимали местный диалект, так как оба были багишу, и здорово нам помогли общаться. Для того, чтобы в жару было не так жарко, большинство багишу (и не только они) покрывают крыши своих домой соломой. Под ней действительно гораздо прохладнее, чем под обычными крышами, мы проверяли. Но сейчас стало входить в моду делать крыши деревянными и обивать их гофрированнным железом либо покрывать шифером. Сами же дома они, как правило, строят из глины, которую лепят на деревянные шесты и балки. Дома получаются прямоугольными или круглыми, и в них бывает дверь, в то время, как в хозпостройках она бывает далеко не всегда. В общем, для жилья обычно используют самые просторные и удобные дома, в которых есть дверь и наименьшее количество щелей, а все остальные служат подсобными помещениями.
Жилой дом справа.
Хозпостройка.
В сараях же, где, например, сушат кукурузу, стен либо не делают, либо сплетают их из лозы.
Сарай для кукурузы.
Пока мы осматривали деревеньку, к нам сбежалось не меньше двух десятков ребятишек, и все они ходили за нами следом. Получив свои конфеты, они радовались и сжимали их в кулачках, но почему-то ели их совсем немногие. Большинство, похоже, делало заначки. :))
...
Наконец, о нас узнали старшие, и к нам вышли несколько молодых мужчин и женщина.
Женщину я решила попросить показать свое жилище, и она пригласила меня в дом. Обстановка там оказалась до предела скромной. Хижина размером в три квадратных метра как бы разделялась на две части. В той, которая находилась ближе ко входу, хранились какие-то тазы и кастрюли - здесь, видимо, располагалась кухня. А в дальней была лежанка с несколькими грязными одеялами. Вот, в принципе, и всё.
Ни шкафов, ни утвари, ни каких-то других излишеств! При этом деревни багишу - не самые бедные в Уганде. Багишу держат кур, коров, коз.
...
...
...
...
Выращивают хлопок на полях, занимаются огородничеством.
...
Большинство детей получают какое-никакое образование. В общем, не сказать, что им живется очень плохо. Просто, вот такой стиль жизни.
Впрочем, многие из вас, увидев сейчас фотографии деревни и самих багишу, вероятно, не согласятся с моими выводами. Но, поверьте, это действительно так! Настоящую бедность и нищету мы увидели позже, когда приехали к карамоджонгам...
В Мбале мы останавливались в отеле
"Sunrise Inn LTD".
--------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2011 год, январь:
К истоку Нила
Жизнь в Уганде
Кампала. Жуть в центре Африки
Энтеббе. Привет, Африка!
Стамбул. Дервиши
Транспорт Стамбула
Стамбульские радости
Стамбул. Другие берега
Главными стамбульскими тропами
Фотообзор: Стамбул + Жемчужина Африки