В состоянии нестояния в семь часов утра мы прибыли в Ахмадабад. Когда мы въехали в город, как раз начало светать. Кругом лежали укутанные с головой в одеяла индийцы, мусорные кучи и кучи пыли. Пыль влетала даже в окна нашего автобуса, несмотря на то, что они были наглухо закупорены. В сравнении с небольшими и все-таки по-индийски уютными Агрой, Джайпуром, Джайсалмером и Джодхпуром Ахмадабад нам показался огромным и каким-то бестолковым городом. Сразу захотелось из него уехать, что мы и решили тут же предпринять, отправившись на автобусную станцию.
На автобусной станции нам сказали, что прямых автобусов в Гоа не существует, а в Бомбей ходит лишь один в 10 часов вечера. Вокруг нас собрался консилиум из десятка праздно шатавшихся поблизости индийцев, который взялся решать нашу проблему попадания в Гоа. После получасового обсуждения выяснилось, что в Бомбей еще ходит поезд, и нам, чтобы на него попасть, надо быстро следовать на вокзал.
Но, увы, утреннего поезда тоже не оказалось. В Бомбей он отправлялся где-то в середине дня, а ехать туда надо было аж 12 часов, вместо предполагаемых нами пяти-шести. Мы уже чуть было не впали в печаль, как вдруг неожиданно нашелся еще один поезд. Уезжал он утром следующего дня и шел куда-то на юг через Гоа, что нам было очень кстати. Взяв на него билеты, мы стали думать, что делать дальше.
Ахмадабад не значился ни в одном из наших путеводителей и, что это за город, мы с Анной не знали. Опросив местных жителей, мы подивились на их ошарашенные лица и выяснили, что достопримечательностей в нем нет, а туристы сюда не заезжают. В подтверждение этого вечером нам тоже самое сказал хозяин нашей ахмадабадовской гостиницы, в коею мы поселились.
«Бывают ли у вас туристы?» - спросили мы его.
«Только индийцы», - ответил он.
«А иностранцы?».
Он призадумался:
«Давно были из Бангладеша и из Непала…».
«А русские?».
«Нет, белых туристов я не видел, из русских - вы первые!».
Почетно!
Но этот разговор произошел вечером, а утром мы с Анной думали, чем же нам заняться днем. Я предлагала отдохнуть в отеле. Ночные переезды утомили меня окончательно, хотелось простого человеческого покоя и умиротворения. Анна же не желала терять времени впустую и жаждала куда-нибудь отправиться. В результате мы решили опросить местных жителей на предмет, где есть поблизости интересные места, и последовать их совету. Среди опрошенных оказались работники автобусной станции, которые завели нас в свой офис и попытались напоить чаем с масалой, индийская девушка-альбинос с рыжими волосами, белой кожей, красноватыми глазами со своим молодым человеком и какая-то тетка. Самое реальное предложение – съездить в город Ганди Нагар, расположенный в 30 километрах к северу от Ахмадабада – поступило от тетки. Все остальные были или мало выполнимыми, потому что предполагавшиеся для посещения достопримечательные объекты находились за тридевять земель, или неинтересными. Что ж, Ганди Нагар, так, Ганди Нагар! В путь!
С ахмадабадовской автостанции в Ганди Нагар шел автобус, который отправлялся через десять минут. Являл он собой чудище довременной постройки с лавками для троих пассажиров с каждой стороны и с металлической сеткой, отгораживавшей кабину водителя от салона. Билет до Ганди Нагара стоил 13 рупий. Около получаса мы ехали по пыльному и грязному Ахмадабаду, дивясь на его нелепые облезлые дома и море газовавшего транспорта, пока не выбрались за город. Здесь неожиданно картина сильно изменилась: появились зелень, цветы, кусты, деревья, среди которых были даже пальмы – свежие и зеленые. Указатели на дорогах гласили только на хинди, но сами дороги отличались новизной и необычайной ухоженностью. Все вокруг вдруг стало красивым и непохожим на виденную нами доселе Индию!
Так мы ехали около часа и, наконец, прибыли в Ганди Нагар. Этот город был столицей Гуджарата – одного из 19 штатов Индии. Несмотря на всю свою великую значимость, он был маленьким и необыкновенно уютным. Уютным не по-индийски, уютным – по-европейски! В нем не было огромного количества бестолково сновавших туда-сюда рикш, обилия блуждавших по дорогам бесхозных священных коров и куч мусора. Вместо облезлых лачуг в городе стояли приличные дома коттеджного типа, окруженные садами с пышной растительностью и клумбами с красивыми цветами. Очень часто вокруг этих домов отсутствовали заборы, и в таких случаях их успешно заменяли «шеренги» дикорастущих кактусов - от Джодхпура мы отъехали всего на 400 с небольшим километров, но здесь уже чувствовался настоящий юг, и было гораздо теплее. По дорогам ездили чистые современные машины, по улицам за руку с родителями гуляли красивые причесанные дети, и индийцы, наконец-то, не глазели на нас с любопытством, как везде, а смотрели, как на обычных людей. Подивившись такому благосостоянию и культуроповедению местной публики, мы с Анной пришли к выводу, что, видимо, у власти в Ганди Нагаре стоит очень неглупый мэр, раз он смог привести в порядок весь этот город. Если это так, везде бы таких мэров понаставить!
Впечатлившись увиденным, мы решили остаться в Ганди Нагаре на ночевку и пустились на поиски отеля. Но, честно говоря, пускаться куда-либо было бесполезно. Как оказалось, туристы в Ганди Нагаре, как и в Ахмадабаде, отсутствовали, как класс, и на весь город имелось всего лишь два гестхауса и один отель, предназначенные для совсем непривередливых индийцев. Кроме того, назавтра планировалось 26 января – национальный день Республики Индии, и в этот солнечный праздник все автобусы в Ахмадабад отменялись! Мы решили расслабиться, осмотреть город и, получив удовольствие, вернуться в Ахмадабад вечером.
Достопримечательностью Ганди Нагара считался Акшардам – индуистский храм в великолепном парке в самом центре города.
2.
Вход в храм и парк был бесплатным, но у парковых ворот в два ряда висели таблички с картинками, изображавшими, что туда нельзя проносить, и стояли многочисленные охранники, выявлявшие нарушителей. А проносить нельзя было: зонты, фотоаппараты, большие сумки, дамские сумки, сигареты, еду и питье. Все это предполагалось сдавать у входа в парк в камеру хранения – «прилавок» с тремя стоявшими за ним индианками. Зачем нужны были такие сложности, мы не поняли, но предположили, что это для того, чтобы приезжие индийцы в парке по привычке не гадили, а соблюдали в нем чистоту и порядок и не фотографировали все, что не попадя. Впрочем, все приезжие и не приезжие индийцы были здесь очень культурными и принадлежали к высшей касте. Свои отлакированные машины последних моделей они оставляли у ворот парка на стоянке, а сами в чистых белых костюмах и в красивых богатых ярких сари с нарядными умытыми ребятишками за ручку чинно шли гулять. Этот парк был для них парком отдыха. Кругом в нем были красивые дорожки, клумбы с цветами, аллеи из высоких пальм, фонтаны, скульптуры, стриженные шарообразные кусты и газоны с густой зеленой травой, на которых паслись длинноклювые экзотические птицы. И для нас этот парк тоже стал парком отдыха. Именно тут я поняла, насколько я уже устала от нищей и грязной Индии, виденной до сих пор, и как мне не хватало Индии сказочной – с ее красотой, чистотой, богатством и роскошью…
В Акшардаме мы погуляли по парку и зашли в храм. Там можно было посетить еще несколько выставок, но, чтобы на них попасть, предполагалось отстоять длиннющую очередь, и мы оставили сие удовольствие индийцам. Сами же на обратном пути зашли в сувенирный магазинчик. Сложно сказать, для кого он здесь предназначался, если учесть, что туристов в Ганди Нагаре не бывает, но индийского народа в нем было много. И тут мы поняли еще одну местную особенность. В Индии обнаружилась такая система. Товары почти везде продавались по договорным ценам, но на многие (например, на кремы, лекарства и прочие) цены устанавливало государство. В таких случаях эта самая цена пробивалась на товарной упаковке, как у нас в советские времена. Вот, в такой магазин с государственными ценами мы и попали!
Как же мы там отвели душу! Я для пополнения своей коллекции всего за 130 рупий купила великолепную большую шкатулку, отделанную под серебро, с изображением Акшардама на внешней стороне крышки и портретом какого-то гуру – на внутренней. А Анна с радостью обрела сандаловые бусы за 12 рупий, масло для массажа за 37 и пачку благовонных палочек за 20. Осчастливленные, мы покинули сие прекрасное заведение!
И все-таки, несмотря на видимое благополучие Ганди Нагара, мы нашли в нем и бедных индийцев. Правда, их палаточный лагерь в центре города больше походил на культурный пикничок. Представители низшей индийской касты здесь были самыми жизнерадостными из всех нами доселе виденных, весело жарили на кострах лепешки, а когда я достала фотоаппарат, чтобы запечатлеть их бытие, тут же подхватили на руки своих голых малолетних отпрысков и выстроились в кружок у объектива.
3.
Другое интересное знакомство с бедными гандинагарцами произошло у нас, когда мы с Анной решили прогуляться по городу и забрели на его окраину, где, по нашим представлениям, протекала местная река. Реку мы не обнаружили, вместо нее было широкое высохшее русло и очень приличный мост через него. Русло, видимо, заполнялось водой в период муссонов, а пока на его «берегу» располагалось некое подобие деревушки с маленькими домиками. Увидев нас, из домиков тут же выбежали дети, окружили нас толпой и так и шествовали за нами до самого русла.
4.
Было их порядка двадцати человек, по-английски никто не понимал, хотя все опять выглядели очень жизнерадостными. Один юный индиец восторженно тащил на веревочке порванный шлепанец, другой, постарше, приделал к палке колесико и толкал перед собой полученный механизм. В общем, мы поняли, что у них тут все путем, и наука победит!
5.
Вечером мы вернулись в Ахмадабад, а на следующее утро, в 12 часов, уже садились в поезд, шедший на юг через Гоа.
---------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из путешествия по Индии:
2004 год, январь:
Джодхпур. Голубой город
Джайсалмер. Пустыня Тар. Под звездным индийским небом
Джайсалмер. Опаленные солнцем
Джайпур. Слоны и обезьяны
Джайпур. Розовый город
К сокровищам Агры
Не только для туристов
Индийские нравы
Некультурный Дели
Культурный Дели
Фотообзор: Яркие краски - тусклые краски