Друзья, сегодня (если я не ошибаюсь, конечно, но вроде бы не должна) евреи празднуют один из своих главных иудейских праздников Песах. Его еще называют Еврейской Пасхой. Во-первых, я хочу поздравить всех, кто его отмечает, и пожелать вам всего-всего лучшего! А во-вторых, немного рассказать об этом празднике. Дело в том, что я тут узнала о проекте Эшколь, который занимается продвижением еврейской и израильской культуры у нас в Москве (их сайт
http://eshkol.ru). И организаторы этого проекта регулярно проводят разные тематические мероприятия для всех желающих.
И, вот, в прошедший четверг, например, был замечательный вечер под названием "Четыре чаши", где сначала всем рассказали о традициях и обычаях празднования Песаха, потом был потрясающий концерт, а в перерыве угощение теми блюдами, которые евреи готовят к этому празднику. Мы с
Syamuka на нем побывали.
Песах, хотя еще и называется еврейской Пасхой, к христианской Пасхе никакого отношения не имеет. В этот день отмечается Исход евреев из Египта. Помните историю из Ветхого Завета, как Моисей вывел евреев из Египта, как море расступилось перед ними, как поглотило оно их преследователей - стражу фараонов, и как он потом их водил 40 лет по пустыне, прежде чем обрести землю обетованную? Вот это оно.
О традициях и обычаях празднования Песаха нам рассказала филолог-востоковед, специалист по идишу и ивриту Александра Полян. Самое интересное, что ее рассказ основывался на интервью с украинскими и молдавскими евреями, которые жили в местечках и помнят, как Песах отмечали еще до войны или сразу после оной. Это сейчас им по 70-90 лет, а тогда они были маленькими детьми и хорошо помнят еще те старые обычаи.
Генеральную уборку в домах тогда проводили примерно один-два раза в год. А перед Песахом обязательно. И заключалась она у некоторых даже не только в том, чтобы все перемыть и перечистить в доме. Кто-то даже затевал ремонт, белил потолки, укладывал новые полы, менял мебель. На Песах в доме не должно было быть ни крошки обычного хлеба. Дело в том, что, по преданию, в тот самый день перед исходом евреев из Египта, еврейские женщины не успели приготовить нормальный хлеб, а потому все впопыхах ели простой пресный. Ели его быстро, чтобы потом сразу поскорее убежать как можно дальше от погони. С тех пор традиция есть на Песах только пресный хлеб, то есть, мацу, соблюдается. А остальной хлеб и все, что было приготовлено из зерна, например, ту же водку, из дома просто выносили и либо продавали не евреям, либо торжественно сжигали на специально разожженном ритуальном костре всем местечком.
К Песаху обязательно покупали обновки, чтобы быть на празднике красивыми и нарядными.
И обязательно мылись.
Главным блюдом была маца. Ее пекли заблаговременно. Вместе собирались обычно только незамужние девушки, месили тесто, выпекали. А потом звали детей, и они специальным приспособлением делали в маце дырочки.
Приспособление выглядело вот так. Мы с Антоном его сфотографировали в музее истории евреев Одессы.
Кстати, извиняюсь, но в этот раз у меня с фотографиями с вечера тяжко. Свой фотоаппарат я тупо забыла, а Сямука вспомнила о том, что взяла свой, только в самом конце мероприятия. Память у нее, в общем, девичья. :) Поэтому большинство фото с сайта проекта Эшколь, а у них там они только в маленьком разрешении.
На этом фото - Александра Полян рассказывает о традициях и обычаях Песаха. А на первом после картинке - зал слушателей и мы с Сямукой в первом ряду. Нашли? :))
Но продолжим. Вообще, что меня еще впечатлило, это интервью с одной пожилой еврейской женщиной Ривой Ефимовной из Черновиц. Она рассказала, как пытались раздобыть мацу в советские годы. Ведь празднование Песаха тогда было запрещено.
"Во время советской власти на Пасху старались купить мацу. - А где? Ну, где-то там, при синагоге. Это было нелегально. Я была преподавателем в техникуме торговли, я, конечно, не могла пойти и взять мацу. Это значило - не работать. А мама моя, помню, брала какую-нибудь наволочку, клала. Ну, люди понимали, что она несет, но делали вид, что не знают."
Представляете себе, за мацой ходили с наволочками!
Кроме мацы к Песаху готовили свекольный квас. Заранее свеклу мыли, обрабатывали, складывали в деревянный бочонок и убирали под кровать. Там она настаивалась до праздника. И из нее потом готовили блюдо.
Ну, а накануне праздника, вечером в пятницу, в день Сейдер начинали отмечать. Все садились за стол, но не как обычно на стулья, а полу-лежа, обложившись подушками. Считалось, что такое положение за столом - это признак достатка и благополучия. Ага, точно, как у древних римлян, которые тоже ели лежа. :)) За трапезой подавалось специальное вино, оно называлось песаховка. Причем, оно было не обязательно виноградное. Делали его и из слив, и из черной смородины, и из других плодов и ягод. Градусность этого вина тоже была разной. Но главное - его наливали в четыре чаши, а, точнее, в четыре очень маленьких стаканчика. И их должен был выпить каждый член семьи, а также попробовать съесть кусочек какого-нибудь горького растения: хрена, лука и т.д. Сыновья могли задать отцу любые четыре вопросы, и он был обязан на них ответить (правда, чаще всего вопросы они задавали, связанные с праздником), а старшая дочь, чтобы удачно выйти замуж, должна была съесть куриное горлышко.
Перед началом трапезы один кусочек мацы прятали. Искать же его через какое-то время отправлялись дети. И после того, как они его находили, трапеза заканчивалась, а тому, кто нашел, родители дарили подарок или обещали купить что-нибудь хорошее.
Вот такие интересные были традиции и обычаи. Хочу спросить у вас, друзья, для кого Песах - праздник:
Как вы его сейчас отмечаете? И отмечаете ли?
Ну, а нас в конце лекции ждало пасхальное угощение: маца и вино. И то, и другое нам с Сямукой очень понравилось. Маца - тонкий, сухой и абсолютно пресный хлеб, внешне очень похожий на сухие хлебцы, несмотря на свой скромный вид, оказался вполне сытным, и нам хватило всего пары небольших кусочков, чтобы наесться. А вино было гранатовым полусладким и тоже очень неплохим.
После перерыва начался концерт. Под гитару песни на идиш исполняла Анна Смирнитская - солистка группы "Der Partizaner Kish". Песни были посвящены разным темам. Были и грустные о несчастной любви, и о любви вполне себе счастливой, и в духе Шолом-Алейхемского Тевье-молочника - о семье, о заботах, о детях, о доброте, была даже песня, написанная в эпоху переселения евреев в Крым: о том, как классно работать в поле под Джанкоем. Представляете, на идише! Где среди текста на этом языке то и дело проскальзывают слова "молотилка", "комбайнер", названия крымских городов Севастополь, Симферополь! Потрясающе просто! :))
Но мне, конечно, больше всего понравились лирические. Как вставить в блог аудиофайл, я не имею ни малейшего понятия. Но я бы очень хотела, чтобы вы, друзья, тоже послушали несколько песен. Поэтому вот ссылка на сайт группы с их песнями и композициями:
http://partizaner.ru/demo/demo.htm . Мне больше всего нравятся "А Нигн" и "Мизерлу". По-моему, очень здорово!
А вообще, я была поражена: насколько же идиш близок к немецкому языку! Даже учитывая происхождение идиша, для меня это стало открытием. Я учила в школе немецкий, но после школы совсем в нем не практиковалась, абсолютно им не пользовалась и теперь совершенно точно не свяжу пары предложений, кроме, может быть, самых простых. Но в песнях я понимала многие слова, и даже кое-где улавливала смысл! Кто бы мог подумать!
Вот такой у нас был вечер.
Еще раз поздравляю всех иудеев с праздником! Вкусного вам застолья! :)