В селе Косуэць, как я уже рассказывала в своей предыдущей заметке, мы познакомились с
известными на всю Молдову каменщиками, полюбовались колодцами и, вот, наконец, решили двигаться к не менее прославленному здешнему монастырю. Правда, была одна незадача. Монастырь располагался на противоположной окраине Косуэца, примерно в четырех с половиной километрах от того места, где мы тогда находились. Никакого же транспорта туда не ходило, это был редкостный отшиб, да что там? - даже частные автомобили, несмотря на наличие шоссе, здесь проезжали от силы один раз в 15-20 минут.
Но стоять на месте показалось нам еще более глупым занятием, а потому мы пошли вперед, искренне надеясь, что нас нагонит хоть какая-нибудь машина и подбросит, если и не к самому монастырю, то на пару-тройку километров. Как показывал опыт, при самом низком трафике движения автостоп обычно бывает почти стопроцентным - стопятся практические все машины, которые вдруг попадаются.
Не знаю, сколько мы тогда прошли - вряд ли много. Но минут через двадцать мы услышали... нет, вовсе не шум двигателя приближавшегося автомобиля. Услышали мы стук копыт. Вскоре с нами поравнялась лошадь, запряженная в повозку, доверху груженую только что выкорчеванными пнями. На облучке сидел пожилой мужчина и держался за вожжи.
- Не подвезете нас? - спросили мы у водителя кобылы.
- Да я бы с радостью, - тут же откликнулся он. - Но видите, пни везу, скоро приеду, через километр - мой дом.
Эх! В общем, прокатиться на пенёчках нам не удалось. Но зато еще через какое-то время послышался действительно шум двигателя, и нас до поворота на монастырь подвез парень на какой-то старой колымаге. Как выяснилось уже после того, как мы приехали, ему туда было совершенно не нужно. В общем, получилось, что подвез он нас чисто по душевной доброте.
До монастыря нам оставалось пройти буквально метров триста, и мы отправились через лес по грунтовой дороге.
2.
Крест у дороги.
3.
Косуэцкий монастырь, в принципе, был древним. Его в 1729 году основали монахи Гавриил и Павел. Но в то время он считался всего лишь скитом, и только через 80 лет обрел статус монастыря. Правда, просуществовал он после этого всего девять лет и был закрыт. Почему? История умалчивает. Но, как бы там ни было, в начале 1990-х монастырь решили возродить, что и сделали в 1994 году. Говорят, большую часть работ своими руками проделали тогда косуэцкие каменщики - те самые, о которых я рассказывала в своей прошлой заметке: вырезали из известняка кресты, фигуры святых, сложили ворота и т.д. В общем, монастырь выглядит теперь новым, красивым и ухоженным.
Этот крест сделал каменщик Иван Лозан - респондент из моей прошлой заметки.
4.
Правда, когда мы туда пришли, то слегка удивились. Он оказался не просто маленьким, а очень маленьким. В монастыре имелась всего одна-единственная церковь - храм Покрова Пресвятой Богородицы, которую окружал каменный забор и пристройки, в коих, по всей видимости, жили трудники и несколько монахов.
5.
Церковь была закрыта, и мы отправились исследовать окрестности монастыря. И, вот, окрестности оказались очень впечатляющими.
Косуэцкий монастырь стоит на вершине небольшого холма. Вообще, вся местность здесь немного холмистая, и вокруг него возвышаются другие холмы. А между ними, если спуститься от монастыря вниз, лежит небольшое озерцо или пруд, который тут используют для крещения в качестве купели: от берега к небольшой беседке над водой на середине озера ведет мостик, и вот там-то и происходит процесс. Правда, когда мы были в монастыре, шел дождь, и не о каком крещении и речи не было.
6.
Озеро облагорожено, вокруг него идет аккуратная пешеходная дорожка. Но, пожалуй, самая интересная достопримечательность монастыря, это все-таки не оно, и даже не гора со старым кладбищем и с небольшой часовенкой в человеческий рост, построенной в 1914 году.
7.
8.
9.
10.
Самое интересное место - это источник с минеральной водой. И насколько я поняла, именно благодаря ему здесь и появился почти триста лет назад сам монастырь.
Чтобы добраться до источника, нам потребовалось перейти через небольшую речку с забетонированными берегами, которая из него вытекала. Речка была очень живописной, на ней даже имелось несколько искусственных каскадных водопадов и стояла беседочка.
11.
12.
Сам же источник был скрыт под малюсенькой часовней.
13.
Над трубой, из которой он вытекал, стояло несколько икон и "лежала" каменная книга с надписью на молдавском и русском языках: "Вода этого источника неутолима, слеза родной земли нашей".
14.
15.
Мы попробовали воду. Она была очень холодной и действительно приятной на вкус.
16.
Рыба - символ христианства.
17.
В беседке над речкой мы в полном одиночестве перекусили взятыми с собой бутербродами. Дождь припустил с еще большей силой.
18.
Таксист, который подвозил нас в Косуэць, откликнулся тут же после нашего звонка, и примерно через полчаса мы уже возвращались в его теплой машине в город Сороки.
19.
В Сороках мы жили в отеле
"Central", ели в кафе
при отеле "Nistru".
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2011 год, ноябрь:
Косуэць. Деревня каменщиков
Сороки. Три главных достоприма
Сороки. Цыганочка с выходом
Сороки. Бедный и злополучный?
Кишинев. Что можно посмотреть в городе?
Кишинев. Жизнь по-молдавски
Комрат. Маленькая и гордая Гагаузия
Вилково. К Нулевому километру
Вилково. Лягушки из Украинской Венеции
Усатово. По болоту на Камышовом трамвае
Нерубайское. Под землю к партизанам
Одесса. Ося и Киса были здесь!
Одесса. В 7.40 он приехал...
Одесса. Алкоголь в малых дозах безвреден в любых количествах!
По главным одесским улочкам
Одесса. Театр оперы и балета. Самый второй!
Одесса. Смакота с Привоза
Одесса. Что может быть душевнее двориков с котами?
Фотообзор: Бессарабские приключения