В Шеньчжень мы приехали уже ближе к концу нашего путешествия. Впереди оставался лишь Гонконг, а за ним долгий путь домой. За те две недели, пока мы колесили по Китаю, как это обычно бывает, мы немного соскучились по всему нашему и привычному: по кухне, по языку (туристы в Санье не в счет), по традициям, по... в общем, вы поняли. А потому запланированный визит на авианосец "Минск", который в пору СССР бороздил просторы мирового океана и нес службу на военно-морском флоте нашей великой державы, и который нынче стоит на приколе в бухте у берегов Шеньчженя, мы восприняли с большущим энтузиазмом. Даже, когда мы всего лишь шли по набережной и только-только увидели "Минск" где-то там вдалеке, сразу почувствовали в нем что-то свое, родное.
Да-да, авианосец "Минск" построили в Советском Союзе, а, точнее, на Черноморском судостроительном заводе №444 в Николаеве. Случилось это в 1975 году, когда он и был спущен на воду. Правильно "Минск" назывался тяжелым авианесущим крейсером проекта 1143.2 ВМФ СССР. И такой он был не единственный. Перед ним еще выпустили "Киев", а после него "Новороссийск" и еще несколько авианосцев. "Минск" же на благо отечества прослужил аж до 1993 года, обошел вокруг Африки, побывал в Анголе, на Филиппинах, на Маврикии, во Вьетнаме, в Индии и в Северной Корее. В 1982 году на "Минск" был назначен старпомом Владимир Высоцкий - будущий адмирал и главком ВМФ России. Но как бы там ни было, какие бы подвиги и походы не совершал авианосец, через почти 20 лет эксплуатации он устарел. Что было делать?
2.
Как вы помните, нашей страной в эпоху 1990-х правил Борис Ельцин. А человеком он был местами очень непредсказуемым и щедрым, причем, часто там, где не надо. Говорят, во время его официального визита в Пекин китайцы предложили Борису Николаевичу купить списанные авианосцы "Минск" и Новороссийск", и он со всей своей широтой души ответил: "Да пожалуйста, готовьте официальный запрос!" Китайцы так и сделали. Но неожиданно сделка получила мировой резонанс и правительству России пришлось от нее отказаться.
3.
Прошло еще несколько лет. И, по всей видимости, ненужные авианосцы, были у наших высокостоящих лиц занозой в одном месте. В общем, в 1996 году "Минск" продали одной южно-корейской фирме почти на четыре миллиона 600 тысяч долларов с условием, что он будет разобран на "запчасти". И вот тут-то начинается самое интересное. Как вы сами понимаете, раз мы встретили авианосец в целости и сохранности в бухте Шеньчженя, то на "запчасти" его никто не разобрал. Меж тем, это было главным условием сделки. И теперь многие специалисты считают, что, несмотря на то, что продавали мы корабль, как металлолом, покупали его корейцы совсем с другими целями - если можно так выразиться, с технологическими, то есть, чтобы выяснить нюансы постройки таких крейсеров на его примере, и чтобы дальше делать такие же у себя.
Так это или не так, я вам, конечно же, не скажу, ибо не спец. Известно другое: двумя годами позже у южно-корецев "Минск" перекупили-таки китайцы, отбуксировали в Шеньчжень и теперь устроили в нем музей.
4.
...Говорят, что раньше, как только наш авианосец появился в бухте Шеньчженя, стояла очередь из желающих подняться на его борт. Люди готовы были ждать часами, платить чуть ли не по 20 долларов. Сейчас, конечно, ничего похожего мы не увидели и на борт взошли совершенно спокойно без всяких очередей и ожиданий. Но что я могу сказать о китайцах? Молодцы! Они не только сохранили основные помещения "Минска" в целости и сохранности, они устроили экспозиции на тему его ратного пути, пусть далеко не везде, но провели ремонт, организовали нечто вроде интерактивного боя и показательных строевых выступлений моряков. Но давайте я вам расскажу всё по порядку.
Первое, что нас поразило и заставило непроизвольно хихикнуть, - это то, как были одеты экскурсоводы. Представьте себе китайских девушек в... советской морской форме! Да-да, в тельняшках в полосочку, в белоснежных куртках с отложным воротничком и брючках, в пилотках или в фуражках с ленточками. Прелесть! :))
5.
6.
Кстати, "по-морскому" на "Минске" были одеты не только экскурсоводы. Охранники в залах, кассиры, даже уборщицы - все носили моряцкую форму.
7.
Правда, у уборщиц она сильно отличалась: она была синей и исключительно с брюками, но "в полоску воротник" имелся все равно.
8.
Мы поднялись по широкому металлическому трапу и попали сразу внутрь крейсера. Там мы оказались в одном из музейных залов, где можно было "полюбоваться" на копии советского баллистического оружия и на разные военные прибамбасы - тоже наши.
9.
10.
11.
Кстати, потом, когда мы вышли на нос корабля, то там тоже видели это оружие - разные самонаводящиеся ракеты, ракеты системы "Базальт" (сорри, если неправильно их называю) и прочие-прочие.
12.
13.
14.
15.
16.
Как и везде, китайцы подновили надписи, которые в бытность "Минска" штатным авианосцем были сделаны в разных его местах. Но, по всей видимости, те, кто занимался этим подновлением, в русском языке не секли абсолютно, а потому и свежие надписи получились такие, что, порой, было даже не понятно, о чем они. :)) Но не это главное.
17.
Наконец, мы вышли на палубу авианосца. Вот это было классное место! Как и полагалось, здесь находилась взлетно-посадочная полоса - длинная, ровная, почти такая же, как на самом настоящем маленьком аэродроме, а вдоль нее стояли наши старинные боевые самолеты и вертолеты.
18.
19.
Кстати, именно здесь, рядом с ними, примерно раз в час проводят те самые строевые выступления, о которых я упоминала. Под музыку "моряки" выходят на палубу и маршируют, изображают разные манипуляции с оружием и что-то похожее на смену почетного караула. Выступления длятся несколько минут, после чего "моряки" уходят.
20.
Но, если мне было интересно просто гулять по "Минску", смотреть вот эти самые выступления, то Антошика всё тянуло и тянуло побывать в разных рубках, посмотреть на пульты управления, в общем, "порулить" авианосцем на полную катушку, насколько это возможно. Что ж, мы там тоже побывали!
Мы побывали в рубке, откуда велось управление кораблем, посмотрели на пульт управления ПВО, прошлись по остальным палубам авианосца. Что можно сказать? Если именно в таком или в похожем состоянии наше правительство в 1990-х продало-таки "Минск" южно-корейцам, то за воровство технологий можно не беспокоиться. У нас с Антоном сразу же сложилось впечатление, что по рубкам авианосца Мамай прошелся - в целости и сохранности было лишь несколько экранов радаров, а всякие прочие приборы были более чем в удручающем состоянии.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Лифт.
34.
Кстати, возможно, рубки управления кораблем китайцы как раз сейчас планируют обустроить и облагородить, чтобы сделать их более интересными для туристов? Не знаю, но не исключено. По крайней мере, как раз по-соседству с ними теперь располагается абсолютно перестроенный зал, где теперь, как говорится, "на собственной шкуре" можно ощутить те моменты, когда на авианосец нападают враги и начинают его бомбить. Это, своего рода, такой интерактивный аттракцион. Мы с Антоном, конечно, решили посмотреть, что он из себя представляет и зашли внутрь.
В зале было много экранов со всякими разноцветными точками, линиями, кругами. По связи переговаривались члены команды корабля, капитан давал указания, его подчиненные их исполняли и отчитывались. Правда, разговоры велись почему-то не по-русски, а по-китайски, ну, да, ладно. :) Потом вдруг пол под нами зашатался, завыла сирена, в речах капитана и членов команды послышалось напряжение и нервные нотки, сирена завыла громче, переговоры пошли тоже громче, стали раздаваться взрывы и гаснуть свет. В общем, на нас напали! :) Всё это продолжалось пару минут, а затем стихло. Отразили ли мы атаку или нет, мы, честно говоря, так и не поняли. Но если во время настоящего нападения на авианосец, все выглядит действительно так, то не хотела бы я оказаться на нем в этот момент. Потом мы еще немного походили по этому залу, где находились освещенные тусклым светом фигуры наших моряков из папье-маше на боевых постах, склонившиеся над картами, радарами и пультами управления.
35.
36.
37.
Посмотрели на написанный удивительно грамотно боевой листок с изложенными обязанностями в бою.
38.
А затем, наконец, спустились на самую нижнюю палубу, где располагался отсек для ремонта боевых самолетов.
Несколько из них там уже стояло. И на этот раз нас потрясли размеры ангара - возникло такое ощущение, что туда мог бы легко поместиться многоэтажный дом.
39.
Мы еще послушали репетицию певиц-морячек.
40.
Сфотографировали Антона на фоне огромного плаката с московским историческим музеем (на кой он там и какое отношение имеет к "Минску", мы, правда, так и не поняли).
41.
А затем купили мне на память полосатую сине-белую футболку в морском стиле, с металлическими пуговицами на плечах вместо погон и, проведя в общей сложности на авианосце добрых три часа, отправились осматривать Шеньчжень дальше. К тому же, что уже скоро нам было нужно уезжать в Гонконг.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2011-2012 год, декабрь-январь:
Шеньчжень. Если бы я решила уехать в Китай на ПМЖ, я бы уехала в Шеньчжень!
Хайнань. Остров Сидао. Неправильный Край света
Хайнань. Санья. Рай для руссо туристо
Дали. Слинго-байцы
Дали. Город с тремя пагодами в Яшмовых Горах
Доктор Хо из Байши
Лицзян. Притибетские наси
Где жить в Китае?
Лицзян. Дворец главного наси
Лицзянское средневековье
Шилинь. Наши сани едут с вами!
Шилинь. Каменный лес
Куньмин. Танцуют все!
Куньмин. По городу весны на двухэтажном автобусе пятками кверху
Пиньян. Туманные безрисовые террасы
Пиньян. Народности яо и жуанг. Девушки с самыми длинными волосами и их соседи
Яншо, Синьпин. На бамбуковой лодке по реке Ли
Гуйлинь. К слонику!
Кушать подано!
Трудности перевода с китайского
Гуйлинь. Новый Год с лапшой Доширак
На автобусах, поездах и самолетах по-китайски
Гуанчжоу. Лекарство из сушеных змей
Гуанчжоу. К чему приводят опиумные войны?
Гуанчжоу. Шесть баньяновых деревьев и кое-что еще
Фотообзор: Новый Год с китайскими палочками