Уже в конце моего сахалинского путешествия у меня состоялось джип-сафари по дебрям острова, про которое я упоминала в самом начале своего повествования. О нем мы еще во время интернет-переписки договорились с Дмитрием, тем самым, который забронировал мне каюту на пароме Ванино-Холмск. Дмитрий входил в южно-сахалинский джипер-клуб "4х4" и в свободное время вместе с "коллегами" совершал удивительнейшие поездки по Сахалину, по таким местам, куда ни одна собака не бегала. Мне же, уезжавший через пару дней в Японию, был предложен облегченный однодневный вояж по бездорожью, без ночевок и особых трудностей, но тем не менее…
Компания у нас подобралась замечательная, сплошь состоявшая из друзей и родственников Дмитрия, отличавшихся дружественным и веселым нравом. В путь мы тронулись на трех машинах: мы – непосредственно на джипе, за рулем которого восседал Дмитрий, я - на переднем штурманском сиденье и его жена с дочкой – на заднем; и друзья с родственниками – на двух японских микроавтобусах.
2.
Мыс Великан вдавался в Охотское море, а ехать до него сначала предстояло по песчаному морскому берегу, а затем, огибая выступавшие в море скалы, через лес. Вот в лесу-то и начались наши приключения.
Сама по себе дорога являла колесную колею, по которой обычно в хорошую погоду на грузовых машинах возили лес. Теперь, после прошедших дождей, колея размылась, и первое, что нам встретилось по пути, были три огромные лужи по семь метров в длину и ширину каждая. Честно говоря, я уже давно удивлялась, как японские автомобили могут штурмовать препятствия. Еще когда мы с Сашей осматривали окрестности Южно-Сахалинска, я диву давалась, как мы на "Субару" взбирались на заросшие травой откосы, куда нашим "Жигулям" в век и не снилось влезть! На джипе же оказалось еще веселее! Дмитрий, то ли специально для меня, то ли для собственного удовольствия время от времени проделывал такие трюки: джип под его чутким руководством нырял в лужу, его капот и лобовое стекло окатывало мутной желтой водой, и тут же выныривал. Впечатлений получалась масса!
3.
Микроавтобусы следовали за нами, а мы периодически останавливались и ждали их. На сложных участках Дмитрий выходил из машины и жестами показывал водителям автобусов, как и где проехать. Мы переезжали речки вброд, взбирались на глинистые склоны берегов, при этом джип рычал аки трактор, а мне оставалась только закрывать глаза в особо жутких случаях и доверять себя профессионалу!
4.
Зато так появлялся азарт, и вскоре я уже понимала, что именно движет членами джипер-клуба и мной самой, участвовавшей в нынешнем сафари: интересна не конечная цель поездки, а сам процесс езды, преодоление трудностей пути и восторг от этого преодоления.
Неожиданно перед нами возникла глубокая яма. Появилась она из-за протекавшего под дорогой ручья, который подмыл грунт, в результате чего тот и обвалился. Размерами яма была в ширину дороги, а со всех сторон к ней подступал лес. Кто-то из предшественников заботливо перекинул через нее три досочки, по которым теперь и предстояло проехать нам всем. А проехать по ним можно было только левыми колесами, куда же девать при этом правые – наука умалчивала. В общем, первыми двинулись мы. Что именно случилось, я не знаю, но свидетели рассказывали, что картина была ужасной! Едва мы въехали на доски, джип резко накренился вправо в сторону кювета и встал (точнее, почти лег на бок), а его колеса зависли над ямой.
- Хе! - сказал Дмитрий и дернул за какой-то рычаг. Джип зарычал, но с места не сдвинулся. Дмитрий дернул еще за что-то. Джип рыкнул и медленно пополз, куда следует.
- Дела... - подумала я, когда мы очутились на земле обетованной.
- Знаешь, - сказала я Дмитрию, как только мы снова тронулись в путь, - я до сих пор считала, что самая "крутая" дорога, по которой я у вас тут ездила, была
из Ногликов в Оху , но теперь понимаю, что она явно отдыхает!
- Так ведь то, что сейчас, - это вообще не дорога, - ответил мне Дмитрий, - это направление!
5.
6.
7.
После того, как мы пересекли Тонино-Анивский хребет, направление начало сужаться. Погода была пасмурная, висел туман, а мы ехали по горному серпантинному бездорожью и радовались жизни! Вскоре на пару с нами наше направление "возлюбил" ручеек, проложивший по нему свое русло и частично его размывший. Стало еще веселее! Деревья совсем подступили к «дороге», сомкнув над ней свои кроны, наш джип цеплял ветки одновременно и слева и справа, и, если бы нам попалась встречная машина, мы бы с ней не разъехались.
Так прошло три часа, когда мы, наконец, достигли мыса Великан, и выехали на прибрежную гальку Охотского моря.
8.
Галька была мокрой и очень мелкой. Джип шел по ней, скрипя всеми частями своего металлического тела, а микроавтобусы и вовсе забуксовали. Тогда Дмитрий достал автоматическую лебедку, прицепил ее по очереди к микроавтобусам и за считанные секунды их вытянул.
9.
В знак победы тут же было решено устроить небольшой пикничок!
10.
А после пикника мы отправились обозревать окрестности. Мыс Великан был очень красивым местом, хотя это название намертво прикрепилось к нему от не такого красивого, но расположенного по соседству другого мыса. А сам он на деле назывался попросту Птичий. Его достопримечательностями были удивительные скалы в море, точнее, даже острова из скал и великолепные скальные гроты на берегу. Когда-то в детстве, в пору сбора коллекции карманных календариков, кто-то из знакомых привез мне несколько экземпляров с Дальнего Востока. Среди прочих там был календарь с изображением "Золотых ворот" - монолитной краеугольной, стоявшей в море арки с промытой расщелиной, и с разбросанными рядом с ней в воде каменными глыбами. Тогда, глядя на календарик, я часто думала, где же находятся эти ворота? И вот теперь я увидела их воочию. Они стояли здесь, на мысе Великан, и, как на той картинке, омывались пенившимися волнами. А между аркой и берегом плескались в море огромные, похожие на экзотические орхидеи, оранжевые медузы…
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Охотское море оказалось очень холодным. Когда после осмотра окрестностей Дмитрий, надев гидрокостюм, с гарпуном в руке отправился на подводную охоту на навагу, я разулась и ступила ногами на омытую волнами гальку. Да-да, именно не в море, а на гальку! Но уже через несколько секунд мне пришлось перебираться туда, где было тепло и сухо – ноги закоченели, и стоять на гальке стало просто не выносимо! Спустя пару минут, с нацепленной на гарпун рыбешкой вернулся "с охоты" и замерзший Дмитрий. Несмотря на успешный улов, лезть снова в море он не стал, снял гидрокостюм и начал оперативно греться!
С дочкой.
21.
…Возвращение в Южно-Сахалинск у нас ознаменовалось тремя авариями. Еще перед отправлением неожиданно выяснилось, что у одного микроавтобуса спустило колесо, а у другого что-то случилось с передачами. Пока все это чинили, оказалось, что и у нашего джипа тоже не все в порядке, а именно – скончался генератор. В данном случае нам это грозило ночевкой в горах Тонино-Анивского хребта, потому как в темноте да без фар по тем дорогам, что тут были, рискнул бы проехать разве что камикадзе. Поэтому Дмитрий, не являвшийся по совместительству оным, решил ехать быстро, чтобы до темна успеть оказаться на подступах к городу. Но, едва мы тронулись в путь, генератор вдруг сам собой починился, и в Южно-Сахалинск мы въехали при всей положенной иллюминации...
...Еще перед поездкой в Японию я побывала в поселке под названием Синегорск. Находился он в нескольких десятках километров от Южно-Сахалинска, в живописном месте посреди невысоких гор. Почему этот поселок назвали Синегорском, осталось тайной за семью печатями. По одной из версий, его, так сказать, крестный отец перед тем, как дать имя поселку, сильно наклюкался, после чего горы стали казаться ему синими-синими, как родная физиономия!
22.
В Синегорск мы ездили с Сашей, и по дороге он рассказывал мне, что еще совсем недавно здесь имелась грандиозная шахта по добыче угля, и местные жители, на ней трудившиеся, зарабатывали гораздо больше, чем их коллеги в других районах Сахалина. Сейчас шахта тоже существовала, но конкретно дышала на ладан, и зарплаты угледобытчиков уже совсем не радовали.
Сам Синегорск оказался вполне приятным и благоустроенным местечком, в основном с пятиэтажными домами, стоявшими на культурных улочках, которые лесенками поднимались в горы. Неподалеку от поселка располагался санаторий «Синегорье» с бьющими минеральными источниками и недорогими комнатками на ночь, которые, по словам Саши (и откуда это интересно он знает? – вопрос на засыпку), доблестные сахалинцы повадились бронировать на выходные для полюбившихся дам…
---------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из путешествия по Дальнему Востоку, Сахалину и Японии:
2004 год, июль:
Ноглики. Город на нефти
Оха. Город на нефти
Пильво - 110 лет!
Александровск-Сахалинский. "Каторжные мы..."
Невельск. Город-ленинец
Суровое озеро Буссе
Сахалинские деликатесы
Про Сахалин и сахалинцев
День сурка или "Горный воздух"
Водопады Быкова
Озерный край. Тунайча, Изменчивое и другие
Южно-Сахалинск. Столица рыбки-острова
Сахалин с первого взгляда: по пути от Холмска до Южно-Сахалинска
Тот самый Ванинский порт
Комсомольск-на-Амуре. Молодость, поросшая травой, а также о том, как я на бичевозе через Сихотэ-Алинь ехала
Хабаровск. Брат московского брата
Владивосток. Порт интернациональной дружбы
Фотообзор: Рыбка-остров, островитяне и их соседи