Транспорт любой страны, особенно экзотической - это, имхо, всегда любопытно. Ибо там частенько попадаются такие его виды, на которых в Европе мало кому вообще придет в голову разъезжать. Камбоджа - страна экзотическая, правда, как любая другая в Юго-Восточной Азии, она сейчас развивается очень быстрыми темпами, а в результате получается, что наряду с необычным транспортом здесь уже вовсю используется ультра-современный, который даже в Европе есть далеко не везде. Ну, а раз такое дело, то предоставляю вам небольшой обзор транспорта Камбоджи. Вдруг пригодится! :)
Так как прилетели мы в Пномпень, то и изучать на собственном опыте камбоджийский транспорт начали с этого города. И первое, что нас здесь поразило, - это полное отсутствие транспорта общественного. То есть, никаких городских автобусов, троллейбусов, трамваев и, уж тем более, метро в Пномпене нет. Маршруток, кстати, тоже нет. И не только в Пномпене. Общественного транспорта нет ни в одном городе Камбоджи. Но это вовсе не говорит о зажиточности горожан. Личный автомобиль у тех же пномпеньцев - если и не роскошь, то, в любом случае, признак обеспеченности, и есть он далеко не у всех, а, скорее, только у единиц.
2.
Главный же способ передвижения здесь по городу - это мопеды, мотоциклы и тук-туки. А еще велосипеды.
3.
Правда, последними пользуются в основном школьники и туристы, да и то чаще не в Пномпене. Школьники обычно рассекают на велосипедах в деревнях и в мелких городишках, на них они ездят в школу и домой - все лучше, чем идти пешком.
4.
А туристы, например, в Сиемреапе. Там велосипед можно взять в аренду за доллар в день и отправиться осматривать на нем храмы Ангкор-вата, что многие и делают. А вот, мопеды, мотоциклы и тук-туки - это реально главные транспортные средства страны. Мопеды и мотоциклы есть, если не в каждой, то почти в каждой семье в любом мало-мальски крупном городе.
5.
6.
7.
8.
Тук-туками же здесь пользуются по тому же принципу, как у нас такси и, порой, их даже так и называют. На самом же деле, тук-тук - это тот же мотоцикл с впряженной в него двухколесной повозкой с крышей, рассчитанной на четверых пассажиров, которые сидят по двое напротив друг к другу. Хотя мы неоднократно видели, как в него набивалось и по шесть. Как личный транспорт, тук-тук используется редко, обычно именно для извоза. Проезд в таком по Пномпеню, как правило, стоит два-четыре доллара, за город - чуть больше, а если кому-то надо нанять тук-тук на весь день, то тоже пожалуйста - в Сиемреапе это удовольствие обойдется примерно в 10-15 долларов, в Пномпене - в 15-20, а в Сиануквилле еще немного дороже.
9.
10.
11.
Тук-туки в Камбодже крайне популярны, искать их не надо, они найдут вас сами, едва только вы встанете в задумчивости - один-два-пять-десять туктукеров обязательно окликнут вас и предложат куда-нибудь довезти. Правда, если кому-то вдруг не по карману нанять тук-тук (ну, мало ли!), то с тем же успехом вас довезут и на мотоцикле, но уже за более низкую цену.
А это грузовые тук-туки. Такие тоже бывают.
12.
13.
Впрочем, обычные такси в том же Пномпене тоже есть, но их гораздо меньше и пользуются ими в основном иностранцы.
Что же касается междугородного транспорта, то с ним в Камбодже дела обстоят более продвунуто. Здесь есть автобусы, микроавтобусы, шерри-такси, поезда и самолеты.
Самые популярные из всех - это, конечно же, автобусы и микроавтобусы. Причем, что интересно, собой они являют вовсе не какие-нибудь древние кыбылдыхские агрегаты (хотя доказывать ничего не буду, может, такие тоже есть и даже, скорее всего), а вполне новые современные машины с кожаными сиденьями и с кондиционерами, а иногда даже с вай-фаем.
14.
15.
Реклама таких автобусов и микроавтобусов висит по всему Пномпеню и ходят они во многие города.
16.
Мы на микроавтобусе с кондиционером, но, правда, без вай-фая ехали из Пномпеня в Сиемреап. Обошлось нам это удовольствие в десять долларов с человека, а доехали мы примерно за пять часов с двумя двадцати-минутными остановками на перекус.
17.
Правда, что касается дорог, то в большинстве своем они в Камбодже оставляют желать лучше. Чаще всего - это просто битый асфальт, местами более-менее отремонтированный.
Шерри-такси - штука тоже весьма популярная. Такие ходят тоже практически между всеми крупными городами Камбоджи, а отправляются обычно тогда, когда у рейсовых автобусов в расписании перерывы. Собой шерри-такси являют обычные легковые автомобили. Каждый пассажир выкупает в нем себе место, и машины отправляются по заполняемости. Мы на таком ездили из Сиануквилля в Кампот и из Кампота в Пномпень, проезд нам оба раза обошелся в десять долларов за двоих. По столько скидываются все пассажиры. Правда, водители часто хитрят, и вместо 3-4 пассажиров норовят усадить в шерри-такси по 7-8, как это случилось у нас. В Кампот мы ехали на самой обычной "Тайоте-Камри". Так вот, на заднем сиденье вместе с нами сидело пять (!!!) пассажиров, а впереди, помимо водителя, еще трое - двое на сиденье справа от него и один - слева. Я бы не поверила, если бы сама не ехала в этой машине!
18.
Поезда. А вот, железная дорога в Камбодже, судя по всему, окончательно пришла в упадок. Еще недавно здесь были пассажирские поезда сообщением Сиануквилль - Пномпень, теперь же они в прошлом, а дорогу, по официальной версии, реставрируют. Правда, пока что еще действует другая ветка: Пномпень - Баттабанг. Поезда по ней ходят раз в неделю. А помимо обычных поездов здесь еще процветают бамбуковые. Внешне они больше напоминают дрезины, работающие на обычном моторе. Говорят, что, когда две такие дрезины встречаются на одноколейке, то ту, которая легче, просто перетаскивают вручную. К сожалению, мы на таком поезде не покатались. Жаль, конечно.
И, наконец, самолеты. Вот тут, чем-чем, а авиасообщением в Камбодже занялись вплотную. Камбоджа - страна очень маленькая, и оно сейчас налажено между тремя городами - Пномпенем, Сиемреапом и Сиануквиллем. И что интересно, между Сиемреапом и Сиануквилем самолеты летают только с конца прошлого года. Осуществляет авиаперевозки "Cambodia Angkor Air". Билет между этими двумя городами не дешев, в один конец стоит 114 долларов, а потому самолетами в стране пользуются в основном иностранные туристы. Например, с нами вместе в салоне летел только один камбоджиец. Зато в целом, авиакомпания произвела приятное впечатление. Хоть и летели всего час, хоть и самолетик был маленький, винтовой, стюардессы оказались очень вежливыми и даже покормили маффинами в пути. :)
19.
Кстати, что касается аэропортов, то все три, в которых мы побывали, тоже оставили позитивные впечатления. Самым большим был, конечно, аэропорт в Пномпене. Но несмотря на его размеры, он показался нам чистым, аккуратным и уютным. Он, разумеется, международный, и отсюда осуществляются рейсы в большинство стран Юго-Восточной Азии. Мы, например, туда прилетели из Ханоя, а улетели в Хошимин. Аэропорт в Сиемреапе тоже международный, тоже новый и уютный, но уже гораздо меньше пномпеньского.
20.
21.
Оцените размеры. Я, собственно, снимаю от противоположной стены.
22.
Сиануквилльский же совсем микроскопический, осуществляет пока только местные рейсы, оттуда самолеты летают в Сиемреап и Пномпень. От самолета по летному полю мы шли сами, никаких автобусов здесь не предусмотрено.
23.
А что еще интересно, я как раз недавно прочитала, что в Камбодже, на острове Ко Пу, который еще называют Змеиным островом, и коий расположен неподалеку от Сиануквилля, начали тоже строить аэропорт. На этом острове собираются мощно развивать туризм - возводить дорогостоящие отели и виллы, аквапарк, спа-комплекс, поля для гольфа. А потому взялись и за аэропорт, чтобы потом организовать сюда туристические чартеры, и прежде всего, из Гонконга и Сингапура.
Так что, Камбоджа развивается и развивается очень быстро. И, конечно, с одной стороны это хорошо, потому что такой прогресс принесет какие-никакие деньги в местную казну, а с другой - очень жаль, что вся девственность и экзотика этого уголка скоро исчезнет с лица земли.
---------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия по Камбодже и Вьетнаму:
2012 год, октябрь-ноябрь:
Пномпень. О жутких зверствах Пол Пота
Пномпень - город пагодный
Фотообзор из Камбоджийского королевства