Наконец, наступило утро моего отъезда в Японию. Автобус в Холмск отправлялся из Южно-Сахалинска в половине одиннадцатого и представлял собой окультуренный вариант "Икаруса". Билет на него я купила без проблем и уже через полтора часа, за час до назначенной встречи с организаторами круиза на морском вокзале, была в Холмске.
На этот раз я решила осмотреть Холмск более подробно. Когда 20 дней назад я только прибыла на Сахалин, и Саша встречал меня здесь, на морвокзале, мы лишь проехали по улицам Холмска, но уже тогда этот город среди холмов показался мне очень уютным и живописным. Впрочем, сейчас осматривать его детально мне тоже не хватало времени, и я ограничилась центром, а, точнее, выходившим к морю бульваром-площадью с красивыми фонарями, низенькими молодыми деревцами, газонами и тремя памятниками - звездой солдатам Отечества, установленной в год 130-летия Холмска и посвященной высадке нашего десанта из десяти солдат в 1871-м году, образовавшему здесь поселение, и отвоеванию Холмска у японцев в 1945-м году; даме с ребенком на руках и какому-то неизвестному дядьке.
2.
3.
Неподалеку у причала стояла «Марина Цветаева» - тот самый теплоход, на котором буквально через несколько часов мне предстояло отправляться в путь к японским берегам.
4.
А еще был примечательный старый маяк с ведшим к нему пирсом и росшими у этого пирса неизвестно откуда взявшимися маленькими подсолнухами… (см. фото №1).
Когда я явилась на морвокзал, круизный народ в количестве аж ста с лишним "мореплавателей" уже полностью собрался и был готов к отплытию. Две девы из организовавшей круиз турфирмы раздали нам конверты с документами, картами и буклетами о Японии и "Марине Цветаевой". Задекларировав фотоаппараты и мобильники, таможню мы прошли почти формально и через несколько минут уже были на борту корабля.
"Марина Цветаева" была семипалубной, построенной поляками еще в 1980-х годах и, как правило, курсировавшей с Сахалина к Курилам и обратно, и только с недавних пор в качестве туристического лайнера – на Хоккайдо. Каюта у меня была четырехместной, она располагалась на главной, четвертой по счету, палубе, и когда я дошла до нее, в ней уже находились две пассажирки. Вскоре пришла и третья. Видимо, организаторы нашего круиза селили народ не только по половому признаку, а еще и по возрастному. Моим попутчицам, Ане и Кате, было 28 и 26 лет соответственно, и только Елена, с которой ехала Аня, была постарше. Наша каюта была вполне обустроенной и гораздо больше и новее той, в которой я переплывала Татарский пролив по пути из Ванина в Холмск. Кроме полок, которые были гораздо шире, чем в обычном поезде, в ней имелись радио, шкаф, столик и две табуретки, с одной из которых я в дальнейшем очень удачно приноровилась забираться на свою полку.
Около четырех часов дня мы, наконец-то, отчалили. По всему теплоходу понеслось "Прощание славянки", на меня нахлынула ностальгия, и я вышла на палубу. Когда мне было шесть лет, я с родителями в их отпуск на теплоходе "Комарно" "ходила" в рейс из Москвы до Астрахани и обратно и еще тогда прониклась этим трогательным маршем. Теперь же чувства вернулись, и я, как и в то время, начинала ощущать себя отважным мореходом!
На улице было пасмурно, накрапывал мелкий дождь, дул сильный ветер, но палуба была полна народа. Наверно, все, как и я, прониклись романтикой происходящего – улыбались, курили и бросали окурки в океан…
Примерно через полчаса после отплытия нас созвали в каюту дирекции круиза, отобрали документы до японской таможни и предложили экскурсии в Японии. Экскурсий было две, стоили они по 13 тысяч иен каждая (примерно по 120 долларов, 1 доллар = 108 иен) и были рассчитаны на полный день. Одна экскурсия планировалась в Саппоро – столицу острова Хоккайдо, а вторая – по самому острову с заездом в деревню самураев. И я, несмотря на свою нелюбовь к организованным поездкам, решила купить обе. "Во-первых, за три дня я вряд ли успею осмотреть многое самостоятельно, а, во-вторых, еще неизвестно, как у японцев с английским. Ведь у меня с японским – ровным счетом никак!" - подумала я.
В принципе, поначалу у меня была и другая идея: бросить все и съездить в Токио. Но потом умные люди, плывшие в Японию не впервые, мне доступно объяснили, что за полных три дня, которые нам планировалось пробыть в стране восходящего солнца, саке и харакири, сие неразумно – большая часть времени у меня, при таком раскладе, пройдет в дороге.
…Трапезничать мы ходили в корабельный ресторан в первую смену. Сами трапезы были комплексными и особым шиком и вкусом не отличались. Например, в первый ужин нам подали тушеную с овощами треску, картофельное пюре, ложку кукурузы, чуть-чуть свежей паприки и компот, преследовавший нас потом всю поездку.
А после первого ужина я отправилась осматривать корабль.
Вообще-то, только официально наш круиз считался поездкой туристической. На деле же, это был самый обыкновенный шоп-тур. Народ со всего Сахалина ехал в Японию за вещами: машинами, аппаратурой, техникой, всякими шмотками и даже едой, объясняя это тем, что на Сахалине все гораздо дороже. Народ ехал разный. И, наверно, поэтому по всему кораблю первым делом развесили объявления-предупреждения на корявом русском языке за подписью министерства иностранных (или внутренних) дел Японии, суть которых сводилась к тому, что во всех японских магазинах работают камеры слежения и воровать нет смысла. Но если кто-то вдруг пронесет на борт "Марины Цветаевой" ворованные вещи, то кораблю выдадут черный флаг и на год лишат японской визы! Объявления заканчивались словами: "Господа! Вы не в России, а за границей!" Мне аж противно стало…
В остальном моя прогулка по теплоходу прошла вполне успешно. Я осмотрела маленький бассейн на верхней палубе, обнаружила вход в машинное отделение (но внутрь не пошла, уж больно там грязно было), посетила капитанскую рубку со штурвалом и всеми полагавшимися причиндалами, а главное – нашла чудесное местечко где-то на самом верху, где, как в "Титанике", можно было раскинуть руки и почувствовать, что летишь… В лицо дул сильный ветер, а внизу было только море…
---------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из путешествия по Дальнему Востоку, Сахалину и Японии:
2004 год, июль:
Мыс Великан
Ноглики. Город на нефти
Оха. Город на нефти
Пильво - 110 лет!
Александровск-Сахалинский. "Каторжные мы..."
Невельск. Город-ленинец
Суровое озеро Буссе
Сахалинские деликатесы
Про Сахалин и сахалинцев
День сурка или "Горный воздух"
Водопады Быкова
Озерный край. Тунайча, Изменчивое и другие
Южно-Сахалинск. Столица рыбки-острова
Сахалин с первого взгляда: по пути от Холмска до Южно-Сахалинска
Тот самый Ванинский порт
Комсомольск-на-Амуре. Молодость, поросшая травой, а также о том, как я на бичевозе через Сихотэ-Алинь ехала
Хабаровск. Брат московского брата
Владивосток. Порт интернациональной дружбы
Фотообзор: Рыбка-остров, островитяне и их соседи