В Фигерас мы поехали, собственно, только из-за Дали. Он здесь родился в мае 1904 года. Вообще, странный был дядька, чего уж там! С детства имел кучу фобий, к примеру, до умопомрачения боялся кузнечиков, был неуправляемым и заносчивым ребенком, отчего вечно страдал от сверстников. Но, насколько я поняла, когда читала его биографию, это его нисколько не смущало, и он продолжал вести себя в том же духе.
Своего он всегда пытался добиться не какими-нибудь заслугами или уговорами родителей (а родился мальчик в весьма благополучной зажиточной семье, его папа был известным нотариусом), а нытьем, капризами, враньем и скандалами. Например, однажды на центральной площади города в самую жару, когда испанцы и каталонцы вовсю предаются сиесте, мелкому Сальвадору приспичило заполучить леденец. И он так разорался, что сбежалась толпа народа, включая полицейских, хозяина лавки нашли, разбудили и велели выдать капризному товарищу сладость.
Мда, надеюсь, наш Даниил до этого не дойдет!
С юностью такое поведение у Дали не прошло, а, скорее, только усугубилось. Конечно, леденцы он больше не выклянчивал, зато благополучно был изгнан из академии Сан-Фернандо, несмотря на то, что все учителя отмечали в нем огромнейший талант, ум, сообразительность и возможные неплохие творческие перспективы. А выгнали его за нахальное поведение в отношение ко всем (!!!) преподавателям. Он вел себя крайне заносчиво, высокомерно, пренебрежительно и нередко хамил. Кто такое потерпит? Впрочем, высокое мнение, которое он питал к себе любимому, можно почувствовать даже в названии одного из его литературных опусов-автобиографий - "Дневник одного гения". А чего стоит только та его идея, как он сыграл на своем имени Сальвадор, что значит, Спаситель, назвав себя спасителем искусства от модернистской деградации? Молодцом, в общем, был дядечка, себя в обиду не давал!
2.
Кстати, мерзкое и высокомерное отношение у него было практически ко всем окружающим, даже к тем людям, которые искренне пытались его любить. Например, к родителям. Несмотря на то, что в семье к нему все относились очень неплохо, он умудрился на одной из своих картин написать: "Иногда я с наслаждением плюю на портрет своей матери". И пусть некоторые теперь, учитывая, что товарищ прославился и стал известным мастером, пытаются его как-то оправдать и по-другому объяснить эту его припись, мол, "он не хотел оскорбить свою мать и даже не представлял, к чему это приведёт, а жаждал испытать серию чувств и переживаний, которые стимулировал у себя таким кощунственным, на первый взгляд, поступком". В общем, на мой взгляд, так любой маразм можно оправдать! А взрослый человек с наличием у него мозга, насколько бы тонкой не была его душевная организация, должен соображать, что себе, если уж на то пошло, можно позволить, а какие слова принесут большую обиду и горечь самому близкому и любящему его человеку. К счастью, в то время, когда он изрек высказанное о своей матери, ее уже не было в живых.
3.
А, вот, отец, узнав об этом, так и не смог простить сына и разорвал с ним все отношения. Знаете, что сделал на это лапочка Сальвадорчик? Он послал отцу конверт со своей спермой и с запиской: "Это все, что я тебе должен!"
4.
Гад, короче. И, наверное, не случайно, не лежала у меня никогда душа к творчеству этого "гения". Впрочем, особенно близко с его творениями я знакома не была: да, картины (ни одна) и фильм "Андалузский пес", коий нынче все, кто ни поподя, относят к арт-хаузу, на меня не произвели никакого впечатления. Но, как говорится, врага надо знать в лицо. :))
5.
А потому, когда Антон, который к Дали относится с большим позитивом, чем я, предложил мне побывать в Фигерасе в его театре-музее, я согласилась.
Ну, что могу сказать? Картины Дали на меня все так же не возымели действия, а вот его скульптуры и инсталляции, а также необычный стеб над церковью, каюсь, мне понравились! :)
Вообще, уже на подходе к театру-музею Дали, сразу понимаешь, куда ты, собственно, попал, ибо кругом стоят весьма оригинальные и эксцентричные скульптуры (см. все предыдущие фото): мужик с разрубленной стопой ноги, другой мужик с телевизором в голове, третий - с золотым яйцом на плечах. Фасад театра - тоже "себе на уме". Вместо всяческих дев марий и прочих святых здесь некто в скафандре и троица с батонами хлеба на голове.
6.
Дальше больше! Внутри музея-театра 22 зала и везде есть нечто, что хочешь - не хочешь, а привлекает внимание так, что начинаешь обходить творение со всех сторон и проводишь у каждого чуть ли не по 5-10 минут, а то и больше. Со мной, по крайней мере, произошло именно так. Например, Дождливое такси. Говорят, Дали осенило создать его, когда в Лондоне он долго и нудно прождал свое такси под дождем. С виду вроде бы и ничего особенного. Обычная машина с водителем внутри.
7.
8.
Правда, боковое стекло в ней разбито, с внутренней стороны на нем видны капли дождя, спереди на капоте стоит статуя какой-то грудастой женщины, а сзади в районе багажника возвышается на тонком шесте нечто сродни замысловатой лодки.
9.
Но для Дали нормально. В чем же фишка? А в том, что, если кинуть в специальную щель монетку в один евро, то в машине начинает идти дождь. Ага, прямо внутри! :))
Другая инсталляция - Человеческое лицо. В небольшом зале в полутьме прямо на полу - отдельно взятые огромные ярко-красные губы, нос, чуть выше над ними две картины, на каждой из которых читается по глазу. А поднимаешься на небольшой подиум, и части тела преобразуются в одно лицо - с ушами, с волосами и даже, пардон, с соплями в носу.
10.
Кстати, насколько я понимаю, Дали любил экспериментировать с разными частями тела, видя в каждой из них особую сексуальность или что-то вроде того - да-да, Фрейдом он зачитывался, да и вообще, говорят, он даже рекламировал свою сексуальную страсть к Гитлеру! Так вот, части тела у него фигурируют очень во многих картинах и инсталляциях: руки, ноги, головы, груди, губы, попы... Правда, все эти части тела практически нигде не показаны у него в нормальном виде, а чаще всего гипертрофированы или изображены с насмешкой над чем-нибудь.
11.
12.
13.
14.
Даже вход в один из залов в музее оборудован, как лицо какого-то человекообразного существа - волосы сделаны из початков кукурузы, глаза из пучков кукольных волос, а зрачки в них их голов кукол, нос - это опять же перевернутая вверх ногами кукла без головы, а рот - обтянутые красной материей куски поролона.
В общем, как-то так.
15.
Кстати, что касается стеба над церковью, то мне трудно сказать, насколько Сальвадор Дали был религиозным малым и был ли им вообще, но этого стеба в его работах хватает в полной мере. Скелет рыбы - символа христианства. Распятие из микросхем. Свисающие с небес колоритный мультяшные пятки и т.д. и т.п.
16.
За всю свою жизнь Сальадор Дали придумал и написал множество инсталляций и картин, снял несколько фильмов и издал книг, сотрудничал с киностудией "Уолт Дисней" и создал мультфильм под названием "Destino", а еще разработал дизайн "Чупа Чупса", который, пусть и немного в измененном виде, используется на фантиках леденцов до сих пор.
А, вот, был ли счастлив Сальвадор Дали в жизни? В юности свою будущую жену Елену Дьяконову, которую все тогда называли Гала (ударение на второй слог), он отбил у собственного друга поэта Поля Элюара. Кстати, тогда она была его женой. В качестве извинений Элюару Дали подарил его портрет. С Галой же он долгое время жил в гражданском браке, но даже, когда они официально поженились, она не перестала ему изменять, и у нее всегда был кто-то на стороне. Как к этому относился Дали, история умалчивает. Но его устраивало, что Гала, во-первых, помогала ему вести хозяйство и наводила в доме элементарный порядок, а, во-вторых, была, своего рода, его агентом - ведь немало работ Дали, особенно в начале его творческой деятельности, было продано исключительно благодаря предпринимательской жилке Галы. Гала же, в свою очередь, по всей видимости, прекрасно понимала, насколько талантлив был Сальвадор, и ее вполне прельщала жизнь с гением. Говорят, что в конце жизни Сальвадор и Гала часто ссорились. И он даже купил ей собственный замок, в котором она жила отдельно от мужа, и который он сам мог посещать лишь по письменному разрешению супруги. Такая, вот, любовь, такое счастье! Зашибись, короче!
17.
Но зато Сальвадора Дали признал мир. И признал еще при жизни, что с талантами обычно, как вы сами понимаете, случается не часто! Почти за 20 лет до его смерти мэр Фигераса решил, что это неправильно, что город, в котором родился Дали, ничего для него не сделал. Он попросил у художника парочку картин, чтобы вывесить их в местном краеведческом музее. Ну, а тот предложил открыть себе любимому в городе сразу целый музей. :)) Впрочем, мэр возражать не стал. Музей разместили в здании бывшего театра, почти полностью разрушенного во время Испанской гражданской войны, а затем восстановленного специально для музея. Там он и находится до сих пор.
Умер Сальвадор Дали от сердечного приступа после нескольких лет прогрессирования болезни Паркинсона. Ему было 85 лет. Несмотря на то, что он завещал похоронить себя в замке, в котором жила его Гала (она умерла за семь лет до него), похоронили его в его же театре-музее, в подвальчике, куда теперь пускают всех желающих увидеть его могилу. Там тело Дали замуровано в пол, так как он хотел, чтобы по его могиле ходили люди...
18.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2012 год, сентябрь:
Ужасный Перпиньян
Латур-де-Кароль - Виль-Франс Верне-ле-Бен. По горам на желтом паровозике
Андорра. Страна с красивой открытки
Каталонцы - это не испанцы!
Барселона. Имеет ли смысл ехать с малышом в Порт Авентура?
Барселона. К рыбкам-акулкам!
Каталония. Пир на весь мир!
Барселона. Любите ли вы Гауди? А Барселону? Да? Нет?
Рига. Город из сказки про Золотого Петушка
О нюансах самостоятельного путешествия с Данилкой в два с половиной года + Фотообзор: Латвия-Испания-Андорра-Франция. Привет из страны Спасибо!