В четверг мы с Антоном побывали на премьере фильма "Камилла Клодель, 1915". Обидно, что, несмотря на первый день проката и на не самый попсовый кинотеатр, в зале было всего несколько зрителей... Наверное, из-за того, что у нас не на слуху имя этой знаменитой скульпторши...
А, вообще, в конце 19 века ей пророчили большое будущее, называли гением, а ее работы считались одними из самых сильных того времени. Она с детства была очарована камнем и глиной и сразу поняла, что хочет стать художником или скульптором. В начале своего творческого пути Камилла брала уроки у Огюста Родена, а затем сама стала его музой, источником вдохновения, моделью и любовницей, но при этом не перестала творить, и делала это все лучше и лучше. Впрочем, фильм, который мы посмотрели, - это не фильм-биография. Точнее, не полная биография, фильм рассказывает лишь об одном годе жизни Камиллы Клодель. Правда, этот год, как и целая череда точно таких же последующих, составили почти половину ее жизни...
Наверное, судьба Камиллы - одна из самых страшных, которые только могут быть у человека. Через 8 дней после смерти ее отца, который всегда ее морально поддерживал, ее по инициативе ее брата Поля отправляют в психиатрическую лечебницу. До сих пор так, толком, никто и не знает: была ли больна Камилла. За восемь лет до этого у нее стали наблюдаться некоторые нервные расстройства, но, в целом, по свидетельствам многих, она, хоть и жила уединенно, но сохраняла рассудок. Да и потом, после нескольких лет проведенных в лечебнице, сами врачи рекомендовали брату, матери и сестрам Камиллы забрать ее домой. Но те наотрез отказывались. И если брат, хотя бы навещал ее там несколько раз в год, все остальные члены семьи не приезжали к ней ни разу, отвернулись навсегда. Это страшно...
Камилла так и умерла в лечебнице. Тогда ей было почти 79 лет. Всего же в больнице для умалишенных она провела 30 лет...
В общем-то, никакого особого действия в фильме нет. События в нем разворачиваются в аббатстве, где была расположена лечебница, - через два года после того, как Камилла Клодель была туда помещена. Посещение доктора, обеды и ужины, водные процедуры, прогулки в горы с послушницами, даже небольшой театр на территории аббатства, где играют сами пациенты. Казалось бы, ничего особенного. Только крики и стоны психически нездоровых людей, их жуткий смех, постоянное пребывание в такой атмосфере, ни одного письма от родственников за исключением брата и полное одиночество. Камилла показана в фильме, как совершенно адекватная и не потерявшая рассудок женщина, какой, скорее всего, она и была, по крайней мере, в начале своего "лечения". И каково же ей было находиться в такой среде?..
Еще интересно, что в фильме "Камилла Клодель, 1915" на вторых ролях снимались настоящие психические больные. И в этом можно легко убедиться, едва увидев их лица. Для меня это было большим открытием, так как я, вообще, не представляю, как людей с такими заболеваниями, как показано, можно уговорить что-то делать на камеру.
Лично мне фильм понравился. Хотя, возможно, что понравился больше всего именно с точки зрения "профессионального" интереса. Когда-то давно я увлекалась психиатрией, и мне было интересно посмотреть на особенности поведения этих пациентов, пусть и в кино. А, вот, Антону кино показалось скучным. Так что, рекомендовать к просмотру этот фильм могу только тем, кому интересны эпизоды жизни Камиллы Клодель, тем, кто любит фильмы-биографии, или, кто, как я, заинтересуется его особенностями.