Дорогие читатели этого блога! На всякий пожарный напоминаю, что любые комментарии оскорбительного характера в адрес людей любой национальности и любого вероисповедания, а также те из них, которые будут направлены на разжигание межнациональной вражды, я буду удалять сразу и без объяснений, а их авторов отправлять в бан. Надеюсь на понимание.
Когда мы осматривали Хеди-Зиярат и стояли на площадке рядом с мавзолеем матери суфийского шейха Кунта-Хаджи, к нам подошел мужчина средних лет, поздоровался и сказал:
- А вы, как я понимаю, наши гости? Откуда вы?
Это был уже не первый случай, когда чеченцы так знакомились с нами. Как и во все предыдущие разы, мы ему все рассказали и узнали в ответ, что мужчину зовут Ислам, сам он уже давно тоже живет в Москве (и действительно, по-русски он говорил без малейшего акцента), но на майские праздники приехал в Хаджи-Эвла, где у него огромное количество родственников - дядя, целая куча двоюродных братьев, сестер, их жен, мужей, детей и прочих-прочих-прочих. Вот и теперь в Хеди-Зиярат он привез компанию своих родственниц - Ислам указал нам в сторону, где у парапета стояло не меньше четырех женщин. Он еще порассказывал нам разных историй о Кунта-Хаджи и его добрых деяниях, о местных селениях и горах, об обычаях, а потом дал нам свой телефон и сказал, чтобы мы в случае чего ему позвонили - он всегда нам поможет, если вдруг будет надо.
Когда же мы буквально через час встретили Ислама в том же Хаджи-Эвла, но у другой мусульманской святыни - в месте, где Кунта-Хаджи совершил свой первый зикр, Ислам, скорее всего, решил, что это - судьба. :)
- Куда вы сейчас? - спросил он нас.
Мы ответили, что, в общем-то, в Хаджи-Эвла уже все осмотрели и теперь собираемся возвращаться в Грозный.
- Тогда пойдемте пить чай, время уже почти обеденное, - предложил он нам. - Давайте, сделаем так. Я сейчас отвезу домой моих родственниц, а затем вернусь за вами. Они живут здесь недалеко, я быстро. А вам я покажу дом моего дяди. Он построил его в самой высокой точке Хаджи-Эвла, там очень красиво и оттуда даже видно Ведено!
Ну, разве могли мы не согласиться? :)
Ислам с одной из родственниц.
Мы вышли на дорогу и потихоньку пошли в сторону, куда нам показал Ислам. Шли мы медленно, фотографировали окрестности, разглядывали щиты, стоявшие вдоль дороги, с высказываниями знаменитых мусульман. У Хедин зиярат мы догнали пожилого мужчину в инвалидной коляске. Он так же медленно, как и мы, поднимался в гору. Когда мы его обогнали, он окликнул нас:
- Это про вас говорил Ислам, да? Вы его гости?
Нам ничего не оставалось, как согласиться. :))
Ислам действительно очень быстро вернулся за нами. До дома его дяди, и правда, было недалеко, но пока мы ехали, я успела снять в машине косынку, кофту с длинными рукавами и шаль, которая в мавзолее играла у меня роль длинной юбки. Когда же я вышла уже без всего этого, Ислам не поверил своим глазам:
- Ты была так одета, что я решил, что ты - мусульманка, которая недавно приняла ислам, и теперь путешествуешь по святым местам. А ты нет?
- Нет, я не мусульманка, - ответила я. - Но я уважаю ваши традиции и обычаи, поэтому у гробницы матери Кунта-Хаджи, в святом месте, не могла быть одета по-другому.
Ислам показал нам дом дяди. Это был большой кирпичный дом, и он действительно стоял на вершине горы, с который открывались замечательные виды на другие горы, на окрестные поселки и на райцентр Ведено вдали. Самого же дяди дома не оказалось, зато поприветствовать нас выбежало несколько его внуков. Особенно нам запомнился один из них, мальчик лет пяти-шести.
2.
Сначала он немного стеснялся, но когда Ислам сказал ему по-чеченски, чтобы он поздоровался с нами, он по-взрослому протянул Антону руку, а затем подошел ко мне и приобнял. Оказалось, что так принято по местному обычаю: с мужчинами нужно здороваться за руку, а женщин - слегка приобнимать.
3.
Вид на горы от дома дяди Ислама.
4.
- А теперь пойдемте пить чай, - сказал Ислам. - И по протоптанной тропинке повел нас в дом своего двоюродного брата, который стоял тут же по-соседству.
5.
Брата Ислама звали Раисап.
6.
Наверное, он был постарше Ислама. В советские годы учился в Ленинграде, закончил там какой-то железнодорожный вуз. Но сразу после учебы вернулся в родное село, тогда оно называлось Пионерское. Здесь он построил дом, женился, обзавелся детьми и, в общем-то, теперь вполне себе счастлив. Мы познакомились с его женой Хеди, и пока Антон, Ислам и Раисап разговаривали о своих мужских делах во дворе, она зазвала меня в дом, чтобы показать, как будет готовить чепалгаш. И я, конечно же, пошла с ней! Хеди оказалась просто замечательной хозяйкой, одновременно с процессом приготовления блюда, мы разговорились с ней о разных делах, и она оказалась такой интересной рассказчицей, что мы отлично провели время.
7.
Чепалгаш Хеди готовила немного по-другому нежели
Лиза из Грозного. Правильно нам говорили, что у каждой хозяйки свой рецепт, вот и у Хеди он тоже был. Во-первых, Хеди хоть и не клала яйца в тесто, но положила яйцо в творог и тщательно его перемешала.
8.
Во-вторых, тесто она делала на сыворотке, а не на кефире.
9.
В-третьих, месила его совсем не долго, и оно получилось у нее очень мягким. Как она мне потом объяснила, это был главный секрет того, чтобы и лепешки потом тоже были мягкие. Дальше она их выпекала точно так же, как и Лиза: на сухой сковороде без масла, затем складывала в глубокую тарелку под крышку, чтобы они там еще больше размякли из-за пара, после этого она их клала на несколько секунд в воду - для того, дабы смыть лишнюю муку, и наконец, водружала одну на другую, а ее дочка Яха смазывала каждую при этом топленым маслом.
10.
11.
12.
Затем Хеди разрезала сразу всю стопку чепалгашей на восемь частей и уложила на красивую тарелку. Главное блюдо предстоящего чаепития было готово!
13.
Главное, но это было абсолютно не всё. Хеди накрыла нам стол в гостиной.
14.
И пока Ислам и Раисап ходили в мечеть на пятничный намаз, угощала нас без них. И мы еле уговорили ее посидеть с нами. Но все равно, каждые две минуты Хеди вскакивала, неслась на кухню и приносила оттуда еще что-нибудь вкусненькое: то домашние творог и сметану, с которыми мы, кстати, и ели лепешки, то сахар, то лимон, то домашнюю халву - уникальную сладость, которую тоже она готовит сама из кукурузной муки, сахарного сиропа и еще каких-то ингредиентов.
Халва.
15.
В общем, когда у хозяйка - Хозяйка с большой буквы, это всегда чувствуется. А Хеди была именно такой.
У нее с Раисапом пятеро детей - четверо сыновей и дочь. Самому старшему сыну - 23 года, он недавно закончил вуз и устроился на работу, самому младшему - Адаму почти пять.
16.
Адам постоянно крутился с нами и напоминал мне нашего Данилку - был таким же непоседой.
17.
Он то лопал шоколад, то тянулся за резиновым шлангом, который Яха постоянно у него отбирала, то вскарабкивался на спинку стула, на котором сидела Хеди, то корчил мне рожицы и просил его сфотографировать.
18.
- Ох, уж эти мальчишки, - улыбалась Хеди. - Говорю старшему: давай женись, уже пора! А он отвечает: нет, сначала сделаю карьеру, заработаю денег, чтобы потом обеспечить свою семью, и только тогда женюсь. Так что, пока и о младшем и о старшем приходится заботиться мне. Хорошо, что Яха всегда помогает!
Самое удивительное, что Хеди не домохозяйка. Она еще успевает работать. На работу ездит в Шали - это примерно полчаса на машине. Там она трудится ветеринаром, а именно заведует аптекой на ветеринарном пункте. Работа, в общем, не сложная, занимает всего пол-дня. Но вы прикиньте, каково это, когда на ней еще дом, пятеро детей, муж и хозяйство - корова, куры и огород. Вот то-то же! Правда, когда я ей рассказала, что до работы добираюсь за два с половиной часа, она обалдела и сказала, что бросать надо такую работу! Так что, у каждой из нас свои печали. :))
А вообще, проблемы у нас с Хеди совпали. Она, например, хочет устроить своего младшего Адама в детский садик, но сад есть только в Шали и туда огромные очереди. Поэтому она подумывает: не отдать ли его в частный сад? В отличие от наших московских, частные садики в Шали по ценам вполне доступны: за месяц там родители платят за ребенка всего две-три тысячи.
Наконец, с намаза вернулись Ислам и Раисап, и Хеди снова умчалась на кухню готовить вместе с Яхой для них свежие лепешки.
19.
Мужчины же пока уселись с нами за стол, и мы повели разговор уже на другие темы.
- Вот всегда так, - начал Ислам, - как только здесь в Хаджи-Эвла все садятся обедать, начинаем говорить о политике.
- Это и не удивительно, - поддержал его Раисап, - в обе войны село находилось в эпицентре событий, его все время обстреливали, со всех сторон стояли федеральные войска...
В общем, было и так, что уже даже дети научились определять по звуку, через сколько секунд и где именно упадет только что выпущенный снаряд, успеют они или нет добежать до укрытия (в обе войны мирные жители здесь прятались в вырытых подвалах), да и имеет ли смысл туда бежать... Было ли страшно? Конечно же, было... Но когда все только начиналось, как-то не верилось, что будет столько смертей.
- В первую чеченскую раньше других сюда пришла морская пехота. Мы думали, вот, сейчас начнется кошмар, - рассказывает Раисап. - Но ничего подобного! Морские пехотинцы оказались людьми более чем порядочными и благородными. Они действительно нас защищали, рассказывали о том, что происходит, и всегда помогали, если было нужно. Когда они уходили, они сказали: "Вот теперь бойтесь, сейчас нам на смену придут другие, мы и сами не представляем, что теперь будет!" И они оказались правы. Было такое ощущение, что эти пришли, чтобы только грабить и наживаться за наш счет. Заходили в дома, и вместо того, чтобы выяснить, что у нас и как, оглядывали стены, высматривали, что есть ценного, а затем просили то гуся, то курицу, то яиц, то еще что-то. Хотя я не хочу сказать, что все были такие, но встречались тогда нередко...
- А помнишь, был у нас такой военный офицер, кажется, Измайлов его фамилия? - вставляет свою долю правды Ислам. - Вот это был человек! Смелый и честный. Тоже всегда нам рассказывал об обстановке, объяснял, как себя вести при военных атаках, не боялся с нами зайти в кафе без охраны. Ведь как-никак, был риск покушения, тогда боевики их часто совершали...
- Да, военные, как и обычные люди, были разные. Но война - это зло. Пусть лучше будет мир - это главное.
Тем не менее, эхо войны иногда бывает слышно до сих пор. Ислам и Раисап рассказали нам, как уже спустя годы, двое сельских ребят подорвались, когда ехали на тракторе. Ехали по полю, а там оставшаяся с конца 1990-х мина... Оба, хоть и покалечились, но, к счастью, остались живы. Другие ребята, почти что дети - им было в ту пору по 12-14 лет, сами разминировали поля. Они выкапывали мины и, ради развлечения, обезвреживали их. Кто больше обезвредил, тот и молодец. А еще, оказывается, была такая фишка "для самых смелых" - взорвать снаряд в руке. Снаряд брали в руку хитрым способом - так, чтобы при взрыве осколки и основная волна уходили в воздух. Ну, и взрывали. Были, конечно, смельчаки, у которых это получалось, но вот сколько детей покалечилось, история умалчивает...
Но все-таки ни Раисап, ни Ислам не хотели заканчивать наш разговор на грустной ноте. Политика политикой, а война - это, действительно, зло. Прав Раисап, прав Ислам, правы все, кто думает так же.
Ислам.
20.
- Давайте поднимемся на гору, мы вам покажем, какие у нас тут красивые виды, - предложили они нам. И мы пошли. Идти предстояло недалеко. Мы прошли мимо домов двух братьев, мимо пасущихся рыжих коров и в обществе одной крайне дружелюбной собаки и понабежавших ребятишек поднялись на невысокий пригорок.
21.
22.
23.
С него открывалась панорама не только на Ведено, не только на ближайшие села, но и на все кавказские горы.
- Вот смотрите, - рассказывал Раисап. - Это Черные горы, а за нами вон там вдали, видите? - Главный Кавказский хребет, на вершинах тех гор лежит снег. Здесь у нас очень красиво, воздух такой, что его хочется пить. Ведь правда же?
Конечно же, правда. И никак не укладывается в голове, что еще 14 лет назад здесь стреляли...
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
Мы пробыли в гостях у Ислама и семьи Раисапа не меньше трех часов. Когда мы уже собирались уходить, точнее, когда один из родственников Ислама вызвался подвезти нас до перекрестка с главным шоссе на "Ведено - Грозный", а Хеди упаковала для нас в дорогу целую груду лепешек, и мы уже были готовы запрыгивать в машину, вдруг откуда не возьмись, появились те самые женщины, которых Ислам возил в Хедин зиярат и с которыми мы там впервые встретились, и запричитали:
- А мы думали, что вы придете к нам, всего наготовили, накрыли стол... Мы вас так ждали...
Вот оно, чеченское гостеприимство! Пришлось нам объяснять, что мы никак не могли прийти к ним в гости, так как Хеди тоже накрыла большой стол и так нас накормила, что мы едва смогли встать. :)) Напоследок мы сделали несколько фотографий этого большого, дружного и очень гостеприимного семейства, а потом, уже приехав в Москву, переслали их Исламу. Надеюсь, что наши фотографии им понравились. :)
32.
И вот, наконец, мы снова на шоссе "Ведено - Грозный". Убежденные окончательно и бесповоротно в гостеприимстве чеченцев, мы не стали ждать маршрутку, а решили ехать в Грозный автостопом. Первая же машина остановилась без проблем.
- Добрый день, до Грозного не подбросите?
- Садитесь!
За рулем темноволосый и черноглазый бородатый горец. Разговаривали мало. Он лишь узнал, откуда мы, где были, понравилась ли нам Чечня.
- В следующий раз приезжайте с палатками, у нас есть, где походить! - заметил он, а дальше молчал всю дорогу.
Уже в Грозном Антон попросил, чтобы он высадил нас на остановке, где ходят маршрутки.
- А вам куда?
- В район рынка "Беркат", - ответили мы, думая, что он прикидывает, на какой остановке это удобнее сделать.
Но чеченское гостеприимство есть чеченское гостеприимство. Водитель довез нас до самого "Берката", а когда Антон попытался дать ему немного денег хотя бы на бензин, тот категорически воспротивился.
- Мне все равно было по пути.
- Точно по пути?
- Почти.
Вот такая история. Кстати, водителя звали Сулейман - Антон успел у него спросить в самый последний момент.
Спасибо тебе, Сулейман, спасибо, Ислам, спасибо, Раисап, спасибо, Хеди. Спасибо за то, что вы нам помогали, за вашу доброту и ваше национальное гостеприимство, благодаря которым у путешественников и складывается впечатление о стране!..
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия по Северному Кавказу:
2013 год, апрель-май:
Автостопом по Чечне. К Хеди-Зиярату
Аргунское ущелье. В горы! К снегу! Случайно...
Вверх по Аргунскому ущелью
Как не умереть с голоду в Чеченской Республике?
Урус-Мартан. Донди-Юрт - чеченская национальная деревня
Не грозный Грозный
Эти нестрашные чеченцы
Пятигорск. Найти орла!
Фотообзор: Время Ч, или дорогами Чечни