Вчера мы побывали на замечательном спектакле. На гастроли в Москву приезжал Иркутский Академический драматический театр. И мы попали в МХАТ, где они ставили "Последний срок" по повести Валентина Распутина. Но начну я свой рассказ об этом нашем походе с одного не очень приятного момента. Начну именно с него, потому что потом хочу рассказать и о самом спектакле, который, повторюсь, был великолепен. А, как говорят психологи, сильнее запоминается то, что в конце. Мало того, мне спектакль понравился настолько, что, друзья, если к вам в город приедет на гастроли Иркутский театр с "Последний сроком", я вам искренне и всей душой рекомендую на него сходить. И иркутянам, конечно же, тоже. Но по порядку...
Билеты нам подарили. На 1 ряд. Спектакль шел во МХАТе на Малой сцене. Кто знает, там ряды расположены "горкой" - каждый следующий на ступеньке, на высоте от предыдущего примерно в пол-метра. Очень грамотно. И вот, приходим мы в зал, подходим к нашему первому ряду и... видим, что на первом ряду уже сидят. Тут к нам подскакивает тетка и говорит, что это - вовсе не первый ряд, а нулевой, для випов и приглашенных, а наш первый сразу за ним. И действительно первый ряд обнаружился за ним, но только не на ступеньке, как второй и остальные, а сразу. Ясное дело, что, когда мы сели на свои места, то сцена тут же скрылась от нас за головами и широкими спинами впереди сидящих випов. Я, конечно, все понимаю. Гастроли, всего два спектакля в Москве, день рождения автора повести, его присутствие на спектакле, по завершении вручение грамоты и похвалы от Путина из уст какого-то важного чиновника, прибывшего сюда, как у них всегда бывает, со свитой. Они-то и заняли нулевой ряд. Но в чем виноваты зрители первого ряда, которые покупали самые дорогие билеты и собирались получить удовольствие от спектакля? Почему им (нам) вместо сцены пришлось смотреть в затылки випов? Я, конечно, понимаю, когда такую вот фишку - установить перед первым рядом еще стулья для нулевого - устраивают, например, в Международной Чеховской лаборатории. Но им можно, так как у них все спектакли бесплатные, и тут уж кто как сел. Но МХАТ!
Впрочем, МХАТ, но не МХАТ. В антракте Антон пожаловался на это женщинам, которые продавали программки в фойе. Женщины сказали, что МХАТ здесь ни при чем, и они сами подобное видят впервые. У них, мол, бывают гости, но ряд для них ставят не перед первым рядом, а за ним. Так что, кто именно подсуропил нам такое гадство, выяснить не удалось. Но организация всего этого - редкостное свинство в отношении зрителей. Я уверена на 100%, что организаторы, кем бы они не были, прекрасно знали, что на этот спектакль приедет автор и випы. Так неужели заранее нельзя было не продавать места в первом ряду, а посадить туда их? А зрителям начать продавать со второго, который на ступеньке. Туда, кстати, мы перебрались после антракта (там освободилось несколько мест) и видно было отлично. Полагаю, что организаторами банально обуяла жадность. Как же так, не содрать деньги за самые дорогие билеты в первом ряду? И наплевать им, что зрителям оттуда ничего не было видно...
Что же касается самого спектакля, то, повторюсь, он был великолепен. Игра на высочайшем уровне. Да что тут скажешь, если из десяти задействованных в спектакле актеров - одна Народная актриса и пятеро Заслуженных! И казалось бы, тема вечная - взаимоотношение матери и детей, но она сейчас, когда из деревень в город, а из маленьких городков в столицу перебирается все больше и больше людей, более чем актуальна.
Сюжет прост и понятен, наверное, как большинство повестей и рассказов Валентина Распутина. Дети, разлетевшиеся по разным городам и весям, получают весточку из родимой деревни. Их старушка-мать при смерти. Все они тотчас же приезжают в отчий дом. Мама действительно больна, но как будто чувствуя, что вот, наконец-то, за столько долгих лет дети приехали навестить ее, она приходит в себя и даже по-тихоньку начинает идти на поправку. А вокруг ее постели разворачиваются события: дети ссорятся, мирятся, обвиняют друг друга в бессердечности и вечной занятости, выясняют, кто из них больше прав и кто виноват, а мать слушает все это и даже, порой, успевает вставить словечко - пожалеть обиженных, успокоить расстроенных, погладить по голове и угостить любимую внучку запрятанной специально для нее в чемодан под кроватью конфетой. И как-то все оно так, да не так. И слезы наворачиваются на глаза: от отношений детей и между детьми, от бабушки, которой уже нестрашно умирать, но которая радуется еще нескольким прожитым солнечным дням, от ее подруги-ровесницы, у которой тоже дети в городе, но не пишут и не приезжают, а у нее корова убежала "за хребет" и сердце болит у нее за эту корову и надо идти ее искать... От сыновей, которые сначала решили напиться с горя - помянуть вот-вот готовую отойти в иной мир мать, а потом изменили повод и напились от радости... От этого настоящего деревенского говора, от жестов, от мимики главных героев, которые настолько правдивы, что все время кажется, что ты не спектакль смотришь, а действительно приехал в деревню, зашел в деревенскую избу и видишь, как живут деревенские люди...
После спектакля мы с Антоном, как обычно, делились впечатлениями. И я сказала, что главная героиня - старуха Анна - очень-очень похожа на мою бабушку. А потом, уже дома, я прочитала интервью с актрисой Наталией Королевой, которая ее играла. Она в нем говорит, что многие зрители после спектакля подходят к ней со словами: "Ваша героиня, как моя мама!" или "На сцены вы сыграли мою бабушку!"
В конце спектакля было море заслуженных букетов цветов и оваций! Если бы все актеры во всех наших театрах играли так, как Наталия Королева, Людмила Слабунова, Степан Догадин, Владимир Орехов, Татьяна Двинская и даже маленькая Настя Догадина, наш театр, наверное, был бы лучшим театром в мире!