Йемен - это вам не Мьянма. Тут нет 130 народностей, отличающихся друг от друга обычаями и укладами жизни. Точнее, народности тут есть, у некоторых племен даже есть свои названия, но уже давным давно они так перемешались между собой, что часто выделить какие-то кардинальные отличия бывает сложно.
Поэтому расскажу только о наших впечатлениях о встреченных людях. Начнем с Саны.
Сана - пожалуй, один из самых строгих городов Йемена. Именно тут сохранились самые строгие уклады жизни. Почти 80 процентов местных мужиков обязательно носят на широких поясах кривые кинжалы - джамбии, а все поголовно тетки ходят в паранджах, из-под которых только одни глаза видны, и абаях. Сана находится в гористой местности, зимой там бывает прохладно, а привыкшие к жаре йеменцы, периодически мерзнут. Поэтому поверх рубашки и футы (юбки) они обычно напяливают пиджаки - серые, черные, коричневые - сочетаемость цветовой гаммы их обычно не колышит.
Женщины же все теплое надевают под абаи так, чтобы ничего не было видно. Единственное, что они себе позволяют - это красить глаза и ресницы, и делают это с большим умением. Глаза обводят тонким контуром, при этом они начинают казаться гораздо больше, а взгляд глубже! :)
Еще особенный наряд, помимо паранджи и абаи, могут позволить себе в Сане бабушки. Очень часто поверх абаи они носят яркие пестрые, как правило, в красных тонах покрывала - ситары и иногда красно-черные платки, которыми завешивают лица. Но тут тоже палка о двух концах. С одной стороны, может, и хочет какая-нибудь женщина приукрасить себя таким вот покрывалом, а с другой, если его напялить, то значит - ты уже бабушка. А это тоже, знаете ли...
Исключением из правил являются девочки - их наряжают, как принцесс! Причем, чем девочка младше, тем красивее на ней всякие платьица, туфельки и т.д. и т.п. И это правило распространено не только в Сане, но и по всему Йемену! Наверное, считается, что пусть уж девочки радуются - носят всю эту красоту в детстве. Пройдет совсем мало лет и им придется облачиться в паранджи.
Как только девочки поступают в школу (школы в Йемене для девочек и мальчиков отдельные), им сразу полагается школьная форма - длинное зеленое платье и белый платок, под который прячутся волосы. Эти платки даже в классах девочки снимать не могут. Но стоит заметить, что уже сызмальства они умеют так элегантно их завязывать, что можно сказать с уверенностью, получается очень красиво!
Все йеменское мужское население безумно любит фотографироваться. Стоит только достать фотоаппарат и попытаться сфотографировать какую-нибудь колоритную личность, тут же рядом образуется целая толпа желающих. Мужики начинают композиционно вставать, обниматься и вычурно улыбаться. При этом им вовсе не нужны фотографии, для них важен сам факт. Мы часто размышляли, с чем связана их такая любовь к фотографированию. Я предположила, что, это у них типа хорошей приметы - сфотографировался, значит будет тебе счастье в жизни! :)
Больше же всего нас доставали мальчишки. Они не только постоянно орали: "Сура! Сура!" (то есть: "Фото! Фото!"), но и часто просто лезли в кадр, мешая фотографировать все остальное. Они, конечно, фотогеничные, но когда их толпа, и когда они нагло лезут все время, - ох...
Женщины же наоборот - фотографируются только тогда, если им разрешают это их мужья, ну или в том случае, если наша реакция была лучше, чем их, и мы успевали сфотать их быстрее, чем они отворачивались! Правда, реакция у них очень хорошая, и успевали мы это далеко не всегда.
Не очень любят фотографироваться и девочки. Точнее, те, которые себя считают уже девушками. Маленькие же к фотографированию относятся нормально и даже, порой, просят суру вместе с мальчишками.
Но, как я уже говорила, Сана - один из самых строгих йеменских городов. Нравы жителей начинают меняться, едва стоит уехать из столицы. И прежде всего, меняется внешность йеменцев.
Если в Сане в основном живут йеменцы арабской внешности, то уже в Ходейде - на берегу Красного моря, встречается больше смуглых людей, а также индийские типажи. Многие даже ведут себя "по-индийски" - к примеру, ночуют на улице! :)
Связано это с тем, что в порт Ходейды причаливает много иностранных судов из Индии, Сомали, Эритрии и прочих стран. Народ приезжает в Йемен на заработки и частенько тут остается. Было это и реньше, и как раз в результате смешения кровей появились индийско-арабские и прочие типажи.
Но что интересно, именно в Ходейде, где до Африки, казалось бы, рукой подать, люди с африканской внешностью нам встречались на удивление редко. Товарищи негроидного типа стали попадаться ближе к югу: в Таизе, Иббе, Адене.
Кстати, именно к югу йеменский народ становится более свободным. Например, если в Таизе и Иббе женщины в основном еще и ходят в паранджах, то многие уже просят их сфотографировать. Некоторые вместо паранджей носят черные платки, а лицо загораживают цветными - завязывают по принципу ватно-марлевых повязок. А отдельно взятые тети вообще ходят с открытыми лицами.
Кстати, интересно одеваются провинциальные женщины, которых мы встречали в селах на пути из Саны в Ходейду, из Ходейды в Таиз и из Таиза в Аден. Большинство из них вообще не носит черные абаи, а наряжается в яркие цветастые длинные платья - оранжевые, синие, салатные. Они очень узкие, а до кучи рукава и застежки они полностью зашивают, так, что выбраться из таких платьев нереально. Вот они в них и моются, и ходят неделями-месяцами, пока мужья новые не купят.
Южные мужики одеваются тоже не так, как в Сане. Во-первых, пиджаки на юге уже никто не носит. Тут больше в ходу длинные белые рубахи, белые штаны и цветные платки, повязанные в виде арафатовок или скрученные в виде тюрбанов на головах. А, во-вторых, далеко не все тут носят джамбии! В Адене мужиков с джамбиями вообще единицы.
Еще более интересная ситуация в Аль-Мукалле. Стоит город на берегу Аденского залива Аравийского моря (Индийский океан). Раньше из Индии сюда приплывали кучи поселенцев. Даже старый город Аль-Мукаллы построен в индийском стиле - белоснежные дома с окошками с белыми же зановесочками. Но теперь опять же здесь больше не индийцев, а африканцев из Сомали, Эритрии и прочих стран. Эти товарищи в основном ничем не занимаются, а их дети просят милостыню. Нас неоднократно предупреждали, чтобы мы остерегались общения с этими деятелями - воруют-с.
В Хадрамауте народ еще более свободен, чем на побережье, несмотря на то, что окружает его сплошная пустыня.
Девушки паранджи носят редко, предпочитая покрывать головы платками. А если и ходят в паранджах и абаях, то украшают их всякими блестками и прочими искусственными "бриллиантами". Африканцев (причем более чернокожих) здесь еще больше. А большинство народа - смесь с африканскими корнями - бедуины.
Кстати, к африканцам в Йемене принято относться, как к людям второго класса. Как-то еще давным давно африканцы умудрились пойти войной на Йемен. В результате войну эту они проиграли и йеменцы взяли кучу народа в плен. Нынешние африканцы-бедуины - как раз потомки тех пленных.
На фотографиях:
1 - Семейная пара из Саны;
2 - Бабушка в ситаре из Саны;
3 - Девочки-принцессы из Ибба;
4 - Иббская школьница;
5 - Рыбак из Ходейды;
6 - Жительница Ибба африканских кровей;
7 - Девочка-сомалийка просит мылостыню на автостанции Аль-Мукаллы;
8 - Бедуины из пустыни Хадрамаута;
9 - Типичный хадрамаутский дедушка.