Чему нам в других российских да и не только в российских городах нужно точно поучиться у Перми, так это развитию туризма. Уж, что-что, но в это прекрасное дело здесь несколько лет назад было вложено немало средств. Причем, средств для того, чтобы приезжающим в город туристам было сразу понятно, что здесь есть интересного, где что находится, какие интересные люди тут жили, что они дели, чем вообще славится Пермь, и как лучше проложить городские маршруты. Как вы понимаете, касается это вовсе не групповых туристов. У туристов, которые путешествуют организованно группами таких проблем вообще не существует - им все рассказывает и показывает гид. А, вот, туристам-индивидуалам, порой, бывает сложно даже найти какую-то полезную информацию о городах, не говоря уже о том, что хороших и качественных путеводителей по ним, как правило, вообще, не существует.
Но в Перми все не так. Летом 2010 года здесь начал действовать проект "Зеленая линия" - пешеходный маршрут по всему историческому центру города, объединивший 37 культурных, исторических и архитектурных объектов. А через год появилась и "Красная линия" - романтический маршрут по 16 местам-достопримечательностям, связанным с историями любви известных местных людей. Причем, что самое интересное, оба эти маршруты не просто маршруты в каком-то бумажном и виртуальном путеводителе. И зеленая, и красная линии нарисованы на асфальте буквально, а в точках рядом с достопримечатльностями стоят щитки с их описанием и разными связанными с ними историями на русском и английском языках. Хотя путеводитель по маршруту с описанием всех мест тоже имеется, а еще виртуальный аудиогид. Так что, если вы вдруг соберетесь в Пермь, обязательно загляните на сайт:
http://lines.perm.ru/ Там и карты маршрутов скачать можно, и сам путеводитель. Да и те истории, которые я буду ниже рассказывать, тоже оттуда. В общем, это чудо что такое. А тому, кто это придумал, большой почет и уважуха.
Будучи в Перми, мы решили прогуляться по ее "Зеленой линии". По описанию, этот маршрут занимал примерно полтора часа, но мы выделили на него целый день, так как хотели побывать еще в нескольких музеях по пути, зайти в кафе, да и вообще, так как были с Даней, не стали ничего планировать строго. В итоге начали гулять мы где-то около 10 часов утра, а закончили поход по 37 точкам в 5 часов вечера. С чувством, с толком, с расстановкой! :)
Вот так выглядят описания по маршруту.
2.
Даня с присоединившимся к нам друзьям с двумя детьми изучают карту маршрута.
3.
Конечно, сейчас всеми пермскими достопримечательностями на маршруте я вас грузить не буду, но основные покажу. Ну, что, поехали?
Наверное, Пермь не была бы Пермью, если бы первой точкой на маршруте не оказалась ее визитная карточка - скульптура "Пермяк - соленые уши". Этакая поговорка, отлитая в бронзе, самый веселый памятник России стоит в центре города на Комсомольском проспекте рядом с гостиницей "Прикамье". А связана история с пермским соляным промыслом. Первые солеварни заработали здесь в 15 веке и снабжали солью Россию почти 200 лет. Соль тогда была величайшей драгоценностью. Мешки с ней весом по 60-80 килограммов грузили на баржи наемные соленосы. Они носили их на головах, а работали по 11 часов в день. Соль разъедала кожу на ушах, уши у соленосов становились красными… И если такой человек где-нибудь в кабаке снимал шапку, всем становилось понятно – "Пермяк солены уши пришел!"
4.
Ну, а мы отправились дальше по Комсомольскому проспекту и вскоре оказались рядом с симпотичным краснокирпичным зданием - домом купчихи Барановой. О, сколько мечтаний, наверное, рождалось у тех, кто прогуливался мимо этого дома в конце 19 - начале 20 века! Ведь здесь располагалось множество магазинов и мастерских. Модницы присматривали обновки у скорняка Бровских, девочки заглядывались на кукол в магазине игрушек Белоглазова, лакомки ловили экзотические ароматы из "Колониальных товаров" Садриева. А самым большим арендатором было товарищество "Караван" по продаже чая и сахара. С тех пор, как россияне распробовали этот напиток, чаепитие стало их любимым времяпрепровождением. И пермяки не стали исключением. Потому лавки и магазины, торговавшие чаем и кондитерскими изделиями, не жаловались на отсутствие покупателей. Но дом был известен не только оживленной торговлей. Часть комнат второго этажа сдавалась под квартиры, и в них жили, например, артисты антрепризы. Владела этим особняком купчиха Мария Михайловна Баранова. Сама она торговала на Черном рынке.
5.
А напротив дома купчихи мы осмотрели другое симпатичное и опять-таки краснокирпичное здание, только теперь с башенкой - часовню святого Стефана Великопермского. Удивительное дело, но в действительности столь чтимый в Перми святой здесь не был. Точнее, не был в тех землях, на которых располагается современный Пермский край. Но зато он вел большую миссионерскую деятельность: создал зырянскую азбуку, перевел церковные книги на язык коми-зырян, возглавил вновь созданную Пермскую епархию. Часовня же в честь него была воздвигнута на средства горожан. Ее освятили в 1887 году - в год 500-летия начала его служения.
6.
Следующей точкой на нашем маршруте стало здание бывшей Пермской женской учительской гимназии-семинарии. Открылась она здесь в 1909 году и расположилась в восьми светлых комнатах и флигеле с двумя комнатами для служащих. На обучение сюда принимали девушек любых сословий в возрасте от 14 до 20 лет. Четыре года воспитанниц готовили к нелегкой стезе сельской учительницы. О том, насколько важной считали всестороннюю подготовку педагогов, говорит тот факт, что девушек, которые не умели петь, в семинарию не принимали.
7.
Вот такой рыбофон висит по-соседству.
8.
Мы прошли еще чуть дальше по Комсомольскому проспекту и оказались у выставочного зала Перми. Он был открыт в 1976 году и быстренько стал центром местной художественной жизни. Здесь ежегодно проводится более 30 выставок. Но мы осматривать выставки не стали, а полюбовались лишь очень симпатичными барельефами на самом здании и двинулись дальше.
9.
Комсомольский проспект. Правда, мы идем вверх по нему.
10.
Там мы дошли до Спасо-Преображенского кафедрального собора, в котором теперь находится художественная галерея с коллекцией знаменитой пермской деревянной скульптуры. Но в галерею мы опять не пошли, а лишь погуляли по Соборной площади с памятником Николаю Чудотворцу.
11.
Посмотрели на бывшую духовную семинарию, которую, в свое время, закончили, например, изобретатель радио Александр Попов, писатели Павел Бажов, Михаил Осоргин, Дмитрий Мамин-Сибиряк. Последнему, кстати, есть здесь памятник.
12.
И, наконец, полюбовались шпилем соборной колокольни.Его сложили из камней разобранного Пыскорского монастыря, основанного в 16 веке. Автором проекта, возможно, был тот самый Михаил Казаков, построивший Петровский дворец и здание Московского университета на Моховой. Высота колокольни - 67 метров. Но в годы гражданской войны в нее попал снаряд, верхний этаж сгорел, а восстанавливать не стали. Стены собора двухметровой толщины, а декоративные элементы, проработанные как будто небрежно, рассчитаны на восприятие с далекого расстояния. И в самом деле, собор долгое время был архитектурной доминантой Перми. И первое, что открывалось путешественникам с правого берега Камы, была колокольня Спасо-Преображенского собора.
13.
Кстати, неподалеку от Спасо-Преображенского собора мы обнаружили и здание бывшей Духовной консистории, или другими словами - соборной канцелярии.
14.
Друзья, а знаете ли вы, что такое торговая баня? Торговая баня значит общественная. В дореволюционной Перми на каждые десять тысяч человек приходилась одна общественная баня. Причем, в каждом третьем дворе баня была своя. В 1874 году Василий Петрович Кашин от имени жены Екатерины Павловны подал заявку в городскую управу "на устройство водопровода и установку паровой машины для бани на Монастырской, 19". Его заявку удовлетворили. И Кашинская баня теперь считается одной из старейших и единственной, дошедших до нашего времени. Реклама начала века зазывала в "общие бани женские и мужские и 7 номеров пермской мещанки Е. П. Кашиной. Номер от 50 коп. до 1 руб. за час с семейства. Общие - 10 коп. Для солдат ежедневно, кроме субботы - 2 коп". Кстати, с этой баней связано и появление первого в Перми фонтана. Тогда же, когда происходило обустройство моечных отделений, был протянут водопровод из Камы. Вода из него поступала и в баню, и в устроенный на набережной фонтан - с кранами и бассейном на 824 ведра. Сейчас в бывшей бане расположилось какое-то учреждение Госстроя России, на на взгляд, с уродской, хотя и "тематической" рекламой на фасаде.
15.
Ну, а дальше мы вышли на берег Камы и отправились гулять по набережному саду имени Ф.М. Решетникова.
16.
Памятник красноармейцам.
17.
Вскоре перед нами предстал Речной вокзал.
18.
К сожалению, сейчас с судоходством по Каме стало совсем плохо. На городском новостном сайте я прочитала, что предстоящим летом тут будут действовать всего четыре маршрута. Так что, Речной вокзал своих целевых задач уже ни разу не выполняет. Мало того, если еще несколько месяцев назад в нем находился музей современного искусства под названием PERMM, то теперь съехал и он. Само же здание вокзала, похоже, решили снести. Когда мы там гуляли, то видели, как работал эксковатор и разгребал строительный мусор. Есть, конечно, шансы, что речь идет все-таки не о сносе, а о реставрации, но никакой уверенности у нас на этот счет нет.
19.
20.
21.
22.
23.
Кстати, известнейшая Камская ГЭС находится, хотя и в Перми, но очень далеко от центра города, на самой его окраине. Мы проезжали мимо, когда ездили в Каменный город. Покажу вам тоже несколько кадров.
24.
Шлюзы.
25.
Кама.
26.
Напротив речного вокзала стояла еще одна точка нашей "Зеленой линии" - железнодорожный вокзал станции "Пермь-I". Но он был на глобальной реконструкции, плотно застевлен лесами и завешен сеткой.
Вот эти башенки на фото - это он.
27.
Поэтому мы осмотрели лишь расположенный рядом с ним скверик с... маневровым танком-паровозом 9П. Выпускался он, несмотря на свой мастодонтный вид, отнюдь не в царской России, а в Советском Союзе. Первый появился в 1935 году, а последний собрали в 1957-м. Теперь один из них красуется на постаменте.
28.
А вот, бывший дом пароходчика Мешкова, как мне кажется, по праву считается самым красивым особняком Перми. Между тем, в своем доме Николай Васильевич жил хотя и с комфортом, но довольно скромно, а верхний этаж вообще отдал под контору пароходства. Кроме того, он часто предоставлял помещение для различных общественных собраний. Первая в истории Перми художественная выставка тоже прошла в этом здании. А сейчас здесь располагается краеведческий музей.
29.
Рядом с домом Мешкова стоит один из самых старых домов города - дом купца Попова. Петр Абрамович Попов был четыре раза городским головой, то бишь, мэром Перми. В последний раз на эту должность его избрали в 1790 году. Однако его домик был гораздо скромнее дома его соседа-пароходчика.
30.
Впрочем, с другой стороны от дома купца Попова с 1946 года стоит еще одно роскошное здание, прозванное "Домом со львами".
31.
Еще недавно Пермский край был не только нефтяным, но и шахтерским. Уголь добывали сразу в нескольких городах. Поэтому в самой Перми по проекту архитектора Чернова было построено здание комбината «Молотовуголь» – внушительное, массивное, четырехэтажное. В центральной его части располагается колоннада, а на балконе верхнего этажа – гипсовые статуи работников угольной промышленности. Однако не гипсовые шахтеры стали приметой этого дома, а львы. Символы мощи и власти важно застыли по обе стороны от входа. Некоторые считают, что выглядят они совсем по-венециански. Сейчас в этом здании разные учреждения.
32.
Туристы мои на пересечении зеленой и красной линий. :)
33.
Ну, а дальше по улице Орджоникидзе мы встретили дом председателя Казенной палаты Вердеревского. Говорят, что этот особняк в стиле классицизма - на самом деле, каменный!
34.
"Королёвские номера" - ныне общежитие для артистов Пермского академического театра оперы и балеты имени П.И. Чайковского. Это трехэтажное здание в стиле модерн появилось в Перми в 1910 году. Купец Василий Королев таким образом вложил деньги, заработанные на продаже леса и дров. Здесь он устроил первоклассную гостиницу, как бы мы сейчас сказали, уровня luxury, под названием "Королёвские номера". Ее гостей ждал европейский комфорт: электрическое освещение, водопровод и водяное отопление. Кухня предлагалась русская и кавказская, притом отменного качества. Останавливались в "Королёвских номерах" интересные и известные постояльцы. Правда, иногда они попадали в Пермь невольно. Так, в январе 1914 года сюда поселили трех немецких воздухоплавателей. Они из-за бурана приземлились в Пермской губернии, что, конечно, показалось подозрительным. Через германское консульство так долго выяснялись их личности и цель столь дальнего путешествия на воздушном шаре, что Пермь немцы покинули лишь в апреле, через три месяца после приземления. :)
В 1928 году несколько дней в гостинице жил Владимир Маяковский. Он любил играть на бильярде и здесь же встречался с начинающими поэтами. Но считается, что известность "Королёвским номерам" придало другое событие - трагическое, повлиявшее на судьбу всей страны и царской династии Романовых. Брат последнего русского императора Николая Второго князь Михаил Романов жил в 1918 году в Перми в ссылке. Именно в этой гостинице. И именно отсюда в ночь с 12 на 13 июня его похитили и увезли в неизвестном направлении вместе с его секретарем и другом англичанином Брайаном Джонсом. Место их захоронения до сих пор неизвестно, а на бывших "Королёвских номерах" помещена мемориальная доска в память о двух невинно убитых постояльцах...
35.
Наконец, мы достигли бывшего здания городской думы. Что могу сказать? Депутаты всегда любили занимать симпатичные здания. Правда, этот дом их стал не сразу, да и был не всегда. Сначала он принадлежал купцу Смышляеву, затем в нем располагались Общественное собрание, Городская общественная библиотека, экскурсионное бюро, Марьинский общественный банк… Но пермяки до сих пор называют это здание домом Смышляева. Интересно, почему?
Оказывается, Дмитрий Смышляев был удивительным человеком, потомственным купцом, просветителем, ученым и меценатом. Его общественная и научно-издательская деятельность была связана с уральским краеведением. Дмитрий Дмитриевич был первым председателем губернской земской управы, он лично составил несколько проектов для улучшения жизни пермяков – об организации санитарной службы и об устройстве учительской семинарии. Смышляев создал литературный «Сборник местного земства». После смерти жены Смышляев продал свой дом казне. Тогда здание и заняла Пермская городская дума.
36.
А напротив городской думы мы обнаружили бывшую мужскую гимназию. До пожара 1842 года двухэтажный дом с большим куполом и балконом, в котором оно располагалось, был одним из самых старых в Перми. Его построили в 1795 году по проекту губернского архитектора Васильева. Но пожар нанес ему серьезный урон, и в 1845-1851 году на этом месте построили новое здание, его-то как раз мы и увидели. Как и духовная семинария, в свое время Пермская мужская гимназия вырастила людей, известных всей России. В ней учились и преподавали писатель Павел Мельников-Печерский и архитектор Иван Свиязев, а выпускник гимназии Алексей Мерзляков, будучи профессором Московского университета, наставлял Лермонтова и Тютчева.
37.
И, вот, мы, наконец, дошли до Пермского академического театра оперы и балеты имени Чайковского - того самого, общежитие артистов коего находится нынче в "Королёвских номерах", о которых я вам уже рассказывала. Так вот, даже до Москвы в конце 19 века докатились слухи о том, как пермяки любят оперу. Столичные газеты все, как одна, если речь заходила о жителях Перми, называла их "опероманами". Первой оперой, поставленной здесь в небольшом деревянном строении рядом с Сенным рынком, стала «Жизнь за царя» Глинки. Это произошло в 1870 году. А в 1878-м на пожертвования горожан - купцов, дворян и простых рабочих - на месте выгоревших торговых рядов был построен оперный театр. Поначалу в нем выступали лишь заезжие артисты. Однако в 1895 году Городская дума приняла решение об учреждении Пермской театральной дирекции. Оперу в Перми настолько любили и понимали, что содержали за счет города – это был первый в России проект поддержки культуры со стороны городских властей.
Сейчас Пермский академический театр оперы и балета считается одним из ведущих музыкальных театров нашей страны, актеры коего уже не раз завоевывали премию «Золотая маска».
38.
А рядом с театром еще аж в 1929 году был разбит сквер с памятником Ленину, в котором пермяки любого возраста любят гулять и поныне.
39.
40.
Голубей погонять - это святое дело. Но не обижает, просто бегает за ними.
41.
Города-побратимы Перми.
42.
Ну, а мы отправились дальше. И вскоре пред нашими взорами предстало большое, похожее на кирпичный замок, здание бывшей Мариинской женской гимназии, в котором теперь учатся студенты Пермской государственной сельскохозяйственной академии. Здание построили в 1896 году, и сейчас оно считается памятником культуры федерального значения. Однако история этого места началась гораздо раньше. С ним связана одна из самых увлекательных пермских легенд-страшилок. В 1840-х строился здесь дом Елисея Чадина, местного солидного дворянина. Вот только желание выделиться и одновременно скупость сыграли с ним злую шутку. Строительство дома показалось ему слишком дорогим, и он решил сэкономить. Как-то увидел он на кладбище заросшие травой чугунные надгробья… Из них в доме и сложили печь. На свои именины Чадин позвал видных людей города. Когда с именинного пирога сняли покрывало, на угощении вдруг отчетливо проступили... череп и кости! Гости в панике разбежались, а хозяина от переживаний "хватил удар", и он умер. Масла в огонь подлил Большой пожар 1842 года. Тогда в Перми сгорело 300 домов, а чадинский дом выстоял. Молва нашла объяснение этому чуду только в одном – присутствии в доме нечистой силы. Мол, многие видели кикимору в белом платке, которая мелькала в окне во время пожара и отгоняла пламя. Надо ли удивляться, что по решению общества нехороший дом был разрушен.
На этом месте и была построена в 1887 году Мариинская женская гимназия. Так ее назвали в честь вдовствующей императрицы Марии Александровны, которая много заботилась о развитии женского образования в России.
43.
Здание по-соседству.
44.
А напротив бывшей гимназии мы буквально сразу заприметили очень красивое бело-голубое здание с башенками. Построили его в 1888 году для братьев Тупицыных. Их отец, Евграф Кузьмич, считается пионером русского фосфорного дела. Фосфорный завод Тупицына очень скоро вытеснил с рынка привозной английский фосфор и стал сам экспортировать свою продукцию. Наследники тоже оказались людьми с деловой хваткой. И этот дом стал для них выгодным помещением капитала. Его сразу же арендовало Управление контроля железной дороги, а в июне 1912 года дом перешел Крестьянскому поземельному банку. А знаете, что в нем находится сейчас? ФСБ!
45.
Рядом с ФСБ, прямо на той же самой улице Петропавловской, стоит еще одно известное здание, правда, известное по-другому. Это - Пермский хореографический колледж. В путеводителе по "Зеленой линии" написано, что нужно обязательно вглядеться в лица выходящих оттуда мальчиков и девочек. Ведь когда-то среди них были многие звезды российского балета. Например, Надежда Павлова и другие. Так что, этот колледж - уникальный.
Когда в годы Великой Отечественной в Пермь эвакуировали Мариинский театр из Ленинграда, вместе со взрослыми артистами сюда приехали и дети, учащиеся хореографического училища. Появление такого количества звезд на пермской сцене (а концерты и спектакли давались в оперном театре едва ли не ежевечерне) произвело в индустриальном городе нечто вроде "культурной революции". В 1943 году в Ленинградском хореографическом училище, расположившемся в Курье, начали учиться местные мальчики и девочки. Театр в 1944 году уехал, оставив хореографическую студию. Ее возглавила Екатерина Гейденрейх, выпускница Санкт-Петербургского театрального училища, солистка Мариинского театра. Она была педагогом от бога, и именно она сформировала молодую балетную школу на высоком профессиональном уровне.
46.
А вот это здание мне особенно понравилось - дом купца Грибушина, теперь в нем засело отделение РАН.
47.
Грибушины вели оптовую торговлю чаем на крупнейших оптовых ярмарках России, а главу семейства купца, почетного гражданина Кунгура и Перми, щедрого благотворителя и ценителя музыки Сергея Михайловича по праву называли "чай-сахарным королем". Его дом стал одним из символов Перми и, по предположениям литературоведов, прообразом "дома с фигурами" в романе Пастернака "Доктор Живаго". Он создан в стиле живописного модерна и богато декорирован лепными деталями. Их автор – мастер-самоучка Петр Агафьин. Это он "сплел" венки, гирлянды, розетки… И украсил дом главной достопримечательностью – барельефами женских головок. Их более двадцати: одни – юные в венках из цветов, другие – в обрамлении тяжелых вьющихся волос, третьи – в раме из созревших плодов… Все эти аллегории, говорят, относятся к одной и той же женщине – дочери хозяина дома. С ее фотографий, начиная с пятилетнего возраста, и создавал мастер Агафьин все женские лица. Классный дом, правда?
48.
Государственный банк. Самое забавное, что нынешнее главное управление Центрального банка РФ по Пермскому краю находится все в этом же здании, а также в современном здании по-соседству. :) А вообще, государственный банк был вторым банком, открытым в Перми. Дом, в который он заселился в 1896 году, принадлежал потомственному почетному гражданину Перми, купцу 1-й гильдии Василию Венедиктовичу Хотову. Тогда это было небольшое двухэтажное изящное строение. Первым управляющим стал Александр Федорович Кермик. В 1925 году здание расширили, а в 1950-х отреставрировали.
49.
Губернская казенная палата, в ней сейчас засели чиновники Пермской администрации городской Думы. И, честно говоря, облик этого здания как раз и говорит о том, что именно чиновникам оно и предназначалось. Губернская казенная палата со своей больницей, церковью и даже квартирами для чиновников разместилась здесь сразу, как только возвели здание в 1840-х годах.
Ее чиновники занимались подсчетом всех расходов и доходов губернии. Ее председатель был третьим лицом в губернской властной иерархии. А вот заработки обычных служащих палаты были весьма скромны. Два рубля уходило на хлеб, остальное – на оплату квартиры и поддержание приличного вида одежды.
50.
Еще одной очень интересной точкой на нашему пути был бывший кинотеатр "Триумф". Правда, сейчас он кардинально закрыт, а в то здание, в котором он раньше находился, похоже, собирается въехать какой-то ресторан. Но история этого кинотеатра очень примечательная. В 1913 году в Перми было построено здание специально для показа кинокартин. Оно такое, было здесь первым! Тогда кинокартины состояли из многих частей, и в зрительный зал можно было заходить после окончания любой из них. Хоть целый день в кино сиди! Представьте: перед началом каждой части две дамы в элегантных бархатных платьях с одинаковыми прическами раздвигали бордовый занавес и приглашали зрителей. Кресла тоже были обиты бордовым бархатом, а на лепном потолке красовался вензель, который вполне соответствует и рекламным трендам 21 века, – "3 УМФ", что означало "Триумф". Немногие избранные могли посещать столь изысканное заведение – лишь образованное купечество, военные и чиновники.
В "Триумфе", в 1933 году переименованном в "Художественный" (а в просторечье – "Художка"), пермяки увидели первые звуковые фильмы, потом первые детские картины, затем первые широкоэкранные. А в 1999-м он снова стал "Триумфом", был реконструирован и первым из пермских кинотеатров получил новейшее по тем временам кинооборудование и цифровую систему звукового сопровождения Dolby Digital Surround EX. Почему же его закрыли сейчас, история умалчивает. Но даже мне такой легендарный кинотеатр очень жаль... :(
51.
Другие дома по-соседству.
52.
И не только дома. :))
53.
Бывшее Духовное училище, а теперь Пермский государственный институт культуры и искусства тоже имеет свою интересную историю. Это здание считается одним из красивейших в Перми. Когда-то это был двухэтажный "барский дом", с высокими потолками в комнатах, паркетными полами, изразцовыми печами и лепниной на потолке. В 1868 году его купили у чиновника Образцова для духовного училища. Тогда же выяснилось, что для нужд просвещения здание не слишком приспособлено, да и тесновато. Было принято решение о его расширении и переустройстве. К счастью, кандидатуру смотрителя училища и одновременно его строителя долго искать не пришлось. Геннадий Иванович Холмогоров, богослов по образованию, а по призванию – менеджер и инженер, к тому времени завоевал у земляков репутацию дельца-администратора. Холмогоров раскритиковал план архитектора, найдя в нем "педагогические и хозяйственные неудобства", и составил собственный план и смету. В итоге он сэкономил почти 20 тысяч рублей! По свидетельству современников, Холмогоров "не боялся новизны и был чужд обычного стариковского равнодушия к разным нововведениям". Благодаря ему, в училище был водопровод, а классная мебель делалась по последнему слову школьной гигиены.
54.
Вообще, что ни здание, что ни место в Перми, то какая-нибудь новая история. Прямо-таки не Пермь, а какой-то город сказаний и легенд. :) Вот и у церкви Рождества Богородицы тоже есть своя, причем, одновременно похожая на приключения Робинзона Крузо и геров "Аленького цветочка" одновременно.
Жил-был в Перми купец Василий Лапин. Он успешно торговал с заморскими странами, потому и путешествовать ему приходилось очень много. И вот однажды в океане его корабль потерпел крушение. Говорят, несколько лет несчастный купец провел на острове, куда его выбросило волной. И тогда он дал обет: если Бог поможет ему выбраться и снова увидеть родные края, то он построит в Перми церковь. И вот однажды на горизонте появился корабль…
Правда та история или вымысел, точно никто не знает, но церковь, на которую он пожертвовал деньги, в 1789 году в Перми появилась, и в народе ее называли "обетной". Сначала церковь освятили во имя Владимирской Божьей матери, а в 1810-м она стала Рождество-Богородицкой. Сейчас церковь уже практически полностью отреставрировали. Кстати, шпиль возвели новый - в Советские годы церковь его лишилась.
55.
И, наконец, еще одно здание на "Зеленой линии", которые мы осмотрели, - бывший губернский детский приют Любимовой. Иван Иванович Любимов был советником коммерции, потомственным почетным гражданином, купцом 1-й гильдии, подвижником промышленности и талантливейшим предпринимателем. Вместе со своей женой Елизаветой Ивановной он очень много времени, сил, энергии и средств отдал благотворительности. Богородицкий детский приют – лишь одно из множества доказательств тому. Поначалу в приюте жили и мальчики и девочки. Но постепенно приют становился исключительно женским, потому что он одновременно заменял школу. Школ для мальчиков тогда уже существовало несколько, а девочки могли получить начальное образование только здесь. В 1875 году Елизавета Ивановна Любимова стала попечительницей приюта. Она организовывала благотворительные вечера и лотереи, собирала денежные пожертвования. К 1900 году в приюте жили 95 девочек. Здесь принимали заявки от жителей губернии на прачек, поварих и швеек, и по достижении воспитанницами 16 лет их распределяли по заранее известным рабочим местам. А круглые сироты из дворянского и духовного сословия могли окончить специальный курс и стать в будущем сельскими учительницами.
Сейчас в здании бывшего приюта находится Уральский филиал Российской академии живописи, ваяния и зодчества.
56.
Ну, а мы на этом закончили нашу прогулку по "Зеленой линии", зашли в кафе, подкрепились домашними посикунчиками, а на следующий день отправились изучать Пермский край дальше.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2015 год, март:
Пермь. Счастье не за горами?
Пермь, Пермский край. Фотообзор: Шесть дней в краю посикунчиков