Друзья, а знаете ли вы, где у нас делают "Смерчи"? Да-да, те самые реактивные системы залпового огня, которые, как оказалось, широко применяются кучей стран, в том числе, и украинской армией во время последних событий на юго-востоке Украины? Возможно, вы будете удивлены, но делают их на Пермских Мотовилихинских заводах. Прикольно, правда?
Конечно, будучи в Перми, попасть на сами заводы и увидеть, как производят эти самые "Смерчи", мы даже не надеялись. Но узнать побольше о процессе, о самих заводах и о другом оружии, которое там производится и производилось раньше, мы все-таки сумели.
Мы прибыли к заводской проходной и обнаружили по-соседству целую оружейную выставку пушек, гаубиц, минометов, ракет, "Градов", "Смерчей" и прочей военной техники. Все они стояли на территории музея Пермской артиллерии (бывший музей истории ОАО "Мотовилихинские заводы"). И мы, конечно же, сразу же принялись их осматривать.
Лазить можно! :))
Честно признаюсь, что больше всего, нас троих впечатлил один из самых старых оружейных экспонатов - "Пермская царь-пушка" массой почти в 44 тонны, выпущенная в 1868 году. Такими пушками в ту пору вооружали морские суда. Она могла стрелять на расстояние до 1,28 километра, а ее ядра весили 459 килограммов каждое. Прикиньте, в пушечный ствол абсолютно поместился наш Даня, что видно на первом фото! Вот такие размеры.
Ее ядра, тоже с Даней для масштаба.
2.
Но таких древних экспонатов на выставке не много. В основном же, мы познакомились с орудиями эпохи Великой Отечественной войны и более современными. Но все они не менее славные, не менее интересные. Конечно, я не смогу сейчас рассказать вам о каждом из них, поэтому покажу только некоторые.
3.
4.
5.
Вот, к примеру, гаубица-пушка МЛ-20. Она прославилась тем, что в августе 1944 года первой стреляла по территории Германии.
6.
Самоходная артиллерийская установка ИСУ-152. На ней всю войну прошел дедушка Антона. Снаряды ИСУ срывали "башки" фашистских "Тигров" и "Пантер".
7.
Вообще, что интересно, но уже в послевоенное время самоходным артиллерийским установкам почему-то было принято давать названия цветов: "Тюльпан", "Гиацинт", "Пион". Интересно, почему так? Вот это - "Гвоздика". На вооружении с 1972 года. До сих пор используется для уничтожения огневых средств противника, а также для стрельбы прямой наводкой по бронированным целям. Может перевозиться в грузовых кабинах военно-транспортных самолетов. Применялась во время войны в Афганистане. Имеет дальность стрельбы более 15 километров.
8.
А знаете, что это за "трубы"? Вовсе не для прокладки теплотрасс. :) Это - пусковая установка 5П73 ЗРК С-125 для пуска ракет "земля-воздух" по низколетящим целям.
9.
А это - вообще, очень интересная штука. СМ-90 зенитно-ракетного комплекса С-75М. Помните историю об американском летчике Пауэрсе, когда американцы изобрели самолет, который мог летать на большой высоте, думали, что они, как всегда, впереди планеты всей и могут за нами безнаказанно шпионить? Так вот, из такого вот комплекса 1 мая 1960 года была выущена ракета, коий был сбит американский самолет-шпион, пилотируемый пилотом Пауэрсом. Пауэрс выпрыгнул из самолета с парашютом, чудом спасся, Военная комендатура СССР осудила его на 3 года тюрьмы и 7 лет лагерей, но уже через два года его обменяли у амереканцев на советского разведчика Абеля. Страшный был скандал.
10.
РСЗО "Град" БМ-21. Самая распространенная в мире боевая машина реактивной артиллерии. Состоит на вооружении более 40 стран мира.
11.
А вот и знаменитые "Смерчи". Самая мощная в мире система залпового огня. Их запросто можно эксплуатировать в условиях применения противником ядерного, химического и бактериологического оружия при температуре от минус 40 до плюс 50 градусов.
12.
Но самое интересное это то, что изначально Мотовилихинский завод в Перми был создан вовсе не для производства оружия, да и сейчас, кроме оружия, на нем производят и множество мирных вещей.
13.
14.
15.
Появился на свет он в 1736 году и был медеплавильным. Всего-то лишь! А все дело в том, что в здешних краях нашли медную руду - медистый песчаник (я вам его показывала в прошлом посте). Из него-то и выплавляли медь.
16.
Ежегодно с 1738 по 1863 годы на заводе выплавлялось до 7 тысяч пудов меди. Медь шла на чеканку монет на Екатеринбургский монетный двор.
17.
Что же касается пушек и прочего оружия, то его тут тоже делали, но очень мало. А вот, после порожения России в Крымской войне и сделанных соответствующих выводов было принято решение актвизироваться именно на производстве пушек. К тому моменту мотовилихинский медный рудник уже истощился, медеплавильный завод закрылся, но на его площадях быстренько организовали завод новый, на котором, как я уже говорила, стали выпускать всякие пушки для перевооружения российской армии.
Так выглядели табельные номера рабочих завода.
18.
В советские годы завод процветал. И, конечно же, в годы Великой Отечественной очень помогал фронту вооружением. Правда, мужчины в массе своей стремились уйти на войну. У них была бронь, как у необходимых стране рабочих специалистах, но они все равно писали заявления, чтобы идти добровольцами на фронт. Начальство завода их не пускало, просило найти себе замену, и тогда они приводили на завод своих детей. В годы войны основными рабочими на заводе были ребята 13-17 лет.
19.
20.
Брезентовая обувь для рабочих завода, изготовленная в годы войны.
21.
Тем не менее, оружие выпускалось качественное, план выполнялся, и количество подбитых из него фашистских танков росло с каждым днем. Так, к примеру, о 45-миллиметровой пушке, которую ласково прозвали "Аннушка", легенды не смолкают до сих пор. Ее в 1942 году изготовили комсомольцы "Мотовилихи" на свои личные средства. Пушка попала на Северо-Западный фронт, а в 1943 году участвовала в битве за Днепр. Ее последний бой был близ села Днепровокаменка. Расчет подбил из "Аннушки" два танка: средний Т-4 и тяжелый Т-6 "Тигр". Уже позже поисковый отряд нашел от нее лишь щиток и передал его музею. К сожалению, все бойцы расчета тоже погибли в том бою.
22.
Но все-таки важно, что на Мотовилихинских заводах за всю их историю делали не только оружие, но и, как я уже говорила, вполне мирные вещи. К примеру, именно здесь была построена первая советская драга для механической добычи драгоценных металлов и алмазов. Ее вес достигал 3500 тонн, и она была оснащена 120 черпаками.
23.
Эскаваторы.
24.
Корабли. Наконец, 50-тонный паровой молот, аналога которого не было во всем мире.
25.
Турбобур, предназначенный для бурения нефтяных и газовых скважин.
26.
Китобойный гарпун и многое другое.
27.
Выставка, посвященная 80 лет работы прокатного стана. Как оказалось, списали его не потому, что он пришел в негодность, а потому что появились новые большей производительности. А так бы он, наверное, еще столько же проработал. Ведь раньше делали на совесть.
28.
29.
30.
Стул, на котором сидит оператор клеймовочной машины, прокатном цехе может быть только таким.
31.
Ну, а это - попавшие на экскурсию одновременно с нами пермские ученики какого-то профтехучилища или даже школьники. Ребятам по 17 лет. Но нас они поразили до глубины души. Время от времени мы слышали, что рассказывал им экскурсовод, и какие вопросы задавал им по ходу дела: почему завод построили на реке, с кем у нас была Крымская война и победили или проиграли мы в ней, кто такой Георгий Жуков? Элементарные, правда? Я думала, что такого не бывает, но ребята не ответили ни на один вопрос! Мало того, с ними была какая-то тетенька (то ли классный руководитель, то ли учительница, то ли родительница), так и она плавала в ответах. А когда экскурсовод попытался их пристыдить и напомнил, что они все это вот прямо сейчас проходят в школе, тетенька даже заступилась за этих отпрысков, типа, в школе так много проходят, что всего не запомнить. Мы были в шоке! Ведь они по "Севастопольским рассказам" писали сочинения, о Жукове даже в учебниках читать не надо, о нем постоянно говорят, тем более, сейчас, в канун 70-летия Победы. Так что, я теперь уверена, что те школьники, которых описал Алексей Иванов в "Географ глобус пропил" - они такие на самом деле есть, не желающие учиться, не желающие узнавать ничего нового, но зато втыкающие в смартфоны и планшеты, как делали и эти 17-летние балебесы. Только у Иванова была хотя бы одна умная ученица на весь класс, а тут вообще никого. :(((
32.
Ладно, не хочу я больше о грустном.
Вот кубки, которыми в разные годы и за разные достижения был награжден Мотовилихинский завод.
33.
А теперь расскажу вам об одном известном инженере-металлурге, который в конце 19 века тоже работал на Мотовилихинском заводе, мало того, был его директором - о Николае Славянове.
34.
Я вам честно признаюсь, что его фамилию до нашего путешествия в Пермский край я не слышала. Однако ж, если бы не он, то не было бы у нас сейчас ни телевизоров, ни компьютеров, ни космических кораблей, бороздящих просторы вселенной, ни даже простых чайников. Дело в том, что именно Николай Гаврилович Славянов первым придумал, как, используя электросварку, сваривать вместе черные и цветные металлы. В 1893 году он отправился на всемирную электротехническую выставку в Чикаго не с пустыми руками. Он повез с собой "стакан" - этакий цилиндр с восьмью сваренными меж собой металлами: медью, бронзой, сталью, никелем, чугуном и другими.
Вот так выглядит "стакан".
35.
На выставке все так впечатлились его методом плавки, что отметили это изобретение медалью и специальным дипломом. И именно метод Славянова лег в основу всех современных технологий сварки, которых с тех пор придумано множество: холодная, печная, термопрессовая, ультразвуковая, диффузная, стыковая, точечная и шовная, электронно-лучевая, лазерная, фотонная, газовая, электрошлаковая, плазменная сварки, сварка трением, взрывом, оплавлением, связыванием, покрытым электродом, порошковым электродом, сварка под флюсом, сварка в инертных газах, сварка в углекислом газе, клепка, склеивание, пайка и т.д. и т.п. Оказывается, даже в медицине проводят операции с использованием инструмента для сварки мягких биологических тканей (!!!!).
В общем, это всё я веду к тому, что неподалеку от музея Пермской артиллерии находится мемориальный дом-музей Славянова, в котором он жил с 1888 по 1893 годы. И мы, по совету сотрудниц из первого музея, решили в него тоже зайти. Честно говоря, я и близко не подозревала, что там окажется настолько интересно!
36.
Конечно, многое из подлинных вещей великого сварщика-металлурга не сохранилась, но обстановка в комнатах дома воссоздана такой, какой она была в те годы. Гостиная с креслами и роялем, где Славяновы любили устраивать музыкальные вечера для своих друзей из технической интеллигенции. Они слушали Чайковского, Бетховена, Баха, в том числе, и в исполнении самого хозяина дома.
37.
В кабинете ученого - большой письменный стол, за которым ему было удобно и спокойно работать.
38.
Здесь же - библиотека.
И, наконец, мастерская. В 1880-е годы в России не производили собственные электроприборы. Поэтому в домашней мастерской для практического изучения электротехники Славянову приходилось самому изготовлять их, пользуясь столярными и слесарными инструментами.
39.
В мастерской Николай Гаврилович строил модели своих динамомашин, дуговых ламп, совершенствовал тот самый, знаменитый аппарат для сварки металлов - электроплавильник.
Это, кстати, он.
40.
А вот так выглядел "шов" после электросварки по методу Славянова.
41.
42.
Кстати, в доме-музее показано немало вещей, при производстве которых используется этот метод электросварки, начиная от деталей, применяемых в ракетостроении, нефтяной и газовой отрослях, и заканчивая совершенно бытовыми вещами.
43.
44.
45.
46.
Ну, и последнее, о чем я хочу рассказать в этой своей заметке, - это о выставке, посвященной развитию методов и способов передачи информации. Сия выставка, хотя и не имеет прямого отношения ни к Славянову, ни к Мотовилихинским заводам, но она напрямую связана со всей нашей жизнью, и если бы не некоторые изобретения, которые можно увидеть среди ее экспонатов, то, возможно, не дошли бы до наших дней и все самые важные другие изобретения мировых ученых...
Территориально эта выставка находится там же в доме-музее Славянова, но она временная, поэтому, если вы вдруг в ближайшее время соберетесь посетить Пермь, то не упустите возможность побывать и на ней. Она того стоит!
Всё начинается с самого старого способа передачи информации - с письменности. А первые перьевые ручки появились у нас еще в древности и широко использовались еще аж до начала 19 века. Потом их сменили ручки с металлическими наконечниками. Их массово начали выпускать в 1822 году.
47.
Пишущие машинки (они же печатные) появились в 1860-х годах. Популярными они стали очень быстро. Ими пользовались писатели, журналисты и разные офисные работники. Ведь документооборот развился к тому моменту до такой степени, что ручное письмо уже не отвечало требованиям времени. Правда, в России первая пишущая машинка появилась только в 1928 году, а до этого у нас использовались переделанные иностранные.
48.
Выставка оказалась интерактивной. За специальным столом можно было попробовать написать что-нибудь пером, макая его в чернильцу с чернилами. Я попробовала и, выяснилось, что не разучилась. Ведь, когда я училась в вузе на первом курсе, все свои чертежи вычерчивала с помощью именно таких перьев. Ох, уж и намучилась я тогда с ними. Только на втором курсе мы уже открыли для себя рапидографы (в них чернила наливались прямо внутрь), а после них уже и гелевые ручки. Ну, а Даня с восторгом освоил печатанье на пишущей машинке, даже понял, как переходить на следующую строку.
49.
Ну, а после пишущих машинок появились и первые компьютеры. Вот это - только часть электронной цифровой вычислительной машины "Урал-11" 1964 года, выпущенной на Пензенском заводе вычислительных электронных машин. Целиком она занимала площадь от 40 до 100 квадратных метров и весила больше трех тонн. Она могла решать разные математические задачи в разных НИИ, КБ и на промышленных предприятиях. Таких машин было выпущено 123 штуки.
50.
Но, конечно, письменность во всем ее проявлении - это не единственных способ хранения и передачи информации. Когда люди научились фотографировать, это был прорыв. Вот, к примеру, самая старая из дошедших до наших дней фотографий - "Вид из окна" мастерской Ньепса. Съемка экспозиции кадра длилась аж восемь часов.
51.
А так выглядел один из первых массовых серийных советских телевизоров "КВН-49" с увеличительной линзой. Такие начали выпускать в 1950-х годах. В линзу заливался глицерин, правда, многие владельцы таких "КВНов" почему-то частенько заливали внутрь обычную воду, и Антон, к примеру, вспомнил, как видел где-то разведенный в таком телевизоре целый аквариум. :)
52.
А это уже - телерадиола "Лира" 1969 года, состоящая из телевизора, радиоприемника и электропроигрывателя. Такие выпускались на Куйбышевском заводе "Экран".
53.
Ну, и, наконец, уже почти современная настольная телевизионная антенна 1988 года - детище того же Куйбышевского завода.
54.
Так выглядел фонограф - первый в истории прибор для записи и воспроизведения звука. Его в 1877 году изобрел американский ученый Томас Эдисон. Звук в фонографе записывался на восковые цилиндры. В 1907 году Эдисон подарил один из своих фонографов нашему Льву Толстому.
55.
А в 1920-х годах фонографы были вытеснены граммофонами, затем патифонами, катушечными магнитофонами, кассетными магнитофонами, и, наконец, всякими дисками, о которых уже можно и не рассказывать.
Парочка катушечных.
56.
57.
Вот таким у нас был поход на Мотовилиху. На нем я, пожалуй, и закончу свои рассказы о Перми и в следующий раз поведаю вам о том, как мы отправились путешествовать уже по Пермскому краю, а именно в город Чусовой.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2015 год, март:
Пермь. Пермяк - соленые уши и другие динозавры
По Зеленой линии Перми
Пермь. Счастье не за горами?
Пермь, Пермский край. Фотообзор: Шесть дней в краю посикунчиков