Честно говоря, побывать в Юрьеве-Польском, что во Владимирской области, я собиралась уже давно. Помню, еще в детстве, когда я собирала календарики, у меня был в коллекции один с изображением белоснежного храма, стены коего были сложены камнем с удивительной резьбой. Поэтому сейчас, когда у меня появилась неожиданная возможность съездить на экскурсию в этот город от
"Магазина путешествий", я, конечно, ею с радостью воспользовалась. Экскурсия называлась "В город святого Георгия", но кроме Юрьева-Польского включала в себя еще Киржач и Кольчугино. Я же, хотя уже и бывала во многих городах Владимирщины, именно эти умудрилась обойти стороной. Ну, а раз так, то совершенно ничего против них не имела, а наоборот, обрадовалась вдвойне.
И вот, настал день Х, и я отправилась в путь.
Друзья, так как наша экскурсия была длинной и заняла весь день, то рассказать вам о ней в одном посте мне будет сложно. Поэтому я решила разделить рассказ на три части. И в этот раз я поведаю вам о... Киржаче. Да-да, именно о нем, несмотря на то, что начала вроде бы с Юрьева... А все потому, что именно Киржач был первым на нашем пути из Москвы, именно в него мы прибыли в День Святого Сергия Радонежского, который РПЦ праздновала в прошлую субботу, именно этот святой считается основателем Киржача, и именно в этот день здесь отмечают День города. Согласитесь, слишком много совпадений! :)
2.
Итак, ровно в 8.00 наш автобус с 46 туристами на борту отправился от станции метро "Алексеевская" и, потолкавшись в субботних пробках на выезде из Москвы, примерно за 2,5 часа преодолел 90 километров и прибыл в Киржач.
Киржач, на первый взгляд, показался мне самым обычным городком. Советские пятиэтажки, старенький частный сектор в виде деревенских изб, двухэтажные каменные и каменно-деревянные купеческие дома с окнами в резных наличниках. Вполне спокойно, умиротворенно и провинциально. Как во всех городах такого типа. Однако таким Киржач предстает лишь пред теми, кто не знает, что он - один из главных, успешно развивающихся промышленных городов Владимирской области. Рабочих мест в Киржаче хватает. И, как сказал нам наш гид Валерий, сюда даже приезжают на работу жители более мелкого и действительно патриархального и провинциального Юрьева-Польского. А гиду верить можно, он ведь сам из Юрьева-Польского...
В Киржаче же сейчас вполне неплохо работает около десятка разных предприятий. Например, завод автотракторной осветительной арматуры, инструментальный завод, на котором делают всякие металлообрабатывающие токарные резцы, пилы, фрезы и прочее, мебельная фабрика, швейная фабрика, специализирующаяся на пошиве мужских сорочек, типография, где изготовляют аттестаты для школ и дипломы для вузов и даже молокозавод. Турецкие холодильники, телевизоры и стиралки под маркой "Beko" тоже делают в Киржаче на заводе, который турки открыли здесь уже почти десять лет назад. И это - далеко не всё!
Впрочем, мы, конечно, не стали осматривать городские производства. Мы лишь немного прогулялись по киржачским улицам, посмотрели, как на одной из центральных площадей идет подготовка к празднованию дня города и отправились в то место, откуда Киржач взял свое начало: в Благовещенский женский монастырь - в самую главную его духовную обитель и, скажем так, его градообразующую достопримечательность.
После того, как Сергий Радонежский основал Троицкий монастырь (теперь это Троице-Сергиева лавра), там среди братии у него неожиданно появились завистники. Ведь его любили больше всех, и не все святые отцы с этим сумели справиться. И Сергий, чтобы не допустить раскола братии, отправился в странствие. Когда он дошел до здешних мест, то тут не было ни города, ни деревни, но местечко на высоком берегу Киржача - небольшой речушки, притоке Клязьмы - ему очень понравилось. Сергий буквально влюбился в него и решил, что именно тут, на Киржачской круче, быть новой обители. Случилось это в 1358 году. Вскоре за Сергием потянулись его последователи. Они построили деревянную церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и кельи, в которых прожили четыре города. Но весть о том, что Сергий теперь живет в новой обители, быстро разнеслась по окрестностям. И постепенно многие монахи из Троицкого монастыря перебрались сюда. Троицкий монастырь почти опустел... Что делать? И тогда из него в Киржач за Сергием отправили делегацию и попросили его вернуться. Сергий принял приглашение, вернулся в Троицкий монастырь, а в Киржачском оставил настоятелем своего ученика преподобного иеромонаха Романа, который занимался благоустройством обители до самой своей смерти, до 1392 года. Роман Киржачский считается первым игуменом Благовещенского Киржачского монастыря, он причислен к лику святых, и его мощи хранятся в нижнем храме Благовещенского собора, здесь же в монастыре.
Сейчас Киржачский монастырь действующий, в нем живут 19 сестер, и одна из них согласилась провести нам экскурсию. Правда, нам пришлось немного подождать. Когда мы приехали в монастырь, в Благовещенском соборе шла служба, и сестра была там. Мы же немного сами погуляли по обители. А я присела на лавочку на Киржачской круче среди луга, покрытого белым клевером-кашкой, вдали под кручей среди зеленых лугов и перелеска виднелась река, светило яркое солнце, дул теплый ветерок... Я прикрыла глаза и погрузилась в умиротворение. И тут вдруг раздался колокольный звон... Как же это было красиво! Никогда не думала, что подобное может произойти со мной, но тут я буквально поймала минуты блаженства. И мне не хотелось никуда больше идти, а хотелось вот так сидеть с закрытыми глазами и желать, чтобы эти мгновения длились бесконечно.
3.
Конечно, сейчас той самой старой деревянной церкви, построенной Сергием, в монастыре уже нет. Ныне тут стоят три храма: Благовещенский собор, о котором я уже успела упомянуть, построенный в 16 веке, церковь Спаса 17 века - бывшая усыпальница местного мецената боярина Ивана Милославского, увенчанная шатровой колокольней и соединенная с Благовещенским собором крытой галереей-гульбищем.
4.
И церковь Всех Святых с высокой шестиярусной колокольней, возведенная в псевдорусском стиле в 19 веке.
5.
Еще тут есть крест, установленный на месте взорванной в 1930-х годах трапезной церкви Сергия Радонежского.
6.
Эту церковь построили в 16 веке на месте той самой первой деревянной.
Вот так выглядел ансамбль монастыря до 1930-х годов. Церковь Сергия Радонежского справа.
7.
А взорвали ее большевики. Причем, история ее уничтожения получилась очень странной. Церковь Сергия Радонежского будто бы пожертвовала собой, спасая тем самым остальные храмы. А дело было так. Взорвать ее поручили студентам какого-то местного учебного заведения. Но студенты на то и студенты: что-то перепутали, где-то напортачили, в чем-то ошиблись. И взорвали в результате не церковь, а ограду рядом с ней. Потом, правда, большевики исправили их ошибку. Но они убедились в том, что камень, из которого была построена церковь, очень крепкий, взрывать подобные храмы крайне сложно. А потому они и решили, что остальные храмы монастыря точно такие же, и оставили их в покое.
8.
В годы войны Благовещенский собор использовался, как склад боеприпасов, позже в нем в разное время располагались то колбасный цех, то керосиновая лавка. В церкви Всех Святых размещался городской хлебозавод. Считается, что это не худшая судьба для храмов в советские годы... А в 1995 году в монастырь пришли монахини. Они поселились в подклети Спасской церкви, где было так холодно, что даже в июле они спали там в пальто и в валенках. Но потихоньку они вынесли мусор с территории монастыря и взялись за его реставрацию...
Теперь монашесткий корпус здесь.
9.
Наша монахиня-экскурсовод рассказывала и рассказывала. Ее можно было заслушаться, настолько интересным рассказчиком она оказалась. Для меня это было ново и неожиданно. Ведь откровенно говоря, из монашеской братии я лишь во второй раз в жизни встретила такого умного и светлого человека, как она (первым был отец Роман, звонарь из Свято-Данилова монастыря в Москве, я уже
рассказывала вам о нем), относящегося к светским и не вполне верующим людям без предвзятости, без желания навязать им (нам) свою веру и просто по-человечески. Ведь именно за такими людьми, на самом деле, и хочется идти, хочется прислушаться к ним, они вызывают и интерес, и огромное уважение.
10.
К сожалению, сестра не представилась, а мне было не удобно спрашивать, как ее зовут. А рассказывала она очень интересные вещи. Опять-таки вполне по-светски и по-человечески, словно легенды своего монастыря, но легенды такие, в которые хочется верить. Например, вот такую историю.
На заре советского времени, в 1920-х годах, когда по стране прокатилась бедность, но в храмы и монастыри люди пока еще шли, пришла на воскресную службу в Благовещенский собор из ближайшего села женщина с больной девочкой. Девочка с рождения не могла ходить, и женщина принесла ее на руках. Пока она шла, то очень устала, посадила дочку на ступеньки перед входом в храм, уселась сама, чтобы передохнуть. Но тут девочка попросила пить. Мимо шел какой-то бородатый старец в длинной одежде. Он услышал просьбу девочки и подал ей крынку с молоком. Девочка напилась, поблагодарила старца. А ее мать за это время отдохнула, подхватила дочку на руки, внесла ее в храм и усадила у стены. Началась служба. Женщина ее отстояла, а затем вернулась за дочкой и увидела, как та неподвижно смотрит куда-то вверх. Она проследила за ее взглядом и обомлела: девочка смотрела на фреску на стене храма, на которой был изображен тот самый старец, который только что, меньше часа назад угощал ее на ступенях молоком. Это был святой Роман Киржачский, которого жители города уже давным-давно считали своим покровителем. Из храма девочка вышла уже на своих ногах. Ее односельчане потом рассказывали, что прожила она очень долгую жизнь, никаких проблем с ногами у нее больше не было. Наоборот, она до самой зимы ходила босиком по снегу, и никогда не страдала ни от каких болезней.
К сожалению, фотографировать в храме было запрещено, поэтому оттуда у меня только люстра.
11.
А изображение святого Романа Киржачского - из интернета.
12.
А еще одна волшебная история, которую нам рассказала наша монахиня-экскурсовод, случилась уже в наше время, а именно в том самом 1995 году, когда монахини начали в монастыре реставрацию. До революции рядом с монастырем был подземный источник с хорошей питьевой водой. Но почти за 65 лет, пока монастырь был заброшен, источник зарос и перестал бить. А монахини очень хотели его найти, ведь это был тот самый первый монастырский источник, из которого пил воду еще Сергий Радонежский. Его вода считалась целебной и помогала многим.
Монахини провели всенощную молитву (если я не ошибаюсь, она именно так называется), обратились к святому Сергию и попросили его, чтобы он дал им знак и показал, где находился этот источник.
Каковы же были удивление и радость сестер, когда через несколько дней к ним в монастырь пришел житель города и принес старую, еще дореволюционную фотографию монастыря, на которой была изображена в том числе и часовенка над этим источником. Монахини расчистили это место и... нашли источник. И даже старинные монетки, датированные 17 веком, тоже были там. Их люди несколько веков назад бросали в родник - так благодарили принесшую им исцеление воду.
Над источником возвели новую часовню.
13.
И с тех пор каждый год в день рождения Сергия Радонежского 18 июля освящают в нем воду.
14.
Вот такая Благовещенская обитель стоит в Киржаче - маленькая, спокойная, умиротворенная и чудесная...
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из путешествий во Владимир и по Владимирской области:
2014 год, август:
Александров. Иван Васильевич профессию не меняет!
Александров, Ростов. Фотообзор: На поиски Суперлуния и Царевны Лягушки
2014 год, июнь:
Ковров. Оружейники
Иваново, Ивановская область, Владимирская область. Фотообзор: На Родину ткачества и Василисы Премудрой
2012 год, март:
Покров. Милка-билингва
Покров. Пряники. Наши пять копеек
Покров. Пряничный город
2011 год, август:
Боголюбово. Благодать!
Владимир. Владимирский централ, или как мы попали в тюрьму
Во Владимире ясное солнышко
Кидекша. Пизанская башня по-русски
Суздаль. Музей деревянного зодчества и быта. Здравствуй, дерево!
Суздаль. Медоваренный завод. Чтобы жизнь была медовой!
Суздаль. Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри. Звонарь
Суздаль. Город с тысячью куполов
Фотообзор: Золотое кольцо - путешествие с "изюминками"