Я считаю, что отмечать день рождения надо как-то по-особенному. И наверно, поэтому, помимо обычного банкета с родственниками, я стараюсь каждый год в выходные накануне или сразу после этого дня куда-нибудь уезжать. Но так как ноябрь прямо скажем - не самый лучший месяц для путешествий: погоды не те, а отпуск к этому времени уже, как правило, израсходован, эти мои "куда-нибудь" ограничиваются Подмосковьем. Согласитесь, провести пару дней в каком-нибудь доме отдыха, пансионате или отеле со СПА - это тоже вполне неплохо. Куда именно поехать, мы с Антоном решаем обычно недели за две. В этом плане ноябрь хорош тем, что считается низким сезоном, и цены везде очень гуманные. Правда, в этом году, где именно провести выходные накануне моего ДР, я придумала заранее. Еще аж в мае. Именно тогда мы всем семейством ездили в Этномир. И я так прониклась тогда тем, что они делают, что сразу решила, что на день рождения я тоже приеду именно сюда. Тем более, что 14-15 ноября в Этномире собирались отмечать индийский праздник Дивали. А к Индии я давно дышу неровно. Да и вообще, она - именно та страна, в которую я когда-то поехала в свое самое первое самостоятельное путешествие. В общем, вы всё поняли. :)
Мы забронировали номер в этноотеле "Непал" на две ночи с пятницы по воскресенье, и рано утром в пятницу (с работы мы отпросились) отправились в путь.
Праздник Дивали - это праздник огней. Индийцы отмечают его пять дней подряд, и каждый день чествуют и благодарят какое-то божество. Например, в первый день праздника они почитают богиню Лакшми. Во второй день - бога Вишну, которого просят, чтобы он в силу своего непростого характера их не трогал. В третий день вспоминают Будду, а заодно дарят друг другу подарки. В четвертый день благодарят Кришну за то, что он поднял гору и защитил людей от гнева бога Индры. А пятый день посвящают любви между братьями и сестрами.
Впрочем, праздник Дивали в Этномире, как я уже говорила, отмечался 14 и 15 ноября. Мы же приехали туда на день раньше. И пока Антон расположился с ноутбуком в местном кафе, решив дистанционно поработать, я отправилась погружаться в Индию уже накануне праздника.
Это - Ганеша, покровитель путешественников. В обмен на сладости обещает исполнять заветные желания. Так что, в случае чего, обращайтесь. :)
2.
3.
А вообще, в Этномире к празднику Дивали приурочили открытие местного Индийского культурного центра.
4.
Поэтому, первым делом, я отправилась туда на экскурсию. Называлась она "Путешествие по штатам Индии", ведь каждый зал там был оформлен в виде жилища представителя какого-нибудь штата Индии. Всего же в Индии 29 штатов и 9 союзных территорий. Экскурсовод рассказывала много интересного о традициях и обычаях в них. Например, первым мы посетили штат Кашмир, где самыми распространенными жилищами были бот-хаусы, то есть, дома-лодки. Оказывается, когда Индия стала английской колонией, губернатор штата Кашмир высоко поднял цены на землю, и англичанам было очень дорого строить здесь дома. Именно поэтому они и измыслили бот-хаусы - строили этакие дебаркадеры на воде, ведь деньги за аренду воды не брались. Подняться в дом можно было по крутой лестнице прямо с воды, а сами дома-лодки выглядели примерно так.
5.
Или вот - дома штата Гуджарат. В этом штате очень жарко, жители занимаются в основном охотой и скотоводством, а свои жилища возводят из глины.
6.
Самое интересное, что строят они их круглыми, а изнутри украшают маленькими зеркальцами. Делается это, во-первых, для получения дополнительного освещения, а во-вторых, для отражения солнечных лучей и избавления от жары. Хоть зеркальца и маленькие, но их много, и это неплохо получается.
7.
Кстати, когда я путешествовала по Индии, я тоже видела там такие дома. Очень аутентично выглядят среди полупустыни. :)
8.
Кстати, а знаете, как делают вот эти узоры? Из копыт и костей животных варят клей, добавляют его во взятые в равных пропорциях глину и ослиный помет, все это перемешивают и вылепляют узоры. Зато красиво. :)
9.
10.
А для чего эти шарики знаете?
11.
Идем мы как-то по Дели, и вдруг видим - стоит шатер, играет музыка, а внутри много-много веселых, счастливых людей, ходят, разговаривают. В шатре отмечали свадьбу. А его свод был украшен как раз такими вот шариками, точнее, очень похожими на них. Правда, те, кто победнее, украшают свадебные шатры более скромно, а шары делают из глины или вообще из бумаги.
В Раджастане, Гуджарате и Дели процветает гончарное искусство.
12.
13.
А в Харьяне, Пенджабе и других штатах - ткачество. Кстати, что касается ткачества, то именно прялка - чхакра - стала символом свободы в Индии. Не вспомню сейчас, кто именно, но было время, когда какой-то умный местный деятель призвал индийцев отказаться от привозных английских тканей и поднимать производство своих. И как раз чхакра стала им в помощь.
14.
А вот такие стены домов, что вы видите слева на фото, придумали возводить жители горных районов Индии. Камни переложены деревянными балками. Говорят, что при землетрясениях дома с такими стенами наиболее устойчивы.
15.
Штат Керала с голубыми ставнями на окнах домов. Сюда я, кстати, хочу приехать в наше следующее путешествие по Индии.
16.
17.
А это - Гоа, бывшая португальская колония, с обязательными пальмами и колодцами во дворах домов.
18.
19.
Вообще, гулять по залам индийского культурного центра оказалось сплошным удовольствием. Единственное, что мне там не очень понравилось, это то, что таблички с информацией, какой зал какой штат Индии представляет, были слегка напутаны, а в некоторых местах их не было вообще. Поэтому, какие например, штаты представлены на фото ниже, я вам затрудняюсь сказать, несмотря на всю их живописность.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
Правда, могу сказать, что вот такую картину рисовали девушки до своего замужества. На ней изображено древо жизни и разные индуистские божества.
28.
Вообще же, индийский культурный центр в Этномире трехэтажный. В подвале и на первом этажах расположены дома-штаты, о которых я вам уже рассказала. А на втором и третьем этажах - холлы дворцов магараджей и всевозможных князей и принцев.
29.
30.
31.
Правда, одновременно это же - и холл зрительного зала, в котором теперь проводят встречи, концерты, а также показывают разные фильмы. А еще есть выход на веранду, откуда открываются прекрасные виды на весь Этномир.
32.
33.
Впрочем, я не рассказала еще об одном интересном месте в культурном центре. С подвала по самый второй этаж здесь "растет" могучий баньян. Баньян символизирует место, где любил отдыхать и медитировать Будда. Все индийцы очень почитают это дерево, они считают его священным и приходят к нему просить об исполнении желаний. Обычно в качестве подношений они приносят свечи и кокосы, а женщины, которые хотят детей, частенько подвешивают на его ветви колыбели. Когда желание исполняется, они вешают на дерево колокольчик. Да и просто посидеть в тени такого раскидистого дерева индийцы очень любят.
34.
Кстати, потом в один из дней мы с Антоном решили поучаствовать в интерактивной игре-квесте под названием "Волшебное путешествие по Индии". И началась она как раз под сенью баньяна. Но давайте я расскажу вам об этом квесте поподробнее. Есть в Индии удивительный розовый город, называется он Джайпур. Его, как бы сейчас сказали, "с нуля" построил магараджа Джай Сингх. Всех бедных и нищих, всех бродяг, всех тех, у кого не было дома, он позвал жить в этот город. Люди были очень благодарны ему. А рассказал нам об этом потомок Джай Сингха.
35.
Он попросил у нас помощи. Оказалось, что за счетом лет люди забыли все те добрые дела, которые делал Джай Сингх, и попросил нас помочь ему найти во дворце (в него на время превратился индийский культурный центр) изречения знаменитого предка, чтобы вспомнить, как он жил и каким мудростям учил людей. А потом появилась волшебница с зонтиком. Она сказала, что зонтиком будет показывать нам путь, точнее, раскрывать его в тех случаях, если наш путь верен.
36.
Ну, и первым делом мы отправились к баньяну. Вообще, как я поняла, эта игра-квест была расчитана на детей. Но нас, решивших поучаствовать в нем, набралось аж 15 взрослых. И ни одного ребенка! По-моему, организаторы сами обалдели. :)) Но ничего, мы справились.
В общем, мы нашли баньян (ну, еще бы его не найти после экскурсии), и нам велели взяться за руки и встать вокруг него. Оказалось, что баньяны - очень мощные деревья. Тот, который "рос" в индийском центре - это еще мелочь пузатая. Диаметр же ствола самого большого могут обхватить как раз только 15 человек. Мы взялись за руки и впечатлились толщиной предполагаемого ствола. Но, чтобы получить первое изречение Джай Сингха, нам полагалось выполнить задание. Помните, я вам рассказывала, что индийцы в качестве подношений баньяновому дереву приносят кокосы? Так вот, роль кокосов в этот раз исполняли прозрачные мячики, а нас разбили на две команды и велели "подносить" шарики к баньяну по очереди на скорость. Ну, помните, как в садике или в школе на физре играли в такие игры-эстафеты? Вот-вот, это было оно! И ничего, что большинству участников уже давно перевалило за 30, а некоторым и за 50. :)) В общем, мы справились, а наша команда даже победила.
37.
Правда, что за изречение Джай Сингха нам досталось, не спрашивайте. Оно такое длинное и мудреное, что я его уже забыло. Но, судя по всему, дядька был реально умный и мудрость в его словах была.
38.
Вторым нашим заданием было найти дом с зеркальцами, а в нем - подсказку. И то и другое мы нашли быстро и без проблем. В подсказке были примеры. Между числами нам предстояло правильно расставить математические знаки. С помощью двух наших мужчин - моего и одного из команды - мы успешно справились с этим заданием и получили вторую подсказку.
39.
Потом мы отправились играть в популярную индийскую игру "Лестницы и змеи". В принципе, она ничем особым не отличалась от обычных детских настольных игр с кубиком и фишками. Если игрок попадал на клетку с лестницей, то поднимался по ней вверх: в Индии лестница означает рост, а если на клетку со змеей, то возвращался на много клеток вниз: змеи в Индии - это упадок, связь с потусторонним миром и прочие неприятности. В общем, после того, как первый из нас достиг сотой клеточки на игровом поле, мы получили третье изречение Джай Сингха. Эх, я была второй из пятнадцати!
40.
Ну, а последним заданием было задание на меткость. Надо было прикинуться собирателем кокосов штата Гоа и закидать их в тростниковые корзины.
41.
42.
Я из трех кокосов в корзину попала только одним. Блин, но что интересно: большую часть времени я простояла рядом с корзиной (мне оттуда фотографировать было удобно), а так как в нее попадали далеко не все участники, я подбирала
кокосы мячики и кидала их обратно в ящик. Так вот, ящик был меньше, но я в него попала всеми мячиками. Жалко, что не засчитали. :)))
На этом наша игра-квест закончилась, и мы все, довольные, разошлись.
Ну, а на следующий день праздник Дивали уже открылся официально. Девушки-танцовщицы зажгли свечи и станцевали несколько танцев, а потом был полноценный концерт.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
Кстати, на открытие прибыл даже сам индийский посол со свитой, а также делегация из посольства Непала в Москве. Мы видели их представительские машины с флажками на стоянке Этномира. Впрочем, открывать они приехали не столько праздник, сколько культурный центр. А я за свою жизнь накушалась уже стольких официозов, что уговорила Антона на официальное открытие центра не ходить, а лучше пойти пообедать. Так мы и поступили.
Кстати, если уж речь зашла о еде, то обедали мы в узбекской чайхане, но в культурном центре есть отличное индийское кафе со сладостями, в кое мы заглянули на следующий день. Продавать несладкую еду в кафе почему-то не разрешили, и из несладкого мы обнаружили там только самосы (пирожки из слоеного теста) с овощными начинками и специями. А вот, всевозможных индийских сладостей там были десятки видов на любой вкус.
54.
А еще там продавался имбирный напиток и масала-чай. Кстати, с масала-чаем у меня произошла интересная история. Что такое масала вы же наверняка знаете? Это - приправа, состоящая из нескольких специй, немного острая и очень пряная. У меня такая есть дома, она отлично идет к курице. Но в Индии масалу добавляют не только в мясо, но и в чай. И вот, этот самый индийский масала-чай - черный чай с молоком и масалой у меня в Индии не пошел категорически. А когда мы были в кафе в культурном центре, я вдруг решила рассказать об этом Антону. Однако меня услышал продавец в кафе и сказал, что индийский масала-чай он тоже пить не может, но тот, который делают у них - совсем другой.
- Давайте я вам налью немного попробовать, хотите? - предложил он мне.
В общем, не знаю, почему я не спросила у него потом, как именно они его готовят. Я поняла только, что обычный черный чай в него не добавляют. Но вкус у этого чая был совершенно необыкновенным, и да, я с удовольствием выпила чашечку.
Кстати, во время праздника Дивали в Этномире проводились не только концерты с номерами индийских танцев. Здесь одни за другими шли всевозможные индийские мастер-классы, театральные представления, интерактивные игры, квесты, о которых я уже вам рассказывала, файер-шоу и прочее-прочее-прочее. За те три дня, пока мы там были, мы едва успели побывать на них всех.
И вот, среди них был мастер-класс по приготовлению индийской сладости - бурфи. Бурфи - это такие сладкие шарики, чем-то похожие на конфеты Раффаэлло.
55.
Честно говоря, я их во время своего путешествия по Индии там не встречала, но это ни о чем не говорит, потому что я тогда побывала далеко не во всех штатах. В общем, для приготовления четырех конфеток бурфи понадобится 1 столовая ложка сгущенного молока, 1 столовая ложка сухого молока и кокосовая стружка.
56.
Перемешиваем сгущенку и сухое молоко, добавляем немного кокосовой стружки, снова перемешиваем.
57.
Затем формируем шарики и обваливаем их в стружке. Вот и всё! Самое интересное, что бурфи получаются очень сытные. Вы наверняка не поверите, но четырех штучек нам с Антоном хватило за глаза! :)
58.
Но, конечно же, больше всего мне хотелось узнать о разных индийских традициях и обычаях. И поэтому мы отправились на интерактивную программу "Традиции индийской свадьбы". Ведь где, как не на свадьбе, можно выяснять о самых интересных из них? :) Интерактивная игра заключалась в том, что среди всех нас - зрителей-участников - двое ведущих выбрали жениха и невесту, которых предполагалось "поженить" по индийским традициям. Нет, стали ими не мы с Антоном, а какие-то парень с девушкой, которые просто проходили мимо и остановились на минуточку, не совсем поняв, что, собственно, происходит. Впрочем, так как сами они уже были парой, то особо не возражали. Также ведущие выбрали родителей невесты и маму жениха, у которых тоже были свои роли. Оказывается, подготовка к индийской свадьбе занимает еще больше времени, чем у нас. В день самой свадьбы невесту причесывают, наряжают и украшают. Сари на невесте обязательно должно быть красного цвета. Волосы ей расчесывают на две стороны, а пробор красят красной краской. На кистях рук с обеих сторон ладоней делают мехенди - узоры хной. В межбровье приклеивают маленькую точечку. Подводят глаза. Вешают украшение на лоб. А самое интересное - красят подошвы ног в красный цвет: в тазик наливают красную краску, и расстилают рядом дорожку из белой ткани. Невеста встает в тазик босыми ногами, а затем проходит по ткани, оставляя на ней красные следы. Считается, что это - на счастье и благополучие.
В общем, все это, кроме последнего обряда с краской, проделали с выбранной из участников игры невестой. Впрочем, она особо и не сопротивлялась. Не захотела разве что, чтобы ей покрасили пробор на голове. Но после того, когда ей сказали, что краска легко стирается, согласилась и на это.
59.
60.
61.
Кстати, что касается жениха, то он "пострадал" меньше. По индийской традиции, отец невесты всего лишь нарисовал у него на лбу горизонтальную бело-желтую полоску - знак того, что он согласен, что юноша войдет в их семью. Ну, и еще ведущие придумали пару испытаний. Правда, как мне показалось, уже от себя: пока гости считали до двенадцати, жених должен был пронести невесту на руках три раза вокруг сцены.
62.
А невеста в ответ прочитать ему какое-нибудь стихотворение.
63.
После этого ведущий велел новобрачным сложить руки одну над другой - так, чтобы снизу оказалась рука жениха, а сверху - невесты, и насыпал им в ладони рис из кувшинчика.
64.
Затем одновременно ссыпали рис в чашу со стоящей в ней свечой.
65.
Ну, а в завершении обряда их кисти рук связали красной лентой - всё, теперь они вместе навеки. :)
66.
Кстати, на празднике Дивали можно было не только "невесте" примерить сари и сделать мехенди. Поэтому я тоже решила приобщиться. Мехенди мне сделали на индийском вечере (о нем я расскажу чуть позже), продержалось оно ровно четыре дня, и сейчас от него, увы, уже не осталось и следа. Но свеженький рисунок мне очень понравился. Смотрите, какой классный! Краска - смесь хны и басмы.
67.
А сари мне завязывала настоящая индийская тетенька - сотрудница посольства Индии.
68.
Оказывается, есть такая легенда. Один ткач влюбился в девушку, а она не отвечала ему взаимностью. И тогда он решил сделать ей подарок - красивое платье. Но когда ткал ткань на него, размечтался о своей возлюбленной, и сам не заметил, как длина полотна превысила аж шесть метров. Что делать? Разрезать ткань у мужчины рука не поднялась. Ну, а раз так, то он взял да и подарил ее девушке всю целиком. Красавица же, когда увидела, просто ахнула! Ткачу она в итоге ответила взаимностью, но разрезать ткань тоже не смогла, а стала носить ее, как платье. Так и появилось сари.
Завязывается сари, на самом деле, не очень сложно. Но с первого раза у меня бы точно не получилось. Самый важный нюанс - это складки спереди. Их должно быть столько, сколько позволяет длина сари. А бывает она от 6 до 9 метров. Конец же ткани закидывается на левое плечо. Для удобства, например, когда девушка занимается делами, работает на компьютере или рукодельничает, ткань закалывают на плече булавкой. Если же девушка собирается на вечеринку, то конец сари перекидывается на руку.
69.
А если думает идти в храм, то им покрывают голову.
70.
Вообще, что хочу сказать. Ходить в сари мне очень понравилось. Во-первых, оно не сваливается, не стягивает ноги, и в нем можно делать даже весьма широкие шаги. А во-вторых, сколько же женственности оно придает! Так что, я решила, что, когда в следующий раз снова поеду в Индию, обязательно там его себе прикуплю. По-моему, очень красивый наряд. :)
Кстати, а вы знали, что в Индии не только одно сари является предметом одежды, изготовленным из несшитой ткани? Второй такой предмет - это тюрбан, мужской головной убор. Делается он из куска ткани длиной до пяти метров, которую мужчины определенным образом обматывают вокруг головы. Тюрбан - штука многофункциональная. Например, он может работать в качестве кондиционера в жару, когда мужчины его надевают на голову сразу мокрым. Он может быть... веревкой: если в пустыне надо достать воду из колодца, а сделать это нечем, тюрбан разматывают, привязывают к одному его концу ведро и опускают в колодец. А вообще, тюрбан для индийских мужчин - вещь особенная. Так, двое мужчин, обменявшихся друг с другом тюрбанами, считаются после этого лучшими друзьями. А если вдруг кто-то перешагивает через лежащий тюрбан другого человека, то он наносит ему смертельное оскорбление.
Ну, ладно, расскажу вам еще о разных других мастер-классах, на которых мы побывали во время праздника. А начну с того, на котором я делала индийскую куколку-марионетку кахт путли.
Вот тут уже Антон в нее играет.
71.
Вообще, кукольный театр индийцы очень любят. Передвижные кукольные театры существовали в Индии издавна. Появлялись и работали они так. В какой-нибудь деревне мужчина-глава семьи вырезал из дерева кукольные лица. Его жена и дети шили куклам одежду. А затем все вместе они отправлялись на гастроли - ходили по деревням и устраивали маленькие представления. Сюжетами своих спектаклей они выбирали известные местные сказки и народные предания. Ну, и со зрителей собирали небольшую денежку. Вот такую куколку-марионетку для передвижного театра я и делала на мастер-классе.
Это - предметы, из которых мне предстояло ее соорудить. Заметьте, голова куколки сделана из глины. Как я понимаю, просто сейчас вылепить ее из глины стало гораздо проще, чем вырезать из дерева.
72.
Сделать куколку оказалось не очень сложно. Сначала под руководством девушки-мастера я свернула несколько лоскутков ткани нужным образом, затем сшила их и приделала голову.
73.
Потом пришила платочек и ленточку для украшения кукольного наряда. А после этого нарисовала куколке лицо. Кстати, что интересно, наряды у индийских марионеток обычно делают одинаковыми и для кукол-мужчин, и для кукол-женщин. А чтобы их можно было отличить по гендерному признаку, им как раз и рисуют лица: женщинам - миленькие, а мужчинам - с усами. У меня мужчина получился. :))
74.
Следующим мастер-классом у нас был мастер-класс по изготовлению индийской мандалы. Мандала - это такой амулет из разноцветных ниток, которые обычно плетут себе индийские и мужчины, и женщины. В последнее время их частенько вешают "на счастье" в машинах или у себя дома, используют в виде брелков для ключей и т.д. и т.п.
75.
Каждый цвет в мандале обязательно что-то обозначает. Но так как значения эти в основном добрые, то индийцы стараются использовать в своих амулетах сразу много разных цветов. Оказалось, что плести такую мандалу очень несложно - главное, потуже стягивать нитки, - и мы с Антоном легко соорудили себе две.
76.
77.
Ну, а на еще одном мастер-классе мы рисовали разноцветным песком узоры ранголи в доме Индии. Правда, я до сих пор думала, что именно эти узоры и называются манадала, но, наверное, я ошибалась. В общем, узоры рандоли индийцы рисуют просто на улице на асфальте, перед входом в дома, храмы, в торговые лавки. Считается, что, если узоры получаются красивыми, то боги обязательно спустятся с небес, чтобы посмотреть, а заодно принесут благодентсвие тому месту, где эти узоры нарисованы. Кстати, рисуют их индийцы далеко не всегда разноцветным песком. Чаще всего они это делают рисом, другой крупой и лепестками цветов. И не беда, что рис склевывают птицы и разгосит ветер. Это всего лишь означает их единство с природой и то, что ничто не вечно.
Ну, а мы сначала нарисовали узоры мелом. Важно, чтобы все линии в них обязательно были замкнутыми.
78.
Затем мы раскрасили их разноцветным песком.
79.
80.
Загадали желание, а в центр ранголи поставили свечку. Очень хочу верить, что желание теперь исполнится. Правда, если честно, наши узоры получились так себе.
81.
А вот так выглядят узоры профессионалок. Кстати, рисуют ранголи в Индии, на самом деле, только женщины. :))
82.
В субботу вечером у нас был запланирован индийский вечер с банкетом в одном из ресторанов Этномира. Сразу скажу, что он задуманно входил в нашу программу. Отказаться от него было нельзя (впрочем, мы и не собирались), а вот посетить этот вечер без проживания в Этномире тоже, по-моему, не разрешалось, ибо его мы оплачивали сразу вместе с бронью отеля, а отдельно отель не бронировался. Друзья, если вы поедете в Этномир и у вас так же, как у нас, вечер будет включен в вашу программу, хочу вас предупредить. В Этномире, конечно, немного наглеют и хотят за всякие дополнительные опции денег. Но на сайте, где это все вы будете бронировать (или в турфирме будут это бронировать вам), есть возможность доплатить по 200 рублей с человека и самим выбрать места за столами. Я рекомендую это сделать. Потому что иначе компьтер "рассадит" вас сам автоматически, а рассаживает он на самые дурацкие и неудобные места, с которых мало чего видно. Посмотреть же во время банкета есть на что. Например, наша программа состояла из индийских танцев, конкурсов, викторин. Но так как сидели мы фиг знамо где, то чтобы увидеть это всё и сфотографировать, нам предстояло постоянно самим бегать к сцене.
Но в целом, вечер нам очень понравился. Банкет был вкусным и обильным. На нем были блюда как русской и европейской кухонь, так и индийские. Мне, к примеру, там очень понравились вегетарианские котлетки с индийскими специями, да и не только они.
Наш стол.
83.
Программа тоже была классная. Сначала девушки-артистки танцевали индийские танцы.
84.
Затем во время конкурсов уже обычные девушки надевали сари. Победила та, которая сделала это правильнее всех. :)
85.
А мужчины изображали разные индийские фильмы. Еще всем желающим рисовали мехенди на руках.
86.
87.
А мелюзгу, пока их родители ели и развлекались, устроили детскую анимацию. Закончился вечер зажиганием фонариков на улице у фонтана рядом с Индийским культурным центром.
88.
Ну, а вечером на следующий день состоялось уже закрытие праздника Дивали. Девушки-танцовщицы снова зажгли свечи и станцевали несколько танцев, как на открытии.
89.
А потом уже на улице мы смотрели файер-шоу.
90.
91.
92.
Что могу сказать? Этномир нас снова очень-очень порадовал. И ведь это было далеко не всё, что мы там увидели, и в чем поучаствовали за три дня. Свой рассказ я обязательно продолжу, а в Этномир обязательно съезжу еще.
Кстати, друзья, если вы тоже надумаете съездить в Этномир, но при этом заплатить за проживание в отелях чуть меньше, чем написано у них на сайте, обращайтесь к нам в "Скантревел" (
travel@scan.travel; + 7-495-788-04-42). У нас с ними договор, и я поделюсь с вами комиссией. Мне не жалко. Главное, не забудьте сказать, что вы узнали об этом у меня в ЖЖ. :)
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из путешествий по Калужской области:
2015 год, май:
Этномир. Вернуться в СССР!
Этномир. Песчаные цивилизации
Этномир. Человеческие крылья, свадебные обряды, чаепитие в юрте и танец рыбок
Этномир. Пироги за утюгами...
Этномир. Бенилюкс в 100 км от Москвы
Этномир внезапный
2013 год, август:
Таруса Паустовского
Таруса Цветаевой
Таруса детско-отдыхательная
Петухи одни да гуси в городе Тарусе
2011 год, май:
Инино. Как мы участвовали в конных пробегах
2010 год, июнь:
Парк птиц. Попугаи, павлины, туканы и прочие пернатые
Этномир. Фрироуп и хаски
Чудесатый Никола-Ленивец
Водопад Радужный или первый экстрим у Дани и Вани
Наш первый опыт автопутешествия с малышом + Фотообзор мест, где мы побывали
2008 год, июль:
Этномир без фестивалей
2007 год, октябрь:
Боровск - город в узорах
2007 год, июль:
Чертово городище и его окрестности