Несколько лет назад в нашем городе произошло знаменательное событие. Памятник "Рабочий и колхозница" после долгих лет реставрации, когда его кардинально разобрали на части и унесли с глаз долой, вдруг снова занял свое место. Точнее, даже не совсем свое, а по-соседству, да еще и на более высоком и грандиозном постаменте. Тогда было много досужих рассуждений на этот счет. Кто-то хвалил, кто-то ругал, кто-то, вообще, требовал демонтировать, ибо нечего тут в демократической России заново расставлять памятники социалистической эпохи.
Однако, что бы там не говорили, памятник стоит и по сий день. Мало того, внутри его постамента располагается четырехэтажный музейно-выставочный центр. Вы представляете себе это?
2.
Мы с Антоном давно хотели побывать внутри. Но так получалось, что мы то не находили времени, то выставки, которые там проходили, нам были не особенно интересны, то мы находили что-то такое, куда в тот момент нам хотелось еще больше. Но в этот раз, наконец-то, совпало всё. Во-первых, мы собирались на каток на ВДНХ (а он там рядом). Во-вторых, в новогодние каникулы "Рабочий и колхозница" принимали посетителей бесплатно. А, в-третьих, и в самых главных, выставка, которую там как раз развернули, нам была более чем интересна. Называлась она "Рабочий и колхозница. Личное дело" и была как раз о том, как, зачем и почему возводили этот монумент.
Ребята, вы не поверите, мы провели там более двух часов, хотя обычно музеи осматриваем гораздо быстрее! Очень интересная выставка.
Макет.
3.
Если коротко рассказать историю того, как появился монумент "Рабочий и колхозница", то все было мирно и красиво. В 1937 году СССР получил приглашение принять участие в международной выставке под названием "Искусство и техника в современном мире", которая должна была пройти в Париже. То время было критическим в своем роде. И практически все европейские страны из кожи вон лезли, чтобы показать свои достижения. СССР не стала исключением и начал готовиться к выставке.
Конкурс на проект выставочного павильона выиграл архитектор Борис Иофан. Это именно по его замыслу павильон должна была увенчать скульптура, изображающая мужчину и женщину, держащих в руках символ государства - серп и молот.
Разрез павильона выглядел вот так.
4.
Кстати, в конкурсе принимало участие немало других архитекторов с достойными проектами. Вот таким, например, предлагал сделать павильон архитектор Алабян.
5.
Среди скульпторов тоже провели закрытый конкурс. Победила в нем Вера Мухина со своим проектом. Ну, а дальше началось строительство монумента. Размеры "Рабочего и колхозницы" впечатляли. По проекту высота скульптуры должна была стать 24 метра. Но так как до начала выставки в Париже оставалось всего несколько месяцев, возводили скульптуру в спешном порядке, а ее макет в натуральную величину сделать просто не успели. Работа по созданию монумента велась по полутораметровой гипсовой модели Мухиной на опытном заводе Института машиностроения и металлообработки под руководством профессора П.Н. Львова. Сначала делать ее хотели из дюралюминия, но Петр Николаевич Львов, который был видным специалистом по металлу и способам его конструктивного использования, убедил применить нержавеющую хромо-никелевую сталь.
Вера Игнатьевна потом вспоминала свои сомнения по этому поводу: "Сталь как скульптурный материал до сих пор не применялась, неведомы были ее пластические качества. Может ли сталь гнуться на шарообразной поверхности?" Чтобы ответить на этот вопрос, инженеры опытного завода ЦНИИТМАШ сделали опытный образец — голову "Давида" Микеланджело с гипсового слепка. Получилось. Сталь оказалась удивительно гибкой и ковкой, в ней можно было передать физическое ощущение объема, она не мутнела и не поддавалась коррозии. Все сомнения отпали сами собой.
Кстати, Львов не только убедил применить нержавеющую хромо-никелевую сталь, но и предложил соединить детали не с помощью заклепок, а путем точечной сварки.
В общем, в марте 1937 года на заводском дворе началась сборка статуи. В ее сооружении участвовали 160 человек, сборка производилась с помощью 35-метрового крана с выносом стрелы в 15 метров. Работа шла в три смены. Сталин сам принимал результат и принял его без замечаний.
А как только скульптуру собрали, ее тут же пришлось разобрать, чтобы перевезти в Париж. Фигуры разрезали на 65 составляющих частей, погрузили на 28 платформ и через всю Европу повезли в столицу Франции.
Нельзя сказать, что в процессе перевозки все прошло гладко. Очень многие части "Рабочего и колхозницы" повредились и их пришлось чинить и латать уже на месте.
В экспозиции музейно-выставочного центра есть несколько открыток 1937 года с изображением нашего выставочного павильона со скульптурой наверху.
Вот так он выглядел.
6.
7.
Кстати, что интересно, павильон СССР находился как раз напротив павильона Германии. Высота нашего павильона была 35 метров, и немцы, когда узнали об этом, срочно решили надстроить свой павильон, ибо он по первоначальному плану был ниже. Решили и надстроили. Правда, они не учли размеров статуи. 24-метровых "Рабочего и колхозницу" было видно из любого уголка Всемирной выставки. А вот германский орел просто потерялся где-то наверху.
Кстати, в то время в Париже жила Марина Цветаева. Она тоже побывала на выставке, а затем, как мне кажется, очень удачно сравнила павильоны СССР и Германии. Я не помню, как это звучало дословно, но смысл был в том, что павильон СССР, по ее словам, излучал жизнь, а павильон Германии был похож на крематорий.
В точку! Наш слева, немецкий справа.
8.
Внутри нашего павильона было пять залов, где стояли стенды, демонстрировались картины, фотографии и киноленты о достижениях Советского Союза. В музее я видела копии документов с длиннющим описанием того, что наша страна показывала на той выставке в Париже. Я честно прочитала всё, но особо не впечатлилась. Как-то все было очень скромно и не креативно, на мой взгляд: стенд "Молодежь", стенд "Физкультура", стенд "Сельское хозяйство", стенд "Культурная работа Красной Армии", стенд "Стахановцы" и т.д. и т.п. в том же духе. Помните, кто застал советские годы, у нас в то время очень любили делать тематические стенды о том, как мы строим коммунизм, со вставками из красной бархатной бумаги? Вот, что-то в этом роде было и там. Я имею в виду, по сути - исполнение, конечно, было побогаче.
Тем не менее, многим посетителям выставки павильон СССР очень понравился. Опять же Марина Цветаева писала, что посетила четыре павильона. На весь поход у нее ушло четыре часа, из которых не меньше двух она потратила на осмотр павильона СССР.
Отзывы посетителей.
9.
Павильону СССР было присуждено аж 265 выставочных наград, в том числе, высшая награда - гран-при.
10.
А это, кстати, - копия скульптуры "Металлург" Георгия Мотовилова, которая на выставке в Париже получила золотую медаль.
11.
Ну, а потом "Рабочего и колхозницу" вернули в Москву, Веру Мухину и Бориса Иофана наградили орденами трудового красного знамени и стали думать, что делать дальше.
12.
Конечно же, "Рабочего и колхозницу" было решено демонстрировать и на Родине. Сначала создать пьедестал под монумент предложили снова Борису Иофану. Но, увы, этот проект так и не был осуществлен. И, честно говоря, я так и не поняла почему. Ведь судьба Бориса Иофана сложилась очень неплохо. Он умер в 1976 году, когда ему было 85 лет, и был похоронен на Новодевичьем кладбище. А при жизни всегда занимался интересными государственными проектами. Например, это именно он в 1944 году спроектировал станцию метро "Бауманская", в послевоенные годы создал в Москве комплексы Нефтяного и Горного институтов, проект Центрального института физической культуры в Измайлово, руководил застройкой крупных жилых массивов в Измайлово и Марьиной Роще, проектировал, так называемые, "хрущевки". Да-да, это был он!
Одним из последних реализованных проектов Иофана стал комплекс шестнадцатиэтажных жилых домом на Щербаковской улице в Москве. Строительство было начато в рамках Хрущевской программы по переселению советских граждан в отдельные квартиры. Были спроектированы квартиры для одиночек (однокомнатные площадью 11 кв. метров), семей из двух-трёх человек (однокомнатные с жилой площадью 23,5 кв. метров; и двухкомнатные с жилой площадью 45,2 кв. метров), больших семей (трёхкомнатные с жилой площадью 32,3—36,1 кв. метров; и 45 кв. метров).
Другой особенностью проекта были большие для новых жилых домов 1960-х годов кухни (например, в трёхкомнатных квартирах площадь кухни составила 14,1 кв. метров) — это обусловлено тем, что кухни рассматривались как "кухни-столовые", при наличии которых "спальные комнаты будут использованы только по своему прямому назначению".
Похоже, что мы именно в такой квартире и живем. По крайней мере, метраж знаком до боли. :(
13.
Еще Иофан был дизайнером номенклатурной мебели. Не поверите, но я помню, что во времена моего детства такая еще стояла в кабинетах разных начальников. А это было 1980-е годы.
14.
15.
Ну, а с постаментом к "Рабочему и колхознице" не получилось. И вскоре скульптуру водрузили на нечто невнятное - тоже на постамент, но высотой всего лишь около 10 метров. На нем-то он и простоял до начала 2000-х у северного входа на ВДНХ.
16.
Сначала Вера Мухина, затем после ее смерти другие архитекторы неоднократно пытались добиться, чтобы скульптуру переставили на более высокий постамент. Ведь на таком маленьком терялись ее пропорции, выглядела она некрасиво, и творческие люди это прекрасно понимали, но, увы, услышаны они не были.
Письмо к Хрущеву так и осталось не отвеченным.
17.
Справедливость восторжествовала только в 2010 году. Именно тогда "Рабочий и колхозница" вновь открылись после реконструкции на новом 34-метровом постаменте, созданном по мотивам того, что был построен Иофаном к Парижской выставке в 1937 году.
Вот такая история.
А в выставочном центре теперь можно увидеть элементы оригинального внутреннего каркаса скульптуры, которые сейчас заменены на более прочные.
18.
Ну, и остается только добавить, что теперь в выставочном центре, то есть, другими словами, внутри современного постамента "Рабочего и колхозницы", проводятся, как вы, наверное, уже и сами поняли, разные выставки, а на площадке наверху - летние концерты. Думаю, надо будет туда летом все-таки сходить.
19.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из прогулок по Москве:
2016 год:
Государственная галерея на Солянке. Выставка "Шляпа волшебника: Муми-тролли и другие герои нашего детства". Что общего между Муми-папой и блогером?
2015 год и раньше: