Друзья, а какие достопримечательности вы обычно посещаете в городах во время своих путешествий? Смотрите крепости, замки, памятники, парки, просто гуляете по улицам? А что, наоборот, не посещаете никогда? Я, вот, знаю очень многие терпеть не могут музеи. Мол, все они скучные, экспонаты пыльные, да и, вообще, в них нет ничего интересного.
О себе я могу сказать, что так критично к музеям мы, конечно, не относимся. А в особенные музеи, с какими-нибудь "изюминками", вообще, ходим с удовольствием и всегда ставим их в наши маршруты.
Внезапно такой вот, "изюмистый", обнаружился и в Великих Луках. Областной музей почтовой связи. О нем-то сегодня я вам и расскажу.
2.
Честно говоря, с самого начала музей "вел себя" странно. Информация о нем в интернете была, но все отзывы сводились к двум видам: либо "были, все понравилось", либо "не попали, было закрыто". Собственно, поняв, что с музеем не все просто, мы нашли контакты его директора и позвонили ему, чтобы договориться о посещении. И, как оказалось, правильно сделали. Музей открывается только тогда, когда туда приезжают группы, и всех индивидуалов к этим группам присоединяют. Обычно в день бывает несколько групп, правда, как нам объяснили, случается и такое, что групп нет. С другой стороны, если вы сами тоже едете небольшой группой, хотя бы из 4-5 человек, то музей вам откроют и экскурсию проведут.
В общем, оставляю контакты директора и основателя музея. Звоните, не стесняйтесь! Степанов Валерий Алексеевич 8-911-697-00-01 или 8-1153-3-40-68. Кстати, Валерий Алексеевич в прошлом - начальник Великолукского почтамта, он сам сформировал этот музей и экскурсии проводит тоже сам. Так что, рекомендую. Остается только добавить, что и посещение музея, и экскурсия абсолютно бесплатные.
Располагается музей на втором этаже здания почты, а открыт был в 1997 году в честь 300-летия почтового тракта от Великих Лук до Пскова.
3.
Залов в музее очень много, поэтому мы сразу, как только попали в него, поняли, что осматривать экспозицию будем точно никак не меньше пары часов. Так оно и получилось.
Первым делом, мы попали в зал, посвященный почтовой службе во время Великой Отечественной войны. В нем было много фотографий военных лет, письма-треугольники, которые писали солдаты своим близким.
4.
5.
6.
7.
Валерий Алексеевич показал нам почтовый планшет, пробитый пулей.
8.
А потом подозвал вдруг к себе меня.
- Вот это приспособление, - показал он на большой металлический ящик на столе, - носили с собой радистки для установления связи. Попробуйте приподнять его, барышня!
9.
Я попробовала, приподняла. Приподняла - в самом прямом смысле, то есть, оторвала его от стола. В агрегате оказалось 15 килограммов живого веса. И вот такой носили хрупкие девушки, еще вчерашние школьницы.
Но тут Валерий Алексеевич продолжил свою историю.
- Тяжело? - спросил он.
- Да, - ответила я.
- Это так. Но мы привыкли думать, что это только раньше наши девушки были героинями. Я сам когда-то тоже так думал. А однажды вел экскурсию, рассказывал о радистках времен войны. И спросил невзначай, мол, смог бы кто-нибудь из вас, девушки, каждый день носить такую тяжесть? Думал, что все промолчат. И вдруг одна девчушка, которая была не старше тех самых радисточек, и говорит: "А я смогла бы! Если Родина была бы в опасности, то смогла бы!" И вы знаете, я поверил! Времена меняются, а люди остаются прежними. И если тогда наши бабушки совершали такой рабочий подвиг каждый день, то, я уверен, и нынешние внучки, если будут такие же обстоятельства, тоже совершат его...
А это зал с формой почтовых работников - служащих, почтальонов - разных лет и разных стран. Как вы уже и сами, наверняка, поняли, музей большей частью интерактивный. В нем многие экспонаты можно трогать руками, примерять, испытывать их в работе.
10.
Форма немецких почтовиков.
11.
12.
Вот, к примеру, всевозможные кассовые аппараты, печатные машинки и древние компьютеры. Валерий Алексеевич рассказал, что однажды к ним в музей на экскурсию пожаловали школьники. Так вот, други мои, оказывается, современные дети уже не в курсе, что такое системный блок вот такого типа. Директор музея предложил им самим его включить. Так что там началось! В итоге ребята запросили к нему... пульт управления! Вот такая история! Все-таки как быстро у нас технически развивается мир!
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
Телефоны.
22.
23.
А вот эту штуку уже не помню даже я. Машинка для подсчета монет. В рабочем состоянии машинку потряхивает, монетки считаются и ссыпаются в подвешенный к ней мешочек, а на экране высвечивается сумма.
24.
А это - весы. Каких только нет!
25.
26.
27.
Вот, на таких же, я помню, взвешивали письма и на нашей почте.
28.
Знаете, для чего вот это штука? Ставить штампы на конвертах и бандеролях. Правда, штука автоматическая, и штампует она с такой скоростью и силой, что даже немного опасна. Говорят, если палец попадет под нее, то пальцу конец. В общем-то, именно поэтому на почтах не очень любили этот агрегат, и прижился он слабо.
29.
Но давайте, так сказать, окунемся вглубь веков. Примерно так выглядела почтовая станция 19 века. Большой стол, красный угол с иконами над ним, лавки, на стене - лошадиная "амуниция".
30.
31.
Сам Валерий Алексеевич у схемы почтового тракта 17 века.
32.
А еще у Валерия Алексеевича есть множество разных коллекций. Например, здесь же, на "почтовой станции" можно увидеть всевозможные колокольчики, которые всегда вешались на конскую дугу.
33.
Утюги. Ведь на станции всегда можно было сдать свою одежду в чистку, глажку. Оными обычно занималась жена станционного смотрителя. Как-никак, а это для семьи был заметный заработок.
И еще разные коллекции.
34.
35.
36.
А теперь расскажу о самом привлекательном. Когда группа туристов, наконец, уехала, и мы остались в музее одни, Валерий Алексеевич позвал нас смотреть его самую интересную часть. Это было интерактивное отделение связи 1970-1980 годов, в котором можно было попробовать самому отправить письмо или открытку.
37.
Честно говоря, вот такие вот штуки я не помню. Это - автоматы по продаже открыток. Кидаешь в такой монетку, нажимаешь на кнопку и открытка "выплевывается" из его недр. А открытки такие были в пору моего самого раннего детства. Что-то такое запечатлелось в памяти.
38.
Так вот, я играла роль работницы почты. Меня усадили на специальное рабочее место, а Антон пришел отправлять открытку. Первым делом открытку предстояло проштамповать (штампик, правда, был уже современный).
39.
Обратите внимание, что на нем написано! :)
40.
Ну, а затем бросить в почтовый ящик. Немного отвлекусь. Как вам такой ёжик?
41.
Оказывается, эту "награду" самому отстающему отделению связи придумал сам Валерий Алексеевич в пору, когда руководил Великолукским почтамтом. К ней выдавалось еще и специальное свидетельство. "Награду" действительно вручали, но директор музея признался нам, что проштрафившиеся руководители отделений предпочитали прятать ее потом куда-нибудь в шкаф - подальше, с глаз долой. Впрочем, она была переходящей, и если в отделении работа налаживалась, то от ёжика можно было избавиться, точнее, передать его другим отстающим.
Но продолжим. После того, как ваше письмо или открытка попадали в почтовый ящик, его оттуда должны были достать и отправить по назначению. Выемка писем из таких почтовых ящиков производилась несколько раз в сутки: в крупных городах 4-5 раз, в мелких - 1-2. Сейчас, как нам рассказал Валерий Алексеевич, ящики закрываются на ключики, а раньше делу помогала специальная конструкция, состоящая из такого вот мешка на каркасе.
42.
Каркас надевался снизу на ящик, одновременно с ним снималось дно, и все письма, находившиеся внутри, падали в мешок.
43.
Говорят, такие конструкции больше не применяются. Хотя потом, когда мы вернулись в Москву и оказались у станции метро "Рижская", я проверила тамошний почтовый ящик. Возможно, я, конечно, ошибаюсь, но мне показалось, что он точно такой же, и я даже обнаружила в нем специальные полозья под каркас мешка!
А еще одна интересная штука, которую придумал Валерий Алексеевич, это - баллонная почта. Вы помните, как я вам рассказывала, что, будучи в Великих Луках, мы с Антоном летали на воздушном шаре, что в этом городе проводятся регулярные международные встречи воздухоплавателей, и он считается столицей российского воздухоплавания?
Вот даже открыточки по теме.
44.
Так вот, Валерий Алексеевич совместил две темы: воздухоплавание и почту и изобрел почту баллонную! Каждый желающий во время праздника, посвященному воздухоплаванию, теперь может отправить письмо в любой город. Отправится в путь это письмо... да-да, на воздушном шаре! И штамп на нем будет особенный, воздухоплавательный!
45.
Правда, как вы и сами понимаете, не всю дорогу корреспонденция будет лететь на аэростате. В месте посадке последнего мешок с письмами встречает специальная почтовая машина, везет в почтовое отделение, там письма сортируют и отправляют в дальнейший путь уже обычным путем.
Вот такая интересная почтовая история из Великих Лук. Если будете в этом городе, обязательно побывайте в музее. Но не забудьте заранее позвонить.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2016 год, июнь:
Псковская область. Великие Луки. Хождение по Лукам
Псковская область. Великие Луки. Получили по шарам!
Псковская область. Фотообзор: Расшарьте нас!
Я в ЖЖ
Я в Фейсбук
Я в Инстаграм
Я в Ли.ру