Пока все активно ругают российское образование, приведу несколько примеров школ, в которых образование можно назвать, мягко говоря, очень странным.
В Вирджинии (США), например, есть школа, которая работает в подземелье. Ее построили в середине 70-х прошлого века, во время энергетического кризиса: сначала срезали холм, потом построили школу, потом засыпали ее землей. Получилось довольно тепло, но вот с освещением и сыростью, похоже, серьезные проблемы.
Школа-мечта любого ученика работает в Онтарио (Канада). Здесь царит вечный праздник, нет ни оценок, ни строгого расписания, ни домашних заданий. Никто не накажет за написанное мелом на доске ругательство и не будет стоять над душой. Ученики сами решают, как провести учебный день и какие занятия посетить. Классы формируются не по возрасту, а по интересам: наряду с математикой и правописанием предусмотрены занятия по лепке, кулинарии и даже элементарной философии. О том, на каком уровне находятся знания учеников после окончания этого учебного заведения, не сообщается.
Еще одна школа мечты расположена в Альбукерке (Нью-Мексико). Три принципа, на которой строится школьная политика: удовольствие, безопасность и эмоциональное развитие. Программа основана на последних неврологических исследованиях, согласно которым залог хорошей обучаемости - это позитивная атмосфера и активная вовлеченность. В школе есть стандартные общеобразовательные предметы, но в первую очередь детей в ней учат взаимодействию с окружающим миром и бытовым навыкам: шитью, кулинарии, садоводству.
К сожалению, повезло с такими школами далеко не всем детям. В Джонгдонге, например, есть школа, которую оборудовали прямо в пещере, а в некоторых странах дети и вовсе не имеют возможности получать образование.
2.
Что касается нашего, московского образования, то тут вам не Джонгдонг! :) И если я, как мама, допускаю, что могу иметь все-таки субъективное мнение, то не доверять результатам теста международного стандарта PISA (Programme for International Student Assessment, PISA) нет никаких предпосылок. Протестировав 42 тысячи московских учеников в возрасте 15 лет, специалисты пришли к выводу, что школы Москвы уверенно входят в ТОП-6 лидеров образовательных систем мира.
3.
Пусть в наших школах есть четкий график занятий, нужно слушать учителя и не прогуливать занятия без уважительных причин, пусть наши предметы не отличаются оригинальностью (вы знали, например, что в некоторых школах мира ученикам преподают ведьмино мастерство?), но зато по уровню читательской грамотности, математики и естественным наукам мы вышли в лидеры, наравне со школами Шанхая, Сингапура, Гонконга, Финляндии и Южной Кореи.
Очень хорошо прослеживается динамика улучшения качества образования по каждой из дисциплин, как у школьников из ТОП-100 школ Москвы, так и у всех остальных ребят, которые проходили тестирование (всего в нем участвовало 609 столичных школ).
4.
Объективно московское образование сегодня очень хорошее. Хотя вот некоторой демократичности и свободы, как в школах мечты, ему явно не хватает. :))