- Да что смотреть в этом Петрозаводске! Абсолютно унылый город, ничего интересного в нем нет! А зимой уж тем более! Темень, холод! - говорили мне многочисленные знакомые, которые побывали там раньше. Но мы с
travel_russia ехали именно в Петрозаводск. А я, как вы, возможно, помните, придерживаюсь того мнения, что нет на свете мест, где не найдется ничего интересного. Просто нужно уметь искать.
Конец ноября в Карелии разный. Бывает, что еще даже не лежит снег, а кругом слякотно и промозгло. Но нам повезло. Эта зима наступила в Карелии рано, и Петрозаводск встретил нас мягким пушистым снегом и даже ясной погодой в один из дней. Правда, на его осмотр у нас было выделено совсем немного времени: час в один день и около двух - в другой. Так уж был спланирован маршрут нашего блог-тура, но честно признаюсь, спланировать его по-другому из-за ряда обстоятельств было просто невозможно.
Петрозаводск - главный город Республики Карелия. Но в сравнении с другими столицами он небольшой. Всего 277 тысяч человек. Правда, в отличии от многих численность населения города растет. А что меня особенно удивило, здесь уже больше 15 лет наблюдается устойчивый рост экономики. Впрочем, бюджет города все равно пока дефицитный, а местные жители жалуются на невысокие зарплаты и высокие цены в магазинах. В общем, как везде!
2.
Так как времени на осмотр города у нас было не так много, мы успели лишь чуть-чуть погулять по его центру.
3.
4.
А затем отправились на набережную Онежского озера. Этой самой набережной жители Петрозаводска гордятся. Она считается визитной карточкой города, и номером 1 в топе must see для всех туристов, сюда приезжающих в любое время года.
5.
С другой стороны, я неоднократно слышала мнение, что внешний вид набережной очень спорный. А те современные скульптуры, которые ее украшают, спорны тем более. В общем-то, не могу не согласиться с этим мнением. Хотя считать его объективным тоже не стоит. Просто я не любительница подобных форм. Хотя рыбаки с неводом, которых вы видите на первом фото, на мой взгляд, вполне ничего. Ну, а остальное смотрите сами.
6.
7.
8.
9.
Ну, и еще немного зарисовок набережной и ее окрестностей.
10.
11.
12.
13.
А еще мы побывали в
морском клубе "Полярный Одиссей". И вот, это место действительно оказалось очень интересным. Я поведаю вам о нем поподробнее, но сразу скажу, друзья, что, если вы вдруг окажетесь в Петрозаводске, обязательно загляните туда. Оно того стоит. И сейчас вы поймете, почему.
14.
"Полярный Одиссей" - это и клуб, и музей. Побывать там может любой желающий. Появился он 35 лет назад. Но место это - не государственное, а частное. Просто нашлись энтузиасты, которые решили строить корабли. Причем, корабли не простые, а реплики старинных, деревянных, которые бороздили водные просторы в 17-18-19 веках. И в точности такими, какие они были именно тогда. За годы существования «Полярного Одиссея» работники клуба построили более 40 деревянных парусных судов. А самое интересное то, что все они были спущены на воду. Мало того, многие из них побывали в самых настоящих экспедициях.
Вот именно их мы и отправились смотреть.
15.
К сожалению, многие их кораблей уже не в том состоянии, в каком они были сразу после постройки. Ведь их содержание требует денег, а их у энтузиастов, увы, не так много.
Вот, к примеру, коч "Помор" - реплика поморского парусно-гребного судна 15-18 веков, предназначенного для ледового плавания.
16.
Его в клубе построили одним из первых - в 1987 году. А через два года после строительства на коче был проведен первый в стране исторический эксперимент - он отправился в арктическое плавание, моделирующее один из традиционных маршрутов поморов на Гурмант (Шпицберген). В 1991 году коч прошел по замкнутому маршруту вокруг Скандинавского полуострова - первое "Скандинавское кольцо". В 1992-1993 годах парусник совершил путешествие на Чукотку, Аляску, в США и в Канаду по программе "Колумбы Российские".
Вот так он выглядит сейчас.
17.
18.
А это - лодья "Любовь" (именно так, по-поморски, через "О"). Натуральная модель древнерусской военной парусно-гребной лодьи 9-12 веков. Ее построили в 1990 году. Таких лодок было три: "Вера", "Надежда" и "Любовь". А строили их для международного похода - Паломничества на Святую Землю по древнему маршруту из варяг в греки. К сожалению, во время шторма этой осенью лодья сильно пострадала. И теперь сложно сказать, смогут ли ее отремонтировать.
19.
20.
Кстати, в морском музее есть небольшая экспозиция, которая посвящена как раз путешествиям и экспедициям этих кораблей. Покажу вам немного фото.
Вот так выглядели лодьи "Вера", "Надежда" и "Любовь".
21.
Это "голова" от "Любови".
22.
Водолазный шлем и всякие прибамбасы.
23.
А так "поработали" древесные черви над корабельными досками.
24.
Кстати, чтобы не повторялось ничего подобного с другими кораблями, как с лодьей "Любовь", чтобы шторма на озере не причинили им вреда, бухта, где находится клуб "Полярный Одиссей", огорожена вот такими древними металлическими остовами барж и баркасов. Они загораживают бухту от волн, и теперь внутри нее всегда спокойно.
25.
26.
Кстати, самое удивительное, что теперь практически любой желающий может отправиться в путешествие на реплике старинного корабля. Например, в команду вот этой купеческой поморской лодьи "Святитель Николай" набирают туристов. В прошлом году она ходила на Соловки. В одну сторону путешествие, если я ничего не путаю, длилось 10 дней.
27.
Мы же, хотя и ни в какое путешествие на этой лодье идти не планировали, все-таки поднялись на ее борт и посмотрели, как она выглядит внутри.
В общем, что могу сказать? Она сделана в точности, как строили в 17 веке. И чтобы сходить на ней в поход, надо сие обязательно учитывать, а точнее, быть настоящим искателем приключений и фанатом мореходства.
Так мы поднимались на борт. Хотя, в общем-то, тут туристам повезет больше, чем блогерам. Они на борт "Святителя Николая" поднимаются по обычному трапу.
28.
Это - палуба.
29.
Но самое интересное, конечно, внутри. Каюты. Точнее, полки для спанья.
30.
Игоря мы уложили на одну из таких полок специально, чтобы показать вам масштабы. Его рост 185-190 сантиметров. И скажу прямо, что человеку его роста придется выбирать, что уложить на полку - голову или ноги? - так как и то, и другое на нее одновременно точно не поместится.
31.
Кают-компания. Обратите внимание на подвесной столик. На мой взгляд, потрясающее изобретение. Можно себе представить, как бы летали по помещению чашки, ложки, тарелки и стаканы во время качки! Если же их поставить на такой вот столик, то ничего никуда не улетит, ибо столик качается в том же ритме, как и все вокруг, а то, что в данный момент находится на нем, относительно него неподвижно! Физика!
32.
Камбуз. Или другими словами, кухня.
33.
И, наконец, гальюн, то есть, корабельный туалет.
34.
В общем, что-то я так посмотрела-посмотрела и поняла, что, во-первых, десять дней до Соловков я бы точно не потянула. А, во-вторых, мореплаватели 17 века явно были героями, не иначе! :) Впрочем, денька на два я бы, пожалуй, все-таки куда-нибудь отправилась. :))
Кстати, если, к примеру, вы тоже не уверены в своих мореходных силах, как я, то в "Полярном Одиссее" есть старинные корабли и попроще, в которых можно просто пожить, как в гостинице, или совершить небольшое плавание по акватории Онежского озера в окрестностях Петрозаводска.
Вот такой, например.
35.
Ну, а в заключении нашей экскурсии нам еще показали, как делают старинные корабли. Ведь дело в том, что "Полярный Одиссей" - это не только музей, но и до сих пор самая настоящая корабельная мастерская. Оказывается, под заказ частных клиентов здесь могут построить реплику практически любого старинного судна. И вот, мы как раз побывали в том месте, где это делается.
36.
37.
38.
Тот корабль, который мы увидели, уже был практически готов к спуску на воду и даже покрыт лаком. А пойдет он, как выяснилось, в... Австралию - своим ходом по морям и океанам. То есть, судя по всему, скоро мы с вами узнаем о маршруте экспедиции, которая отправится туда в ближайшее время.
39.
---------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2016 год, ноябрь:
Наша квартира в Петрозаводске
Чална. Кто такой Талви Укко, и зачем ему столько ездовых собак?
Как меня не выпускали в Карелию
Фотообзор: Карельская зима на вкус и цвет
---------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из путешествий по Карелии:
2010 год, август:
Теплоход "Пётр Первый". Торжественный ужин с капитаном
Карельские Кижи
Шлюзы
Теплоход "Пётр Первый". Жизнь на воде
Я в ЖЖ
Я в Фейсбук
Я в Инстаграм
Я в Ли.ру