Не так часто на моих глазах случается подобная жуть. Бывали разные случаи, но такое... Парень напал на беззащитную пожилую женщину, ударил ее, и она умерла! При этом свидетелей была толпа народа, и все безмолвствовали... Спрашивается, куда катится мир?
Возможно, этот сюжет показался вам знакомым? Да, все верно, ему уже более полутора сотен лет, и это - классика жанра, Федор Михайлович Достоевский. Конечно, я читала "Преступление и наказание" в школе, но как давно это было... а потому, узнав, что Московский театр мюзикла поставил его на сцене, решила сходить! Не буду скрывать, что и я, и Антон, трепетно любим постановки этого театра, периодически там бываем и посмотрели уже очень много спектаклей. Ходим, как к старым добрым друзьям, ищем в программках знакомые фамилии актеров. :)
Итак, хотя театр и мюзикла, это не значит, что там обязательно должны ставить только постановки этого жанра :) Согласитесь, мюзикл больше ассоциируется с развлекательным представлением, да и возник он как блестящее, парадное шоу. А книга Достоевского с этим не слишком ассоциируется... Но жанр рок-оперы, в котором и создано "Преступление и наказание", - это тоже живая музыка и яркая современная хореография. Вот почему эта постановка столь органично вписалась в репертуар этого театра.
2.
...Сама идея сделать музыкальное произведение по Достоевскому возникла у композитора Эдуарда Артемьева еще 35 лет назад. Возможно, эта фамилия не на слуху, но на самом деле это один из самых выдающихся современных российских композиторов. Например, именно он написал музыку к "Солярису" и "Сталкеру" Тарковского, "Рабе любви" и "12" Михалкова, всего - аж к 150 кинофильмам! А еще - мелодии к церемониям открытия и закрытия Олимпиады в Сочи. В общем, крутой мужик. :)
3.
Сначала Артемьев хотел написать просто оперу, но в конце концов получилась рок-опера. Готова она была уже к 2007 году, но так сложилось, что на сцене ее поставили только в прошлом году.
Сразу могу сказать, если вы ожидаете увидеть Петербург Достоевского, длинные диалоги и религиозно-философские страдания - этого там нет. Авторы постановки справедливо рассудили, что сюжеты классики - вечные, и если сдуть запах нафталина, приблизив сюжет к нашему времени, то фабула ничуть не потеряет, а актуальности и злободневности - добавится. И в самом деле, много ли сейчас людей знают все тонкости бытовой жизни середины XIX века, чтобы понять полностью содержание романа, всю "мякоть", спрятанную Федором Михайловичем между строк? Кто такой титулярный советник, например? Или что за песни напевают посетители распивочной?
Вот поэтому действие
рок-оперы Преступление и наказание разворачивается в 90-х годах XX века. Смотришь на сцену и видишь знакомые детали, типа полосатых сумок "челноков" или золотые цепи на шеях охранников-бандитов... В общем, эпоха, когда многим действия Раскольникова показались бы детской шалостью.
Сразу могу сказать, декорации очень оригинальные, и ими Театр мюзикла по праву гордится. Работали над ним не только наши мастера, но и художник-постановщик Мэтт Диили из Великобритании, а сами декорации делались в Лондоне. Перед спектаклем про сценотехнику рассказал главный инженер проектов компании Polymedia Оганес Мартиросян-Рояк.
4.
Их основа - гигантские как будто бетонные стены. И они, во-первых, постоянно движутся, причем не только вперед-назад или вверх-вниз, как обычно в театрах, но во всех трех измерениях, и еще вращаются! А во-вторых, на них постоянно проецируется видеокартинка, причем она синхронизируется в реальном времени: такая технология называется 6D-видеомэппинг.
5.
Действительно, такого я нигде не видела! В результате сцена очень быстро может превращаться в улицу Петербурга, многоэтажку, где поселился Раскольников, или даже станцию метро (кстати, такая действительно есть в Петербурге).
6.
А еще удалось побывать на "распевке" актеров перед представлением. Да, и у этого мальчика тоже есть своя роль! :)
7.
Конечно, я не буду рассказывать всех подробностей, но скажу - обновленные образы получились яркими. Старуха-процентщица делает капиталы, торгуя в палатке, Раскольников подражает не Наполеону, а Ленину, Свидригайлов выбился в большие боссы (в кашемировом пальто - это как раз он)...
8.
Как обычно, в Театре Мюзикла очень серьезно подошли к голосам исполнителей. Например, на роль Сонечки Мармеладовой было прослушано 1500 кандидатур. Мы были на спектакле, где партию Сони исполняла Галина Безрук, а Родионом был Станислав Беляев. Прекрасный сценический дуэт!
9.
Любопытно, что в фойе театра можно купить сувениры с "Преступлением и наказанием". Например, сам текст романа Достоевского, или вот такую кружечку.
10.
В заключении хочу заметить, что спектакль идет в этом году только до 26 февраля, так что, если хотите успеть увидеть рок-оперу - торопитесь приобретать билеты. :)
Я в ЖЖ
Я в Фейсбук
Я в Инстаграм
Я в Ли.ру