Об этой истории я узнала несколько лет назад от девушки, вместе с которой мы ходили на йогу. Ей было лет 25. Как-то мы разговорились, и я спросила - что она заканчивала, имея ввиду вуз. На это она вздохнула и сказала... какой там вуз! Я ведь даже толком в школе не училась...
Это меня очень удивило, и вот что я услышала дальше. Оказалось, когда ей было 10 лет, всей семьей, вместе с родителями и годовалым младшим братиком, они переехали в Москву. Родители решили стать обеспеченными, а потому с утра до вечера пропадали на работе. А сидеть с маленьким ребенком поручили ей. В общем, в школу она ходить перестала. Если же пыталась возникать, мол, хочу в школу, то папа ей заявлял - в российских школах делать нечего, ничему хорошему там не научат. Да еще и бил при этом. В конце концов она выросла, вышла замуж, сейчас уже свои двое детей... Но до сих пор ей обидно, что из-за родителей она не смогла получить профессию, ведь без ЕГЭ ни в какой вуз не берут..
2.
Конечно, я понимаю, таких родителей не очень много, но они есть! И вот поэтому сейчас в Госдуме, Общественной палате, да и в блогосфере идет обсуждение государственной информационной системы "Контингент обучающихся". Ну а так как Дане скоро в первый класс, то я решила - надо быть в курсе.
Идея вот в чем. Чиновники планируют создать для каждого ребенка запись-портфолио, где будут содержаться как анкетные данные (ФИО, дата и место рождения, сведения о родителях и т.п.), так и информация об образовании - в какие учебные заведения, кружки и секции, ходит, хорошо ли учится, какие достижения показывает на олимпиадах и других соревнованиях.
Так что вот такие родители, фактически взявшие своих детей в рабство, будут сразу на виду. Хотя, понятно, случаи бывают разными - есть дети из неблагополучных семей, которым вообще все равно; есть те, кто живет слишком далеко от школы и им трудно и неудобно добираться; а есть родители – приверженцы домашнего обучения, дети которых, наоборот, отлично учатся, а потом сдают экзамены в школе. Поэтому, ясное дело, что надо представлять, к какой из этих категорий относится ребенок, занимаются ли им родители, или он живет у них лишь в качестве прислуги.
Или вот, еще другой пример. На этот раз из моего детства. Вспоминаю, как подруга-отличница, прекрасно успевавшая по всем предметам, рассказывала о своей учительнице по французскому, очень милой даме, дружившей с директором. Языку она не учила в принципе. По окончании школы эта моя подруга, как и все остальные ее одноклассники, умела считать по-французски до десяти и могла представиться. Всё! То есть, то, что детей не учат языку, но при этом ставят пятерки, директриса прекрасно знала, но покрывала свою подружку-француженку и не увольняла ее. Очень хочется, чтобы таких «учителей» в школах не было, а те, кто реально вкладывает душу, получали достойный доход, почет и уважение. И тут объективный учет знаний детей тоже может помочь.
Еще один плюс системы - она будет учитывать детей прямо с рождения, и поможет предсказать: где и сколько школ надо открыть через 7 лет. Сейчас же, как ни странно, в некоторых регионах чиновники удивляются: ой, ВНЕЗАПНО в первый класс записались 100500 человек, и всем нужна школа...
Опасения же противников законопроекта напоминают сказку «Козленок, который умел считать до десяти». Страх, что его посчитают, а потом придут злые люди и заберут детей, сидит в наших людях глубоко, особенно в тех, кто живет в дремучих деревнях, слышал звон, но толком не разобрался, что к чему.
На самом же деле, пример подобной информационной системы у нас уже есть и прекрасно работает. Это портал госуслуг Москвы. Я, как человек, ненавидящий очереди, давно и прочно его оценила, и вообще, не понимаю, как мы жили раньше. Возможность прямо из дома записать ребенка в сад, школу, к врачу, подать документы на загранпаспорт – это отлично. Вспомните, какой бардак был всего несколько лет назад. По любому поводу - собирай кучу бумажек и вези в специальную комиссию, многочасовые живые очереди.
Или дежурство родителей у дверей школ при записи в первый класс. На фото, кстати, дело происходит зимой в Якутске...
А здесь - решение похожих задач. От родителей не будут требовать каждый раз сбора документов на получение тех же льгот, а учителя будут меньше тратить время на заполнение разных отчетов.
Так что я за прогресс. А вы что думаете?
Я в ЖЖ
Я в Фейсбук
Я в Инстаграм
Я в Ли.ру