Севастополь. Мы приехали туда поздно вечером, когда уже было темно. Улочка, на которой мы собирались жить, находилась в самом центре города. Но она была маленькой, тихой и уютной. И нас, как только мы вышли из машины, охватил аромат каких-то цветущих растений. Друзья, я до сих пор не знаю, что это были за цветы, их аромат был головокружителен, и после Москвы, в которую весна в этом году пришла поздно, а в мае все еще были снегопады, это показалось нам просто каким-то чудом.
Это я знаю, что каштан. :)
А на следующий день мы увидели, что весь Севастополь утопает в цветах и зелени. Вообще, он показался нам удивительно зеленым городом. Мирным и спокойным, таким, как будто за время всей его истории и не было здесь никогда боев, вообще, никогда.
2.
3.
4.
5.
Но на самом деле, я не знаю города, которому приходилось защищаться от врагов настолько часто. Впрочем, это и логично. Уж в очень стратегически важном месте он находится. Не город, а лакомый кусочек.
6.
Кстати, если не считать Херсонеса, руины которого находятся неподалеку от современного Севастополя, и который условно можно назвать его "прародителем", сам Севастополь - город не такой уж и старый. Годом его основания считается 1783 год - между прочим, год присоединения Крыма к России. А 3 июня 1783 года под руководством контр-адмирала Фомы Фомича Мекензи были заложены первые четыре каменные постройки Севастополя: дом командующего Севастопольской эскадрой Томаса Меккензи (Фомы Фомича), часовня, кузница в Адмиралтействе и пристань, названная впоследствии Графской, ставшая теперь вместе с памятником затопленным кораблям самой настоящей визитной карточкой города.
7.
8.
Кстати, а вы знаете, почему памятник затопленным кораблям так называется? 1854 год. Крымская война. Первая оборона Севастополя. Антироссийская коалиция англичан, французов и турок наступает на город. Чтобы загородить вход неприятельским судам на рейд и тем самым спасти Севастополь, адмирал Павел Нахимов, принимает решение затопить в бухте собственные корабли. 11 сентября 1854 года поперёк фарватера, между Константиновской и Александровской батареями, были затоплены семь устаревших кораблей: фрегаты «Сизополь», «Флора», корабли «Уриил», «Три Святителя», «Силистрия», «Селафаил», «Варна». После осенне-зимних штормов, вследствие частичного разрушения этой преграды, в ноябре-декабре затопили корабль «Гавриил», купеческое судно и корвет «Пилад». В феврале 1855 года, от Михайловского форта на Северной стороне до Николаевской батареи - на Южной появилась вторая линия мачт, выступающих из воды - было затоплено ещё шесть судов: корабли «Двенадцать апостолов», «Ростислав», «Святослав», фрегаты «Кагул», «Мессемврия», «Мидия». 27 августа 1855 года, когда защитники оставили Южную сторону, в бухте затопили и остальной флот...
А памятник, который теперь украшает набережную Севастополя, появился в 1905 году, в год 50-летия Первой обороны Севастополя...
С моря такой.
9.
С суши такой.
10.
11.
А это - памятник Павлу Нахимову.
12.
Тогда, в 1854 году, англичане, французы и турки думали, что возьмут город за неделю. На самом же деле им на это потребовалось долгих 11 месяцев. И это, несмотря на то, что Севастополь (в то время это был гарнизон численностью около 7 тысяч человек), не имел заранее подготовленной обороны города с суши и подвергся удару 60-тысячного англо-французского десанта и флота, превосходившего русский флот по боевым кораблям более чем в три раза. Оборона была героической. И сейчас на Историческом бульваре города - там, где как раз шли бои, есть музей героической обороны Севастополя и Панорама. Мы, конечно же, решили побывать там.
Сейчас Исторический бульвар - это большой сквер или даже парк на холме. В нем много памятников, посвященных защитниками Севастополя и людям, которые много привнесли в его развитие.
13.
Вот, к примеру, памятник адмиралу Федору Ушакову. в 1790 году его назначили командиром Черноморского флота и портов. В морских сражениях с турецким флотом не знал поражений, использовал тактику боя, в основе которой лежали сочетание огня и маневра. Федор Федорович много внимания уделял развитию Севастополя, как базы флота. При нем в городе были построены мастерские, склады, адмиралтейство, казармы, госпиталь, проложены дороги.
14.
А это - памятник Эдуарду Тотлебену, который возглавлял инженерную оборону Севастополя во время Крымской войны.
15.
16.
Памятник Язоновскому редуту. Этот редут был образован для поддержки передовых укреплений второй дистанции огнем, а также на случай захвата неприятелем 4-го бастиона. Он был неправильной формы, и в нем были установлены три выхода. Назвали этот редут по имени брига "Язон", команда которого строила первую батарею на этом месте.
17.
А здесь располагалась одна из батарей.
18.
Выставка якорей того времени. Кстати, эта выставка - самая яркая иллюстрация, почему Россия проиграла Крымскую войну. Рядом лежат два якоря одинакового размера: наш и английский. Английский практически идеально гладкий, правильной формы, с четким клеймом аккуратным шрифтом. Наш - весь какой-то угловатый, словно металл вырубали топором. В общем, совершенно разный уровень технологии!
19.
20.
И много еще других памятников, о которых я не рассказала. В общем, Исторический бульвар - это место, где на прогулку может уйти не один час.
Мы же дошли до здания панорамы и купили билеты. Но с фотографированием внутри панорамы, друзья мои, вышел редкостный маразм. Фотографировать можно за деньги. Но при этом вы должны дать гарантию, что нигде не будете публиковать фото!!! Каково? :)) То есть, ни в соцсетях, ни в блогах, ни вообще нигде! Как они будут это контролировать, история умалчивает, и как будут бороться, когда найдут, тоже. Но в какой-то момент мне даже захотелось попробовать. :))
Вообще же, панорама замечательная. Автор панорамы, основоположник русского панорамного искусства, профессор класса батальной живописи Петербургской Академии художеств Франц Алексеевич Рубо, положил в ее основу самый яркий эпизод севастопольской обороны - бой на Малаховом кургане 6 июня 1855 года. В этот день 75-тысячная русская армия успешно отразила натиск 173-тысячного англо-французского войска. Как обычно бывает на панорамах, здесь ее одна часть - это огромное художественное полотно размером 14 на 115 метров, и вторая часть - натурный план с предметами, где можно разглядеть все детали боя и обстановки того времени. Кстати, сам Малахов курган находится вовсе не на Историческом бульваре, а в соседнем районе.
Но, к сожалению, та самая панорама, которую выполнял Рубо, в годы Великой Отечественной войны, несмотря на то, что ее героически спасли и вывезли последним теплоходом из осажденного города, очень сильно пострадала. Восстановить ее было невозможно. Поэтому было принято решение написать полотно заново. Это и было сделано группой художников под руководством академика живописи Василия Яковлева. 16 октября 1954 года, к 100-летию первой героической обороны Севастополя панорама вновь была открыта. И именно ее мы видим сейчас.
Кстати, кроме панорамы, мы осмотрели здесь еще две выставки. Первая о подземной войне, которую вели минеры обеих армий. Представьте себе, во время Крымской войны обе стороны рыли туннели под укреплениями. Смысл был в том, чтобы опередить противника, прорыть туннель вглубь его позиций и взорвать его, уничтожив чужие укрепления и туннели. Кто рыл быстрее и глубже, тот и побеждал. Наши, конечно, были круче. Русские галереи уходили на 20 метров и глубже, а французы действовали строго по своему уставу и не зарывались глубже 13-14 метров. И эта норма была неслучайной: ниже без принудительной вентиляции работать было опасно, солдаты легко могли задохнуться. Жаль, что несмотря на то, что под землей русская армия, безусловно, действовала героически и побеждала, кампания все же была проиграна и Севастополь пришлось сдать...
Вторая выставка была о полярниках. А именно - о папановцах. Оказывается, исследователь Арктики Иван Дмитриевич Папанин родился в Севастополе. А на выставке рассказывается о событиях, которые произошли с ним в 1937-1938 годах во время дрейфа станции "Северный полюс". Папанинцев на льдине помните? Вот об этом. Но снимать по-прежнему было нельзя, увы, поэтому экспозицию выставки не покажу, хотя она тоже очень интересная.
Нагулявшись по местам Крымской войны и проникнувшись атмосферой, мы решили посмотреть на Севастополь еще с берега, а потом с моря. А для этого отправились на Морской бульвар и на набережную.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
И вот, как раз на набережной нас отловила одна из тетенек, продающая морские прогулки. :)
27.
К обоюдному удовольствию, мы согласились и проследовали в район Графской пристани - здесь у причальной стенки стоят множество суденышек, готовых покатать туристов.
28.
Впрочем, есть и совсем бюджетный способ выйти в море: это воспользоваться паромом, который регулярно мотается до пристани на Северной стороне и обратно.
29.
Мы же сели на катер, маршрут которого пролегал по всей Южной бухте.
30.
Ее по достоинству оценили моряки уже много столетий назад: она ответвляется от глубокой Севастопольской бухты и поворачивает на 90 градусов - таким образом, полностью оказываясь отгороженной даже от самых сильных штормов. Лучшая якорная стоянка! Вот и по сей день здесь все берега - это один сплошной большой причал.
31.
И как же интересно смотреть с борта катера на самые разнообразные суда! При этом экскурсовод еще и рассказывает подробно, как что называется и какое назначение имеет. Например, корабль-лазарет, корабль - буровая платформа, корабль - укладчик подводного кабеля, многочисленные военные корабли, сухогрузы, капитанские катера, плавучие краны, буксиры, и даже подводные лодки!
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
Ну и самое экзотическое, корабль в корабле: плавучий сухой док, внутри которого загоняют другой корабль и ремонтируют.
47.
48.
Рядом к Южной бухте примыкает еще одна, Корабельная. Здесь, на Севастопольском морском заводе, уже больше 200 лет рождаются новые корабли - в том числе такие знаменитые, как крейсер “Очаков” и броненосец “Потемкин”. Вернее - рождались, т.к. в украинский период истории Крыма предприятие было предано забвению, и занималось в основном ремонтом судов.
49.
50.
А потом мы вышли в большую бухту и подошли непосредственно к морским воротам города. И стала сразу заметна разница: в Южной бухте качки не было вообще, а тут маленький катер весьма заметно прыгал с волны на волну. Подошли к Константиновской батарее, которая прикрывает с севера вход в бухту. Это - самое первое историческое укрепление Севастополя, заложенное еще Потемкиным, с него началась история города как военной базы. И действительно, мимо этой батареи ни один корабль на рейд не проскочит.
В 1834 году было построено новое здание батареи по последнему слову фортификации, и оно пригодилось: во время Крымской войны с моря Севастополь так и не взяли. В 1941-1944 годам батарея тоже храбро сражалась. Сейчас же здесь открыт музей.
51.
А эти солдат и матрос - памятник героическому освобождению города в 1944 году. Тут же - морской аквариум и трибуны, с которых смотрят морские парады.
52.
В конце концов, приплыли обратно на Графскую пристань.
53.
Но было еще светло, поэтому мы решили, что домой идти рано и отправились гулять по историческому центру, поднялись от Графской пристани на Центральный городской холм мимо памятника Ленину и прошлись по улице Суворова. На этих улицах мало машин, много зелени, и гулять тут одно удовольствие. Именно в этих местах жили офицеры в 19 веке - например, тут была квартира, где жил Корнилов, а неподалеку - дом, где снимал квартиру лейтенант Шмидт.
54.
55.
56.
57.
58.
А сразу за Лениным находится Владимирский собор. Это красавец-храм в византийском стиле стоит на высоком месте и виден из разных концов города.
59.
Особую славу он приобрел, когда именно здесь были захоронены останки самых известных флотоводцев, отчего его иногда так и называют: усыпальница четырех адмиралов. Это один из первооткрывателей Антарктиды Михаил Лазарев, а также герои Крымской войны погибшие друг за другом на Малаховом Кургане - Владимир Корнилов (отказавшийся топить флот), Владимир Истомин и Павел Нахимов (уничтоживший турецкий флот в Синопе).
60.
Еще один замечательный собор, который мы осмотрели - Собор Петра и Павла, построенный в античном стиле - почти копия знаменитого Парфенона. Адмирал Лазарев был “фанатом” древнегреческой архитектуры, и благодаря ему в городе появилась такая красота. Жаль, что сейчас он со всех сторон окружен деревьями и не впечатляет так, как это было в 19 веке, судя по картинкам.
61.
Ну а чтобы спуститься с Центрального холма, нужно пройтись по многочисленным лестницам. Одна из улиц, пересекающих холм, вообще состоит только из лестниц! Отсюда уже было недалеко до нашей квартиры, и мы, уставшие, но довольные прибыли отдыхать. :)
62.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2017 год, май:
Сафари-парк "Тайган". Львы и тигры заполонили Крымские степи
Нюансы, о которых нужно знать перед тем, как ехать в Крым
Фотообзор: Чей Крым? Мой!
Я в ЖЖ
Я в Фейсбук
Я в Инстаграм
Я в Ли.ру