Марамуреш - пожалуй, самый аутентичный регион Румынии, поэтому побывать в нем мне хотелось всегда: старинные деревянные церкви, о похожих на которые рассказывал Гоголь в рассказе "Вий", веселое кладбище с надгробиями-историями, традиционные костюмы, которые морошаны - народ Марамуриша носят до сих пор, лошади, вряженные в повозки, которых до сих пор используют вместо машин.
В Марамуреш мы добирались сначала на поезде до Байя Мара. Когда вышли там, то город показался нам совершенно провинциальным: железнодорожный и автовокзал, построенные еще в советские годы и с тех самых пор не знавшие даже косметического ремонта, улицы, заросшие бурьяном, асфальт в дырах, единственное кафе в радиусе километра от привокзальной площади, где из горячих блюд нашлись только сэндвичи, шаурма и картошка фри, но где зато подавали на удивление хороший кофе.
2.
3.
Мы сели на автобус и примерно через час с четвертью оказались в деревеньке под названием Ваду Изей. Здесь мы заселились в небольшой пансионат (в деревнях Марамуреша нет отелей, там сплошь пансионаты, или другими словами, обычные дома, в которых хозяева сдают постояльцам комнаты) и хотели, было, отправиться на поиск деревянных церквей, но... Но то, что мы увидели в других деревнях по пути к Ваду Изей и в самом Ваду Изей из окна автобуса, на котором мы ехали, заставило нас поменять наши планы и начать с другого.
В тот день было воскресенье. А морошаны, надо сказать, - народ очень верующий и посещающий церкви. Например, то самое единственное найденное нами кафе в Байя Маре, о котором я упоминала, располагалось возле церкви, в которой как раз, когда мы там были, шла служба. Служба транслировалась через усилители далеко за пределы церкви да так громко, что поначалу нас это очень удивляло. А потом мы заметили, как вокруг церкви собираются люди, стоят, слушают, молятся.
- Почему же они не идут в храм? - думали мы.
А потом все поняли. Просто внутри храма уже не было места...
4.
В деревнях местные жители набожны не меньше. По воскресеньям поход в церковь обязателен в любой семье. И это там - целый ритуал, свидетелями которого мы и стали. Все дело в том, что для похода в церковь морошане надевают свои традиционные костюмы, а они настолько необычны, что, когда мы увидели их в первый раз, то чуть не воскликнули от изумления. Самые яркие костюмы у женщин. Это - белая блузка с вышивкой и с очень пышными рукавами и яркая цветастая и тоже очень пышная юбка до колен. До колен!!! Я до сих пор не могу понять, как такой традиционный костюм мог прижиться, учитывая, что в православии всегда было принято носить длинные юбки. А тут, понимаешь, почти секси. На голову женщины надевают красивые платки, причем, чаще всего, из тонкой шерсти, даже несмотря на жару (когда мы путешествовали, было +35 градусов). И вот так, да еще на каблуках дефилируют по деревенским улицам в церковь.
Когда мы добрались до нашего пансиона, хозяйка как раз только вернулась из церкви. Она зарегистрировала нас, записала, во сколько мы хотим завтракать, налила Антону рюмочку самодельной палинки, а потом я уговорила ее сфотографироваться. Как вы видите на фото, она молодая современная женщина, но в церковь тоже ходила в традиционном костюме. Да, здесь такое носят буквально все.
5.
Мало того, пожилые женщины точно так же одеваются и в другие дни. Правда, юбки у них уже не такие яркие, часто даже черные, но тоже строго не ниже колен! В них они ходят по селу, ездят на велосипедах, в общем, ведут свою самую обычную жизнь.
6.
7.
8.
У мужчин морошан наряды попроще. Чаще всего это обыкновенная вполне современная одежда, единственная особенная деталь которой - маленькая соломенная шляпа. Причем, эти шляпы они надевают не только в церковь, а частенько носят и повседневно, особенно те, кто старше.
9.
Вечером мы все-таки поехали осматривать деревянные церкви, а для этого застопили машину и пара любезных румын согласилась подбросить нас до монастыря в Бырсане. До него было около 17 километров, и мы опять-таки проехали несколько сел. Конечно, сейчас большинство домов в селах - современные, каменные, с пластиковыми окнами. Но надо сказать, что деревянных, с резными наличниками, коньками крыш, построенных в исключительно карпатском стиле мы встретили тоже немало. А самыми замечательными в таких домах были въездные ворота во двор - большие и с великолепной резьбой на них. Потом я прочитала, что, оказывается, эти ворота говорят о статусе хозяев: чем они больше и навороченнее, тем он выше. Кстати, на воротах всегда обязательно вырезан год их создания и фио мастера. Ну, а вечерами сами хозяева очень любят посидеть рядом с воротами на лавочках. И что-то мне подсказывает, что эта традиция существует у них уже века.
10.
11.
12.
13.
14.
В монастыре Бырсана мы зашли в маленький музей, посвященный традициям и быту морошан. Там была большая коллекция женских вышиванок и очень красивой керамической посуды.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
А похожая на эту кровать, если я не ошибаюсь, была у моей украинской бабушки. Бабушка, правда, жила на Волыни, но так как регионы, в общем-то, близкие, то и некоторые предметы быта имеют сходства.
21.
Кстати, что касается близости регионов. Наша деревушка Ваду Изей в Марамуреше, в которой мы остановились на ночевку, располагалась примерно в 5 километрах от города Сигит, а Сигит в свою очередь - это приграничный город с Украиной, а именно с ее Закарпатской областью. С другой стороны находится Солотвин, в озерах которого мы, кстати говоря, купались несколько лет назад, когда путешествовали по Закарпатью. Мда... кто бы знал тогда, что времена так изменятся?..
Вечером в Ваду Изей мы отправились в деревенский кафе-бар. Он находился неподалеку от нашего пансиона, и мы заметили его еще, когда днем гуляли по деревне. Тогда в нем играла местная традиционная музыка, и кафе-бар выглядел веселенько. Кроме чипсов и мороженого, еды там не оказалось никакой, но имелись пиво, соки, кофе, чай и разное спиртное. Бар располагался на первом этаже хозяйского жилого дома. С одной его стороны росла кукуруза, а с другой был двор с гаражом и с детской площадкой, где, кроме хозяйских детей, разрешалось играть и детям посетителей кафе-бара. Наш Даня сразу отправился туда, а мы заказали по мороженому и кофе и стали разглядывать посетителей.
Вообще, было очень забавно. С одной стороны, бар, скорее, напоминал не злачное заведение, а просто поход в гости к соседям - он выглядел очень по-домашнему, мило и уютно. А с другой, по внешнему виду посетителей, было понятно, что он - одно из самых крутых мест в деревне: все были в своих лучших вечерних нарядах, мужчины в костюмах или в фирменных джинсах, девушки в платьях и в туфлях на каблуках. А еще в баре играла живая музыка. И никакая-нибудь, а снова народная традиционная. А знаете, какой самый популярный музыкальный инструмент в Марамуреше? Скрипка! А в Ваду Изей каждый год даже проводятся скрипичные фестивали. Так что, музыканты в баре, конечно, без скрипки не обошлись. И это было замечательно, скажу я вам.
22.
23.
Вот такой интересный народ эти морошаны. В следующий раз расскажу вам про их деревянные церкви.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2016 год, июнь-июль:
Сигишоара. Почему в этом румынском городе живые люди ложатся в гроб?
Бран. Весь мир едет сюда в поисках вампиров!
Рышнов. Цитадель, неприступная даже для Дракулы
Брашов. Вампирская столица
Окрестности Синаи. На канатке к румынским овечкам
Синая. Румынская Рублёвка
Что посмотреть в Бухаресте
Как живут румыны
О чем нужно знать, если едешь в Румынию, или нюансы нашего путешествия
Что случилось после того, как мой сын сел на собственный рюкзак?
Почему в румынскую церковь надо ходить с мобильным телефоном?
Фотообзор: Две недели в стране вампиров, или что мы забыли в этой Румынии?
Я в ЖЖ
Я в Фейсбук
Я в Инстаграм
Я в Ли.ру