И вот, пришло время отправляться нам из Тюмени в Иркутск. Билеты на поезд мы купили заранее. Точнее, как купили? Купил Антон. Я же умудрилась накопить себе мили РЖД и ехала в купе практически бесплатно (с меня взяли лишь 600 с чем-то рублей какого-то взноса). Ехать же нам предстояло ровно двое суток. Вы спросите, почему мы не полетели на самолете? Отвечу, что помимо моей аэрофобии есть и другая причина: прямых авиарейсов из Тюмени в Иркутск мы попросту не обнаружили. Как, кстати говоря, нет и рейсов между абсолютным большинством городов на Транссибирской магистрали, да и не только на ней. Разве что с пересадкой, через... Москву! В общем, авиасообщение у нас в стране между даже областными центрами развито как-то не очень. Так что, чтобы там не говорили о нерентабельности и умирании железнодорожного транспорта, никогда он не загнется. Самолетов нет, и люди будут платить, чтобы ездить на поездах, ибо третьего не дано.
Билеты мы взяли в купе "с дополнительными услугами". Наш поезд был №100 сообщением Москва - Владивосток. И когда мы зашли в свое купе, там уже ехали двое мужчин. Потом один из них вышел ночью в Омске, а второй утром - в Новосибирске.
2.
Вообще, во всем нашем вагоне мы не встретили ни одного пассажира, кто ехал бы строго из Москвы во Владивосток. Все-таки туда и быстрее и дешевле лететь. На поезде же едут в основном те, кто выходит или садится на промежуточных станциях. Так, к примеру, в Новосибирске к нам в купе заселился мужчина до Красноярска, в Юрге подсел пассажир до Сковородино (это за Байкалом), в Красноярске - еще один мужчина до Улан-Удэ. И так всю дорогу во всех купе. Люди выходили, вместо них подсаживались другие и т.д. Наверное, весь путь из Москвы до Владивостока выдерживают только иностранные туристы, специально покупающие билеты на поезд, чтобы увидеть во всем величии нашу Сибирь. Ну, и наши путешественники - с той же самой целью. Обычные же пассажиры - нет.
Юрга.
3.
"Дополнительные услуги" в нашем купе заключались в питании. Как только мы разместились и немного отъехали от Тюмени, к нам постучалась сотрудница ресторана, выдала по коробочке, где лежала булочка и маленькая бутылка минералки, и спросила, что мы будем есть на горячее: курицу с рисом или свинину с макаронами? Забавная штука, но сколько бы дней не длилось ваше путешествие в этом поезде, вот так вот кормить вас будут только один раз. За все остальные разы вы уже будете платить. Курица с рисом, кстати говоря, оказалась очень вкусной, правда, порция была мизерной. А вообще, не знаю, насколько правда, но говорят, что раньше в поездах с включенным в стоимость билета питанием кормили по два раза в сутки, затем питание сократили до раза в сутки, а теперь и до одного раза за весь путь. Правда, вагон-ресторан при этом работал стабильно, цены в нем были вполне приемлемые, и мы там даже однажды поужинали.
4.
Мало того, официантка регулярно носила оттуда по вагонам разные вкусняшки. Нет, вовсе не только снеки, а еду, которую в вагоне-ресторане готовили. Например, котлеты, жареную рыбку, печеные пирожки, а один раз - даже дальневосточное блюдо буркюч. По сути своей, это была обычная куриная шаурма в лаваше, только холодная.
Вообще, я, наверное, поподробнее расскажу о женщине из ресторана, которая разносила нам по вагонам эту еду. Она была уже в возрасте, я думаю, ей было не меньше 60. Но какая же позитивная, жизнерадостная и веселая! Мы разговорились с ней как-то. Она рассказала, что всю жизнь проработала в вагонах-ресторанах в поездах. Сравнила, как было тогда и сейчас. Оказывается, у них интересный график работы - месяц через месяц. И если еще несколько лет назад зарплата в месяц была 54 тысячи, то сейчас стала 18... Но она не унывает. Вот честно, эта женщина скрашивала всю нашу дорогу. Всегда, когда шла мимо нашего купе с корзинкой, заходила, шутила, рассказывала какие-то байки между делом, даже немного кокетничала с мужчинами - настоящая женщина! Мы все ее полюбили, вот, честно! И когда мы ее уже получше узнали и радовались ее приходу, речь зашла о том, какие официантки лучше: молоденькие девушки или дамы в возрасте, и она спросила у наших мужчин:
- Признайтесь, ведь вам, наверняка, было бы приятнее, чтобы блюда вам подавали молодые официантки, чем такие, как я?
Мужчины в один голос воскликнули:
- Абсолютно точно лучше, чтобы вы!
Вот так она сумела всех обаять! Пожалуй, ей было даже больше 60-ти, да...
5.
А вообще, чем дальше мы ехали, тем интереснее становились пассажиры в поезде. Например, в соседнем с нами купе ехала бабушка лет 80. Одна, без сопровождения. Ехала из Новосибирска в Иркутск. В Новосибирске она жила у сына, но отношения с ним не сложились. Она распродала весь свой скарб и отправилась в Иркутск к внучке. Очень хочется верить, что внучка ее примет и все у бабули будет хорошо.
В нашем же купе самым достопримечательным был пассажир, который сел в Юрге и ехал до Сковородино. Звали его Николай, ему было где-то около 60-ти, а ехать ему предстояло трое суток. Как только сел в поезд, он не умолкал до самого вечера. Пять часов подряд он неумолимо вещал нам о своей биографии, рассказывал разные истории из жизни и политики, делал экскурсы о географии, геоморфологии, геологии, истории, культуры, архитектуры тех мест, которые мы проезжали. Остановить его было невозможно, вставить слово - тоже. Стоило нам только заговорить между собой, например, попытаться обсудить погоду на Байкале, товарищ Николай тут же восклицал:
- Байкал - это самое глубоководное озеро России, его глубина - столько-то метров, длина - столько-то километров, ширина - столько-то, протяженность береговой линии - столько-то, площадь зеркала - столько-то.
Википедия нервно курила газеты.
Стоило нам посмотреть в окно, он тут же начинал рассказывать, что мы видим, какие станции проезжаем, как строят дома местные жители, и чем сибирский кедр отличается от лиственницы.
Блиииин, примерно через час я ретировалась на верхнюю полку, а Антон попытался взять ноутбук и поработать. Не тут-то было! Если мой маневр удался, то Антон потерпел полное фиаско. Николай сменил тему и начал вещать о том, как девайсы поработили весь мир, и что у него есть то ли внук, то ли племянник, который любит ночевать в палатке. В общем, даже мой намек на то, что у меня болит голова, не смутил словоохотливого гражданина. Он тут же заявил, что у него с собой есть чай каркаде, что он разжижает кровь и помогает в таких случаях, прочитал лекцию о его полезных свойствах и изрек, что мне непременно надо его выпить.
В конце концов, мы перестали обращать на него внимание, и он продолжал вещать в режиме "как радио". А умолк он только на следующий день и как-то сам собой. Внезапно погрузился в чтение газеты, потом в свой мобильник, а потом и вовсе задрых. Уф... Вот, что делать с такими попутчиками?
За двое суток мы проехали массу интересных мест, а на некоторых станциях, где поезд стоял долго, даже выходили прогуляться. Например, в Новосибирске мы остановились на целый час и даже успели попить хорошего кофе в местном кафе.
6.
В Мариинске - закупили помидоров на станции (меня что-то потянуло, как в самолете, на все томатное) и какую-то крутую минералку, которой потом Антон еще долго восторгался. На станции Зима мы осмотрели старинный паровоз.
А вообще, как бы здорово было, если бы поезд делал остановки подлиннее. Ведь какое бы суперское путешествие тогда получилось! Кстати, вы заметили, какие прикольные названия встречались у сибирских станций? Зима, Тайга, Шуба, Нюра. И запоминаются легко: "Была Зима. Нюра надела Шубу и ушла в Тайгу!". :))
7.
А еще нас поразили здания большинства здешних вокзалов и станций. Некоторые из них выглядели, как самые настоящие дворцы.
Природа, в общем-то, тоже менялась. Весь первый день мы ехали по Западно-Сибирской равнине - ровной, словно кухонный стол. Было видно, как там уже начиналась весна: светило яркое солнце и таял снег. А после Красноярска начались небольшие горки и повалил снег! Он шел весь второй день до станции Зима, поэтому когда мы приехали на нее, то убедились, что она полностью подтверждает свое название.
8.
9.
Впрочем, весна, несмотря на обильный снегопад, чувствовалась и здесь тоже. Температура была уже плюсовой, а снег липкий. И мы удивлялись, как же он не тает, коснувшись земли? Ведь должен же при +3-4 градусах тепла.
10.
Однако снег несколько напряг нас. Ведь если точно такая же пурга будет на Байкале, то он засыплет весь синий байкальский лёд, ради которого мы и собрались в это путешествие...
Вечером мы прибыли в Иркутск.
---------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2017 год, март:
Тобольск. Как я попала в карцер
Тобольск. Почему в Сибирь лишь один каменный кремль?
База отдыха "Волна". Нужно ли быть моржом, чтобы купаться зимой в Тюмени?
Тюмень. Золотые кошки, влюбленные под красным флагом и строганина на крыше
Гостиница "Аврора". Гостиница или квартира? Где мы жили в Тюмени
Фотообзор: Синий лёд Байкала
Я в ЖЖ
Я в Фейсбук
Я в Инстаграм
Я в Ли.ру