Мы вышли из "Пятерочки" и столкнулись с ней лицом к лицу... Это была женщина неопределенного возраста, все лицо которой было густо покрыто какими-то шрамами и язвами, а весь облик говорил о том, что дома у нее давно нет... Она заметила, как в магазин вошла группа туристов, и теперь с немигающим взглядом пыталась просить денег...
Вот таким было одно из первых впечатлений от города, где безработица - 25-30% работоспособного населения. Да, здесь светлая полоса далеко позади, и теперь единственное, что остается туристу - изучать славную историю этих мест. Это можно сделать в маленьком, из одного зала, местном музейчике... Хотя...
Именно тут, в Беломорске, - сердце Поморского берега Белого моря, исконной территории поморов. Так называли себя русские, живущие по берегам моря, и чей образ жизни сильно отличается от крестьянского. Поморы пришли в эти места относительно недавно, в 9-14 веках. А до этого здесь уже жили карелы и саамы, однако, русская колонизация здесь прошла спокойно: местность была не очень плотно заселенной, да и занятия у них были разными: русские занимались только охотой на морского зверя и рыбалкой. В районе нынешнего Беломорска были две большие поморские деревни: Сорока и Сумской Посад.
2.
Поморы в 19 веке жили здесь весьма успешно. На полгода, с февраля по сентябрь, мужчины-добытчики уходили на промысел на Мурманский берег, богатый морским зверем. А большую часть своей добычи продавали в... Норвегию! В 19 веке в Северную Норвегию приходило 300-400 поморских судов в год. Обратно же везли ткани, продукты, инструменты, предметы быта...
3.
До сих пор в некоторых поморских деревнях можно найти английскую посуду. Для общения с норвежцами русские даже придумали специальный язык "моя-по-твоя" (руссенорск), состоящий из смеси русских и норвежских слов. Поэтому на переселенцев из других районов смотрели свысока, и поморские девушки отказывались выходить замуж за бедняков из какого-нибудь Заонежья.
Здесь же, в Сумском Посаде, и рядом - в Кеми, строили поморы свои лодки - баркасы и шняки. Это были небольшие, но отлично приспособленные к беломорским водам суденышки. Строились они безо всяких чертежей и инженерных расчетов, с минимумом самых простых инструментов. Немалое количество заказов на судостроение и перевозку грузов поступало от находящегося неподалеку богатого Соловецкого монастыря.
4.
На море всегда были нужны опытные шкиперы, а потому в 40-х годах 19 века в Сумском Посаде открылись бесплатные (!) морские курсы. Туда принимали ребят любого возраста, главное, было необходимо выполнить три условия: уметь читать, уметь писать и иметь опыт выхода в море.
5.
Другим источником средств для поморов была деревообработка. Купец Митрофанов (?) в начале 20 века построил три лесопилки, и экспортировал за рубеж, прежде всего - в Англию, отличную карельскую доску. Бизнес процветал: на проценты от капитала он помогал русским классическим композиторам: Рубинштейну, Римскому-Корсакову и другим. Но и сами рабочие не жаловались, с окладом в 7 рублей в месяц они могли считать себя зажиточными людьми.
6.
Интересно, что тогда как из центра России паломники стремились на север, на Соловки, сами поморы нередко давали обет паломничества в совсем другом направлении - на юг Италии, в Бари, где находится могила Николая Чудотворца, покровителя моряков.
Во время революции поморы сразу отрапортовали о поддержке большевиков. А вот карелы предпочитали в политические конфликты не вступать, если в округе появлялись белые или красные - предпочитали взять самое ценное имущество и спрятаться в лесу.
Следующим толчком для развития местности стало строительство Беломоро-Балтийского канала в 1930-е годы, тогда несколько деревень и порт и были объединены в город Беломорск. После строительства канала началась интенсивная вырубка окрестных лесов. Во время войны, когда Петрозаводск оказался в оккупации, Беломорск превратился в столицу Карелии. На оккупированной территории партизанского движения не было, однако, был штаб партизан в Беломорске, и отсюда они устраивали регулярные рейды в финский тыл. Особых успехов, правда, не достигали, но оттягивали на себя большие силы - в результате, держались рубежи блокадного Ленинграда, и в течение трех лет фронт в Карелии стоял на месте, захватчикам так и не удалось двинуться дальше в глубь страны.
В советское время Беломорск жил тоже неплохо. Здесь была база для рыболовецких траулеров, которые ловили рыбу по всему Мировому океану, а также фабрика, где свежую рыбы перерабатывали, делали консервы. Моряки часть зарплаты получали в валюте. Отоваривались за границей и в "березках", и уже в конце 1980-х по улицам бегало много иномарок. Добывали и рыбу из Белого моря, пилили и продавал на экспорт лес. В общем, сюда многие стремились попасть "за длинным рублем".
7.
Но в 1990-е годы все быстро стало очень плохо. Беломорск стал депрессивным городом и остается им и сейчас. На улицы, к сожалению, без слез не взглянешь - все подернуто какой-то пеленой безнадежности. Асфальт почти везде разбит, во дворах его часто нет вообще, даже в самом центре. Про безработицу я уже писала, многим мужчинам не остается ничего другого, кроме как уезжать работать на вахтах. Молодежь, конечно, тоже уезжает, правда, в последнее время стали чаще поступать в мореходные училища (Петербург, Мурманск, Архангельск). Какие-то надежды на развитие в Беломорске связывают со строительством нефтеперерабатывающего завода, но когда он будет - пока так и не известно.
8.
Еще один интересный момент - Беломорск может считать в какой-то мере "поморской Венецией", так как частично расположен на островах реки Выг. На них тоже есть улицы и дома, а некоторые маленькие острова - целиком в частной собственности! Прямо в центре есть красивые пороги, на которые хорошо смотреть от новенькой церкви, выстроенной в 2005 году.
9.
10.
Пороги видны даже из окон ее.
11.
12.
13.
Правда, по другую сторону реки - какие-то совершенно жуткие бараки для хранения лодок, норовящие свалиться в реку...
14.
Но все же, хочется закончить рассказ о Беломорске на позитивной ноте. И такую ноту подарили нам организаторы круиза, пригласив вечером, перед отправлением теплохода, на концерт поморского хора. В этом хоре поют только женщины, и существует он уже 80 лет. У нас на теплоходе выступало 9 женщин, все разных возрастов - от 30 до 80. Когда мы вышли, мы обомлели, даже когда они еще не открыли рот. На них были потрясающие костюмы в поморском стиле, из тафты и блестящей ткани. Поют они, как это всегда и было, без аккомпанемента, но их голоса оказываются способными дать потрясающие мелодии! А что особенно интересно, поют они на поморском говоре, где многие слова русского языка произносятся по-иному, например, звук "ч" часто превращается в "ц".
15.
Как рассказал нам руководитель хора, они нередко выезжают на гастроли, и собрали немало призов на всероссийских конкурсах народной музыки. При этом участницы хора занимаются пением в свободное от основной работы время, поэтому все 25 женщин одновременно выступают редко.
Исторических жанров поморского пения много. Мы услышали "уткушные" песни (при их исполнении ходят специальными фигурами - утками, шестерками и другими), "игрищные" и хороводные (праздничные), протяжные, свадебные, рекрутные. Перед каждым номером концерта с кратким анонсом выступал Виктор Александрович Васильев, который руководит хором уже 43 года!
16.
Он объехал множество поморских деревень и записал множество песен у их носителей. Из этого огромного архива хор черпает материал для своих выступлений. Кстати, у Виктора Александровича спросили - а зовут ли их на свадьбы? Он ответил, что один раз пробовали, но не пошло. Все дело в том, что на настоящей поморской свадьбе невеста должна не веселиться, а плакать, причем несколько дней, и есть даже такой фольклорный жанр - свадебный плач.
Еще руководитель ансамбля рассказал, что самое сложное в исполнении поморских песен. Это - перестроиться на поморское произношение, которое совсем не похоже на современный русский язык. Еще 100 лет назад такой проблемы не было, так как на "поморьской говоре" все и общались в повседневной жизни, сейчас же этот диалект вымирает, так как в школах все давно переучиваются на литературный русский. Хотя, не исключено, что это даже вовсе и не диалект, а полноценный древний язык, который просто начал сливаться с московским вариантом русского языка после 15 века. Возможно, что те самые варяги, о которых идет речь в летописи, пришли не из-за настоящих морей, а из-за Ладоги и Онеги - их в те времена тоже считали морями. Дело в том, что поморский диалект сохранил множество старинных особенностей и ближе к другим языкам арийской семьи.
17.
А самое интересное было в конце выступления. Женщины пригласили нас, зрителей, принять участие в хороводной песне, и среди прочих позвали и меня, благо я как раз сидела в первых рядах! Меня взяла за ручку бабушка, самая пожилая и опытная участница хора. Другая участница взяла за руку шестилетнюю девочку. Остальные женщины - других туристок и даже одного туриста. И так мы все вместе водили хороводы по всему концертному залу корабля! :)
18.
19.
Благодарим компанию "Инфофлот" и экипаж теплохода "Солнечный город" за прекрасный круиз и отлично организованный отдых.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2017 год, июль:
Медвежьегорск. Город, где до сих пор на улицах можно встретить медведей
Москва - Соловки. Везде сплошная КАНАЛизация!
Вытегра. Форс-мажор на теплоходе! Или зачем городу без моря подводная лодка?
Теплоход "Солнечный город". Шалости с белым красавцем
Теплоход "Солнечный город". Как живут, едят, пьют, развлекаются на современном круизном судне
Кириллов и Горицы. Куда девать жену, если она надоела?
Мышкин. Мыши: ум, честь и совесть одного городка на Волге
Как заливают в Угличе
6,5 часов из Москвы до Дмитрова! И это без пробок!
Фотообзор: 3970 км по самым красивым местам России
---------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из путешествий по Карелии:
2016 год, ноябрь:
Что смотреть в Кондопоге?
Кивач. Самый знаменитый водопад Карелии
Марциальные воды. Где пить воду, если на иностранную минералку наложат санкции
Петрозаводск. Ресторан "Карельская горница". Как мне не стыдно столько есть?
Что я забыла зимой в Петрозаводске?
Наша квартира в Петрозаводске
Чална. Кто такой Талви Укко, и зачем ему столько ездовых собак?
Как меня не выпускали в Карелию
Фотообзор: Карельская зима на вкус и цвет
2010 год, август:
Теплоход "Пётр Первый". Торжественный ужин с капитаном
Карельские Кижи
Шлюзы
Теплоход "Пётр Первый". Жизнь на воде
Я в ЖЖ
Я в Фейсбук
Я в Инстаграм
Я в Ли.ру