Знаете, сколько стоит билет на "Ракету" из Петрозаводска в Кижи? 2950 рублей! Есть еще вертолет, который стоит еще дороже и летает не каждый день. Вот, в общем-то, и все способы, которыми можно добраться до этого острова-музея. Были там? Как добирались?
Мы же добирались туда третьим способом. В Кижи у нас была остановка нашего теплохода "Солнечный город", на котором мы ходили на Соловки.
2.
3.
Вообще, с Кижи мы чуть не пролетели. Дело в том, что встать там мы должны были еще на пути туда, но, как я уже рассказывала в своих предыдущих заметках, на Онежском озере внезапно разыгрался шторм, и мы задержались в Вытегре на целых 12 часов, а потом отправились в Сосновец и на Соловки уже без остановок.
Как обычно в таких ситуациях поступают в других круизах? Ситуация объявляется форс-мажорной, а туристам объясняется, что, увы и ах, но на Кижи мы не попадем. В общем-то, я была уверена, что именно так произойдет и в нашем случае. Мало того, мы точно так же не попадем и в Повенец с Медвежьегорском, где у нас тоже должна была быть остановка и экскурсия - уж слишком надолго мы задержались в Вытегре. Но дирекции нашего круиза я хочу объявить огромнейший респект. Каким-то чудом на обратном пути они так составили маршрут, что мы побывали повсюду, и ни одна из наших экскурсий не пропала! В общем, что могу сказать? Я сама здорово умею составлять маршруты. Но если появляется кто-то, кто делает это лучше меня, я снимаю шляпу! И тут именно такой случай. Дирекция "Солнечного города" - большие молодцы! Премию им от "Инфофлота" и много плюсов в карму! :)
Итак, Кижи.
4.
Сразу скажу, что архитектурный музей-заповедник (или, как его можно еще назвать - музей деревянного зодчества) появился здесь в 1960 году. Но это вовсе не значит, что остров Кижи до тех пор был необжитым. Наоборот, на протяжении многих веков он, несмотря на свои маленькие размеры - всего-то 5,5 километров в длину и около полутора километров в ширину - был центром большого округа - Спасского Кижского погоста, который объединял деревни соседних островов на Онежском озере и самого Заонежского полуострова. Например, в 17 веке таких деревень было аж 130 штук. А на Кижском погосте протекала будничная жизнь большого округа. Там располагались амбары и лавки, по определенным дням проходили ярмарки, куда съезжались десятки тысяч людей. Для приезжающих даже строили специальные "дворы на приезд".
5.
Сейчас, увы, жизнь в Кижах уже совсем не та. На острове существует всего две деревеньки и 300 жителей - в основном работники музея и их семьи. Причем, такой массовый уход людей из деревень случился отнюдь не в наше время, а в советские годы, при Хрущеве, когда шла пропаганда переселения людей в города. Так и умерли все эти деревни.
6.
Но зато ансамбль Кижского погоста теперь входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, и увидеть его приезжают не только наши туристы, но и масса иностранцев. Хотя, честно признаюсь, на мой взгляд, в таком ажиотаже большую роль сыграл пиар этого места. У нас в стране есть множество других интереснейших архитектурных музеев-заповедников. Например, Тальцы под Иркутском, Малые Корелы в Архангельске, Витославлицы в Новгородской области и другие. Но они не настолько раскручены, как Кижи, народу там гораздо меньше, хотя деревянные постройки там не хуже.
7.
Но ладно, Кижи, значит. Самое интересное на острове - это, пожалуй, сам древний погост, который состоит из двух церквей - Преображенской и Покровской и колокольни. Именно они были построены именно здесь, а все остальные музейные строения перевезены из других деревень Заонежья и всей Карелии в разобранном виде и собраны здесь заново.
8.
Но уже по фото ансамбля этих церквей вы, наверняка, и сами поняли, что с одной из них, а именно с Преображенской (она слева), что-то не так. Дело в том, что эту церковь (кстати, это та самая, у которой в оригинале было 20 с чем-то деревянных главок) уже несколько лет реставрируют. Процесс назревал уже давно. Церковь построили в самом начале 18 века, и буквально через несколько лет после строительства начались проблемы. Грунт под ней оказался неоднородным, и она начала крениться на бок. Тогда ее решили выпрямить, и с противоположной стороны от крена выкопали что-то вроде подходящей по форме ямы. Но, увы, яма не спасла. В общем, несколько веков церковь падала, и к 1980-м годам, крен стал таким сильным, что ее закрыли и стали думать, что делать дальше. К 1990-м годам придумали, решили церковь переложить по бревнышку и даже купили у финнов специальный лес. Но для нашей страны начались трудные времена, финский лес сгнил, а церковь так и осталась стоять.
Новый проект реставрации вызрел только к 2005 году. Церковь условно разделили на семь ярусов, и решили реставрировать по очереди каждый из них, а начать с нижнего. Начали, если я ничего не путаю, 6 лет назад, и теперь дошли уже почти до конца. Именно поэтому церковь Преображения выглядит сейчас так необычно - как будто ее купола парят в воздухе. Говорят, закончат реставрацию к 2020 году. Кстати, по словам нашего экскурсовода, ведут реставрацию очень качественно и строго. По-другому нельзя, потому что в таком случае ЮНЕСКО исключит объект из своего списка. Например, на бревна для замены сгнивших подбирают только деревья того же возраста, из которых была срублена церковь, то есть, им по 150-200 лет.
Вот такая история. Поэтому в церковь Преображения мы не попали. Но зато побывали во второй церкви - Покровской. Ее начали строить в середине 17 века и сразу, как зимний, отапливаемый храм. Удивительно и интересно то, что сейчас эта церковь снова действующая. Правда, на службу мы не попали, но зато побывали на выступлении церковного хора. Хорошо поют!
9.
А еще мы, конечно же, заглянули в дом зажиточного крестьянина Ошевнева 1876 года постройки, который на остров Кижи привезли из деревни Ошевнево Медвежьегорского района. Это был большой дом-комплекс, в котором все жилые и технические помещения были объединены под одной крышей.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
А вообще, чем мне нравятся Кижи, это тем, что здесь стало очень много, если можно так выразиться, интерактива. Например, в избе крестьянина Ошевнева мы увидели, как девушка вышивала на большой деревянной раме узор. Причем, вышивка была оригинальной и местной. Узор получался двусторонним, одинаковым и из ниток всего двух цветов - белого и красного. Кстати, если кто-то не понял, то это - лев. Так в Карелии раньше их представляли, ведь живьем никогда и нигде не видели.
17.
В часовне Архангела Михаила 17-18 века мы послушали, как звучит колокольный звон.
18.
Кстати, в этой церкви обнаружились и очень интересные и красивые небеса.
19.
20.
У ветряной мельницы 1928 года постройки мы встретили косарей - двух мужчин и девушку в традиционной одежде, которые орудовали косами так, как будто всегда только этим и занимались.
21.
22.
Еще мы видели мастера, которые рубил топором из осины лемехи - "чешуйки", которыми покрыты деревянные купола. Их, как выяснилось, делают из осины, так как это мягкий и удобный материал, а главное - он почти не гниет и не портится.
23.
24.
Другой мастер из дерева вырезал игрушки.
25.
26.
Третий готовил деревянную посуду из капа - наростов на деревьях.
27.
Кузнецы в кузнице чеканили монеты.
28.
29.
Женщина плела украшения из бересты.
30.
А еще мы побывали в музее "Кижская гавань" и увидели своими глазами, как делают настоящие лодки.
31.
32.
В Кижских шхерах и Заонежье, где деревни располагались в основном по берегам рек и крупных озер, главным средством передвижения был водный транспорт. В результате там сформировались свои традиции в строительстве лодок и маленьких судов. Их было два вида: лодка-кижанка и сойма. Длина кижански составляла от 4 до 6 метров, соймы - от 8 до 13 метров. Кижанки чаще всего использовали для отправки грузов, товаров для хозяйственных нужд семьи. Соймы, благодаря своим размерам, были удобны для перевозки коммерческих грузов.
В музейчике была небольшая экспозиция лодок. Вот так, к примеру, выглядела лодка-кижанка со стационарным мотором. Такие, конечно, использовали жители местных деревень уже во второй половине 20 веке. Они в это время были наиболее распространены.
33.
А это - карельская гребная лодка-шоутовене. Такие лодки имели две пары весел и тоже широко использовались во второй половине 20 века.
34.
А вот эта лодка особенно интересна. Она называется лодка-водлозерка двухкокорная. А ее "фишка" в том, что сшивали ее самым настоящим сосновым корнем. Такие лодки использовались в деревнях на Волдозере для рыбалки, а также для перевозки людей и грузов. У этой лодки были не только весла, но и мачта с парусом. В общем, уже такое серьезное транспортное средство.
35.
Но самое интересное нас ждало в мастерской. Там работал мастер-лодочник, и когда мы пришли, он как раз делал лодку-долбленку из цельного ствола осины. Такие лодки использовались на Онеге и Ладоге еще аж с третьего тысячелетия до новой эры вплоть до наших дней. Они, конечно, были очень неустойчивыми, переворачивались часто и кардинально, но были удобны тем, что изготовить такую можно было буквально за 52 часа, а хорошему мастеру и быстрее.
36.
А еще они очень легкие. Большая шестиместная долбленка весит всего 50-60 килограммов, и унести такую запросто могут 2-3 человека. Кстати, сейчас на таких лодках проходят ежегодные гонки-регаты здесь же в акватории острова Кижи. Для участия в них мастера стараются сделать их стенки, как можно тоньше, вплоть до 5 миллиметров. Хотя обычная толщина стенок в таких лодках бывает не меньше 2-3 сантиметров, а часто и 5 сантиметров. Вот этим инструментов вымеряется толщина стенок.
37.
А с помощью тесла выдалбливается и вся лодка.
38.
Рискнули бы куда-нибудь поплыть на такой?
Вот такой была жизнь рыбаков с острова Кижи и с других окрестных островов...
39.
Данины заметки. Кто-нибудь разобрал последнее предложение? :))
40.
Ну, а мы загрузились на наш теплоход и отправились дальше - в столицу Карелии, город Петрозаводск.
Благодарим компанию "Инфофлот" и экипаж теплохода "Солнечный город" за прекрасный круиз и отлично организованный отдых.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2017 год, июль:
Теплоход "Солнечный город". Две недели с ребенком на теплоходе. Проще повеситься или жить можно?
Как не осоловеть на Соловках
Соловки. В России тоже есть отдых на островах!
Беломорск. Петроглифы. Нарисовали что-то там на скале. И вот уже 6 тысяч лет никто оттереть не может!
Беломорск. Город, в который вы точно никогда не поедете!
Медвежьегорск. Город, где до сих пор на улицах можно встретить медведей
Медвежьегорск. Город, где до сих пор на улицах можно встретить медведей
Москва - Соловки. Везде сплошная КАНАЛизация!
Вытегра. Форс-мажор на теплоходе! Или зачем городу без моря подводная лодка?
Теплоход "Солнечный город". Шалости с белым красавцем
Теплоход "Солнечный город". Как живут, едят, пьют, развлекаются на современном круизном судне
Кириллов и Горицы. Куда девать жену, если она надоела?
Мышкин. Мыши: ум, честь и совесть одного городка на Волге
Как заливают в Угличе
6,5 часов из Москвы до Дмитрова! И это без пробок!
Фотообзор: 3970 км по самым красивым местам России
---------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из путешествий по Карелии:
2016 год, ноябрь:
Что смотреть в Кондопоге?
Кивач. Самый знаменитый водопад Карелии
Марциальные воды. Где пить воду, если на иностранную минералку наложат санкции
Петрозаводск. Ресторан "Карельская горница". Как мне не стыдно столько есть?
Что я забыла зимой в Петрозаводске?
Наша квартира в Петрозаводске
Чална. Кто такой Талви Укко, и зачем ему столько ездовых собак?
Как меня не выпускали в Карелию
Фотообзор: Карельская зима на вкус и цвет
2010 год, август:
Теплоход "Пётр Первый". Торжественный ужин с капитаном
Карельские Кижи
Шлюзы
Теплоход "Пётр Первый". Жизнь на воде
Я в ЖЖ
Я в Фейсбук
Я в Инстаграм
Я в Ли.ру