В румынском городке Вишеу де Сусе мы собирались заняться очень интересным делом - прокатиться на поезде с самым настоящим паровозом по лесовозной горной дороге.
Официально это дорога называется лесная дорога долины реки Vaser, ее построили в 1933 году, и тогда она дала новую жизнь этому региону. Протяженность дороги была 79 километров, она была узкоколейной и за все время по ней было перевезено сотни тысяч кубометров леса. Хотя почему дорога была? Ведь она по своему прямому назначению работает до сих пор, хотя и не на всем протяжении. Правда, по ней пустили еще и туристический поезд. Вот на нем-то мы и катались.
2.
Всё по-серьезному. Когда мы пришли на станцию, паровоз с восьмью старинными вагонами уже стоял под парами. Антон отправился за билетами, а мы с Даней пошли выбирать себе вагон. Вагонов было три вида: очень старый закрытый и с печкой-буржуйкой внутри, три закрытых чуть поновее и четыре открытых.
Вот на этих фото их видно лучше всего.
3.
4.
5.
6.
Мы решили ехать в открытом. А потом оказалось, что все закрытые вагоны предназначены для туристов, которые покупали билеты заранее и для тех, которые резервировали их с едой (да, тут и так было можно). Нам же в любом случае предстояло бы ехать в открытом. Ну, и чудненько.
7.
На станции мы купили кофе, воду и три свеже испеченные плачинды с сыром. А в 8.30 утра все пассажиры заняли свои места, поезд немного поманеврировал, и в 9.00 мы отправились в путь. Нам предстояло проехать почти 22 километра, а по пути сделать несколько остановок.
8.
Паровоз шел, как полагается: дымил, пыхтел, свистел, гудел.
Даня достал карту.
9.
А контролер проверил у нас билеты.
10.
11.
До первой станции, расположенный в 3,5 километрах, мы добрались минут через двадцать. Особо там было делать нечего, в наш паровоз там загрузили еду, там располагалась небольшая кафешка, где желающие попили кофе, и мы отправились дальше.
12.
На второй станции паровоз заправили водой. А дальше он уже шел без остановок до самого конца.
Кстати, ехали мы не одни. Сразу за нашим поездом шли две матрисы - поставленные на рельсы две машины а-ля маршрутки. Честно говоря, смотрелись они смешно, но оказалось, что железная дорога предлагает компаниям туристов и такую вот услугу. Например, не хочет какая-нибудь компания ехать со всеми вместе в одном вагоне. И тогда они могут арендовать такую матрису и ехать на ней. Желающие, судя по всему, есть, правда, лично мне такое сложно понять. :)
13.
14.
А самым интересным было наблюдать за жизнью вдоль железной дороги. И я не говорю о тех домиках, который там стояли в начале пути. Я говорю о том, что нам самим воочию удалось понаблюдать за заготовкой леса. Мы видели, как спиленные бревна перетаскивали бульдозерами, как их распиливали, как загружали на машины и на повозки с лошадьми, которые использовались здесь до сих пор в большом количестве.
15.
16.
17.
18.
19.
Немного природы.
20.
21.
22.
23.
Впрочем, некоторые достопримечательности тут тоже были. Например, на некоторых станциях сохранились станционные исторические здания.
24.
А на предпоследней - даже павильоны для госпиталя и склада оружия времен Второй мировой войны.
25.
Хотя, как павильоны... На самом деле, когда наши солдаты вели в этих краях наступление, гитлеровская армия пыталась его задержать всеми силами. С этой целью в Марамуреше было открыто несколько концлагерей для местных жителей. Их заставили прорубать в скалах гроты и пещеры, в которых потом устроили госпиталь и склад амуниции. Кроме того, фашисты взорвали железную дорогу, привели в негодность паровоз. Жителей же, которых использовали для этих работ, затем планировали расстрелять. Но, к счастью, из-за стремительного наступления наших войск, они не успели это сделать.
Кстати, что касается деяний фашистов во время войны, то больше всего это отразилось на евреях. На эту тему на станции отправления паровоза есть даже небольшой музейчик, в котором мы побывали. Евреев в Марамуреше жило немало. Кроме того, в начале 20 века, когда в нашей стране начались их гонения и погромы, многие из них решили иммигрировать в здешние края, думая, что жизнь в Марамуреше будет спокойнее. Евреи становились в основном фермерами, пекарями, портными, учителями, занимались торговлей. Однако, чем все закончилось, нам всем известно. Под видом того, что их отправляют в трудовые лагеря на работы, 40 тысяч человек было угнано в Освенцим и Беркенау. В живых остались единицы...
Но давайте все-таки не будем о грустном...
Примерно через два часа мы прибыли на конечную станцию железной дороги. Но перед этим у нас произошло небольшое приключение. Дело в том, что наш поезд... сошел с рельсов.
26.
Честно говоря, мы сами этого практически не заметили, но в какой-то момент услышали, как кондуктор, ехавший в нашем вагоне, пронзительно засвистел, и ему тут же ответил точно таким же свистом его коллега из первого вагона. Примерно минуту они так пересвистывались. А затем поезд резко затормозил и встал. Кондуктор побежал к началу состава, а мы - пассажиры - остались в вагоне, так и не поняв, что, собственно, случилось. А еще через несколько минут нам сказали выходить и идти до конечной станции пешком, благо что не доехали до нее мы всего лишь метров 100-200.
Впрочем, результат аварии можно было наблюдать между рельсами уже у нашего вагона. Там протянулась ровная неглубокая борозда - как будто вагон зацепил что-то тяжелое и протащил его. А потом, когда дошли до одного из первых вагонов, мы все увидели собственными глазами. С рельсов сошла передняя пара колес этого вагона, и именно след от них мы увидели в виде борозды между рельсов.
27.
Идем к станции.
28.
29.
Понаблюдать за тем, как железнодорожники будут устранять последствия аварии, нам не разрешили. Впрочем, справились они быстро при помощи обычного домкрата. Буквально через 20-30 минут после того, как мы дошли до станции, туда прибыл и паровоз со всеми целыми и невредимыми вагонами.
30.
У нас же наметился пикник. Дело в том, что конечная станция представляла собой большую поляну на берегу реки среди леса и гор, где установили деревянные столы и лавочки, а так же навесы. Там было что-то вроде маленького уличного кафе с грилем, где раздавали еду тем пассажирам, у которых она была включена в стоимость билетов. Всем же остальным можно было купить ее за деньги, либо пожевать свои собственные привезенные бутерброды. Ничего особенного в еде из кафе не было: сосиски-гриль, куриный шашлык, рис и салат из капусты. Но настроение у нас было пикниковым, из кафе доносилась веселая карпатская музыка, и мы тоже решили не отставать от прочих пассажиров.
31.
32.
Еще на станции был малюсенький музей с единственным экспонатом в виде модели паровоза, но с обилием информации об истории железной дороги.
33.
34.
А еще тут начиналась туристическая лесная тропа. На схеме значилось, что пройти ее можно за 40 минут, однако начал накрапывать дождь, и по тропе мы не пошли, что, как выяснилось, было абсолютно правильным решением.
35.
А случилось вот что.
На сайте железной дороги и в расписании поезда значилось, что обратно в Вишеу де Сус он возвращается в 15.30. Учитывая, что он идет 2 часа, а обратно даже меньше - под горку же все-таки, мы высчитали, что выезжать он должен никак не раньше 13.30. Однако примерно в то же время, когда починили сошедший с рельсов вагон, на станцию подогнали еще один паровоз с вагоном. Сначала мы подумали, что это на всякий случай, если вдруг с поломанным снова что-то случится. Но где-то в 12.00 поезд на всех парах подошел к платформе, и пассажиры стали в него загружаться. На полтора часа раньше!!! Мы были в шоке. Антон пошел выяснять, что за дела, и ему только подтвердили, что поезд отправится через 10 минут. Правда, сказали, что будет еще и второй, ровно в 13.00. Так что, если бы мы пошли гулять по туристической тропе с расчетом вернуться к 13.30-14.00, то точно бы опоздали на поезд, и остались бы
жить ночевать в Карпатах.
36.
В общем, в Вишеу де Сус мы в итоге вернулись примерно на час раньше запланированного времени. Но зато успели посмотреть местное паровозное депо с разными старинными вагонами и матрисами и сходили на расположенную по-соседству лесопилку, дела на которой, по всей видимости, процветали ни чуть не хуже, чем в прежние времена.
37.
38.
39.
40.
41.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2016 год, июнь-июль:
Марамуреш. Что весёлого на кладбище?
Марамуреш. Церкви из "Вия" существуют на самом деле!
Марамуреш. Чьи ворота лучше?
Сигишоара. Почему в этом румынском городе живые люди ложатся в гроб?
Бран. Весь мир едет сюда в поисках вампиров!
Рышнов. Цитадель, неприступная даже для Дракулы
Брашов. Вампирская столица
Окрестности Синаи. На канатке к румынским овечкам
Синая. Румынская Рублёвка
Что посмотреть в Бухаресте
Как живут румыны
О чем нужно знать, если едешь в Румынию, или нюансы нашего путешествия
Что случилось после того, как мой сын сел на собственный рюкзак?
Почему в румынскую церковь надо ходить с мобильным телефоном?
Фотообзор: Две недели в стране вампиров, или что мы забыли в этой Румынии?
Я в ЖЖ
Я в Фейсбук
Я в Инстаграм
Я в Ли.ру