Когда мы были в Будапеште, то видели там необычную картину. Вдоль набережной Дуная стоял длинный ряд из бронзовых башмачков, туфель, сапог... Кто их там оставил? Ответ потряс нас до глубины души. Но еще больше потрясла история одной из таких пар туфель, увиденная позавчера на киноэкране.
- Ты что, думаешь, в центре Европы нас будут сжигать на кострах? - так говорит героиня фильма "Свидетели" о предложении бросить все и уехать из Европы после "хрустальной ночи". Да, многие евреи в 30-х годах толком не верили в смертельную опасность. В то время в Германии, Польше, Чехии, Венгрии они были не какими-то маргиналами, а составляли значительную часть городского населения: трудились, были хорошо оплачиваемыми профессионалами, владели недвижимостью, предприятиями, капиталами. Это были люди, привыкшие к достатку и уверенные в своем будущем. И не только они сами - весь мир не мог себе представить масштаб предстоящей Катастрофы: лишь 6 из 12 миллионов евреев осталось в Европе после 1945...
2.
Про Холокост снято немало фильмов. Но, побывав на премьерном показе "Свидетелей", мы поняли - это особенная картина. Она состоит из трех новелл, вроде бы самостоятельных, но если всмотреться пристальнеее..
3.
Первая новелла, "Туфельки", начинается с того, что юная девушка видит красивые туфли в витрине магазина. Ярко-красные, с бантиком, прямо не туфли, а мечта! И вот они уже на ее ногах. Куда, по каким дорогам поведет хозяйку ее обновка? А кстати, кто она? Удивительно, но мы не видим лица главной героини... как и лиц всех остальных героев. И ни единого слова они не скажут. Но тем не менее, рассказана глубокая, трогающая сердце каждого история. Как режиссеру это удалось? Не буду раскрывать оригинальный ход, это надо видеть!
4.
Другая новелла, "Брут", рассказывает о собаке, немецкой овчарке. Хозяйка в ней души не чаяла, это был ее лучший друг. Но вдруг вводят в действие мрачные "нюрнбергские законы", и всем евреям предписано сдать своих животных... Судьба Брута делает очень крутой зигзаг. Теперь он служит... в СС, в той самой жуткой дивизии с мертвыми головами на нашивках. Какая же потрясающая собака там играет! Какой взгляд и какое перевоплощение! И эта роль, на мой взгляд, посложнее многих человеческих.
А третья новелла, "Скрипка", самая масштабная работа из всех трех. Здесь уже не просто отдельный сюжет. Режиссер ставит целый детектив, который мы на экране разгадываем вместе с Леонидом - нашим современником, музыкантом. В его руки неведомым путем попадает старинная скрипка. Притом - очень ценная. Откуда, как, кто ее ему отдал, зачем?
5.
Чтобы узнать ее тайну, скрипач летит через океан, в Нью-Йорк. И тут обнаруживает еще одну шокирующую деталь: внутри скрипки, сделанной еврейским мастером, все эти годы пряталась марка со свастикой... Но есть старый дневник, и лишь прочтя его до конца, можно узнать, какие ужасы видел почтенный музыкальный инструмент и каким невероятным, несбыточным путем он обрел своего последнего хозяина.
А потом - концовка "Скрипки". Она реально очень и очень неожиданна!
Каждая из частей картины уже успела поучаствовать во многих мировых кинофестивалях в виде короткометражек и даже номинироваться на Оскар, а список наград занимает целый экран мелким текстом. Но когда смотришь все вместе, то воспринимаешь картину как кинотриптих, одну большую и страшную история холокоста, показанную с разных ракурсов. Словно своего рода 3D, но не экранно-спецэффектное, а сюжетное... И в голове рождается впечатляющая объемная картинка.
Красные туфельки, овчарка Брут и уникальная скрипка - немые свидетели трагедии, с которой мало что сравниться... Но с экрана они начинают говорить, а если вслушаться, то и спрашивать: люди! отчего вы такие и как дошли до такой жизни? и точно ли не будете повторять ничего подобного в будущем?
6.
Режиссер и авторская группа работали над фильмом 6 лет. Видно, с какой любовью здесь выстроена каждая мизансцена, выверен до последнего пиксела каждый кадр! И у меня нет сомнений, это действительно работа мирового уровня. Возможно, фильм не для каждого, но все ценители качественного кино, мы уверены, оценят эту работу.
И еще хочется особо отметить актерскую игру. Так бывает редко, но практически все актерские работы в этом фильме очень яркие! Есть звезды - это Оксана Фандера и Филипп Янковский. Но достойно смотрится на их фоне и молодое поколение: Владимир Кошевой, Маруся Зыкова, Сергей Агафонов, Вячеслав Чепурченко...
А происходит все на фоне замечательной симфонической музыки. Она сопровождает все части картины, но ее звучание на пике, в том безумном финальном концерте в стенах концлагеря, просто продирает до слез.
После премьерного показа в кинотеатре Формула Кино - ЦДМ прошла интересна встреча с создателями фильма. Очень интересно было послушать режиссера Константина Фама, а также актера Владимира Кошевого и продюсера Егора Одинцова. Оказывается, ради съемки фильма им пришлось просмотреть больше 500 собак на роль Брута. А еще, во время съемок исполнитель роли дирижера простудился, но это оказалось в картине к месту. Рассказал Константин и о возникновении идеи картины. Когда-то он побывал в Освенциме и увидел жуткую витрину с обувью (я тоже была под большим впечатлением, когда посещала это место).
Вот тогда Фам и понял: про это можно снять фильм. Сначала была одна короткометражка, но потом тема так его захватила, оказалась настолько обширной, что материала получилось уже на полнометражный фильм.
Так что друзья, ценители кино, особенно любители исторических драм и "кино не для всех"! Очень советую к просмотру. Это - настоящее искусство и настоящая история. Фильм выйдет на большие экраны 26 июля.
Я в ЖЖ
Я в Фейсбук
Я в Инстаграм
Я в Ли.ру