Когда наш теплоход "Дмитрий Фурманов" пришвартовался у причала в Нижнем Новгороде, мой муж сходить с него на берег категорически отказался. Он, наконец-то, словил хороший интернет и решил кардинально поработать. :)
- Что, вообще, не пойдешь? - удивленно спросила я.
- Пойду, но давай вечером, я тебе позвоню! - уверил меня сий мужчина.
Поэтому на экскурсию по Нижнему Новгороду - самому дальнему городу на нашем теплоходном маршруте, мы отправились вдвоем с сыном Даней.
Когда-то давно в Нижнем Новгороде я уже бывала. Но это было так давно, что сейчас я город практически не узнала. По его центру мы проехали на автобусе, и перед моими глазами предстали чистые и отреставрированные улицы, проспекты с большим трафиком движения - ничего этого не было 16 лет назад. Тогда город был совсем другим. Сейчас же он явно претендовал на то, чтобы считаться третьей столицей России. В общем, Нижний, если вдруг будут споры и разногласия по этому поводу, знай, я за тебя! :))
Впрочем, Нижний Новгород становился крупнейшим торговым городом не постепенно. Он рванул сразу, в 1817 году! Именно тогда сюда из Москвы перевели Макарьевские ярмарки, и торговать в Нижний стали съезжаться не только купцы со всей России, но и из разных стран. Кстати, здание Макарьевской ярмарки цело в городе до сих пор. Самой сфотографировать его не получилось, ибо ездили по Нижнему мы в автобусе с тонированными стеклами, но вот в инете вам его нарыла.
2.
Ну, а потом понеслось. Художественно-промышленная выставка, строительство крупных машиностроительных предприятий, в том числе крупнейшего автогиганта - Горьковского автомобильного завода (ГАЗ), оборонные заводы... Кстати, последние сильно подгадили в развитии города. Из-за них 4 августа 1959 года Совет Министров СССР объявил Горький (так он тогда назывался) закрытым городом для иностранцев.
И вот, представьте, крупнейший город, а иностранные туристы вообще не в курсе о его существовании. В общем, это сильно сказалось на экономике. Туристов в Горьком было мало, Горьковский аэропорт работал далеко не в полную мощь, а круизные теплоходы по Волге с иностранными туристами на борту проходили через него ночью, без высадки на берег.
Но сейчас, конечно, ситуация уже изменилась, иностранцев в Нижнем хватает, и он считается одним из главных направлений речного туризма в России.
3.
Ну, а мы, первым делом переехали через Оку по новенькому мосту, чтобы на стрелке Оки и Волги увидеть собор Александра Невского. На вид собор прямо тоже такой новенький, правда?
4.
На самом же деле, он был построен в 1881 году. А его строительство было связано все с теми же нижегородскими ярмарками. Он даже назывался Новоярмарочный. Дело в том, что в 1856 году купцы изъявили желание построить второй православный ярмарочный храм в память о посещении ярмарки императором Александром Вторым и обратилось с ходатайством о его постройке к тогдашнему нижегородскому епископу Антонию.
Собор построили, но в советские годы судьба его ждала такая же, как и большинство храмов. В 1920-е годы он был закрыт. Позже собор использовали, как склад, к нему пристроили многочисленные подсобные помещения и различные конторы, преобразившие его до неузнаваемости. А в 1940-е годы в соборе вообще произошёл пожар, уничтоживший интерьер и роспись на потолке и стенах.
Так что, то, что сейчас можно видеть внутри - дело рук реставраторов. Кстати, им пришлось разработать новую конструкцию иконостаса, так как секрет старых мастеров, установивших в прошлом веке 23-метровый иконостас, открыть так и не удалось.
5.
6.
А это - Соборный колокол, отлитый 11 лет назад. Весит он 4 тонны, его диаметр и высота - 4 метра, и поднять его на колокольню считается абсолютно нереальным. Поэтому стоит Соборный колокол внизу, при входе в храм.
7.
Мы осмотрели собор Александра Невского, а затем отправились в самое сердце Нижнего Новгорода - в его кремль. Вообще, кусочек стены кремля мы уже видели, когда на теплоходе подходили к причалу. Посмотрите на это фото. Чкаловская лестница и башни.
8.
Кстати, Чкаловская лестница. Монументальнейшее сооружение. Кремль в Нижнем Новгороде был построен на высоком берегу, и чтобы подняться к нему, нужно пройти все 442 ступени лестницы. Говорят, что без физподготовки лучше не рисковать. Но забегая вперед, скажу, что Антон преодолел сий подъем вполне успешно.
Так вот, кремль. Вообще, Нижний Новгород основал еще аж в 1221 году князь Георгий Всеволодович. Он-то и построил здесь первый кремль - тогда еще деревянный. После этого кремль, конечно, много раз перестраивали. Побывал он, например, и частично белокаменным. А вот, примерно в том виде, в котором мы лицезреем его сейчас, он стоит с 16 века.
9.
Нижегородский кремль считается одним из самых больших у нас в стране? Как вы думаете, что там сейчас находится внутри?
10.
Мне кажется, что кто-то даже не будет удивлен! Внутри Нижегородского кремля засела местная власть, начиная от полномочного представителя президента России в Приволжском федеральном округе, губернатора Нижегородской области и мэра Нижнего Новгорода (там их официальные резиденции), и заканчивая чиновниками из разных министерств и ведомств помельче.
11.
Но надо отдать должное, сидят они там не за семью заборами. Вход в кремль открыт для всех желающих. Внутри разбит симпатичный сквер.
12.
Есть аллея славы с выставленной на всеобщее обозрение техникой времен Великой Отечественной войны.
13.
14.
15.
Спасская часовня на месте несохранившегося Спасо-Преображенского собора, а рядом с ней памятник основателям города святому великому князю Георгию Всеволодовичу и наставнику его святителю Симону.
16.
17.
Памятник Козьме Минину.
18.
А еще со смотровой площадки кремля открываются чудесные виды на Оку и Волгу.
19.
И вот, на этом самом замечательном моменте нашего любования панорамами стрелки двух рек позвонил Антон и сказал, что скоро будет. В принципе, момент был весьма удачный. Экскурсия подходила к концу, но наш теплоход оставался стоять у причала весь вечер и ночь. Поэтому у нас еще было много свободного времени. А директор нашего круиза подсказал, что в Нижнем есть очень интересная достопримечательность, этакий местный must see - канатная дорога через Волгу. Странное сочетание, правда? Короче, мы заинтриговались и решили ее осмотреть.
Как я уже говорила, Антон поднялся к нам в кремль по Чкаловской лестнице, а затем мы сели на местный рейсовый автобус и отправились на Сенную площадь, рядом с коей как раз и находилась станция канатной дороги.
20.
В общем, не буду вас томить. Канатку в Нижнем Новгороде построили недавно. Она соединяет сам Нижний, расположенный на одном берегу Волги, с городом Бор на другом. Ее длина более 3 километров - да-да, в этом месте Волга очень широкая. А в пути кабинка находится 12,5 минут.
В общем, сели, поехали.
21.
Прикольненько так. Но не страшно! Говорят, что для более мощного эффекта на канатку надо идти в ветреную погоду. Тогда ее останавливают, и если вам повезет, то могут это сделать несколько раз, пока вы будете ехать. Повесите над Волгой, полюбуетесь пейзажами. Они, кстати, там открываются прекрасные.
22.
23.
24.
Но нам и без этого повезло. Прекрасный закат, правда?
25.
26.
Кстати, удовольствие это недешевое. Билет на канатку стоит 100 рублей, в том числе, для детей старше 7 лет. Таксисты же для сравнения берут до Бора 190 рублей за машину. Но на канатке быстрее и интереснее.
В общем, через 12,5 минут мы оказались в загадочном городе-спутнике Нижнего Новгорода под названием Бор.
27.
Но, честно вам скажу, наступал вечер, и мы успели увидеть в этом городе немного. Точнее, мы сходили на почту и отправили оттуда открытки нашим друзьям. А еще осмотрели музей военной техники под открытым небом: всякие самолеты, танки, зенитные установки. Даня был особенно рад. :)
28.
29.
Кстати, именно в этом музее мы и нашли тот самый пограничный столб №116, о котором в понедельник у меня в блоге была загадка. Пограничный столб №116 в годы Великой Отечественной войны стоял на хребте Муста-Тунтури (участок Мурманского пограничного отряда) и стал рубежом, который не смогли преодолеть фашистские захватчики. Наши бойцы не дали продвинутся им ни на шаг!
30.
Вот такая история.
Ну, а наш теплоход "Дмитрий Фурманов" простоял у причала в Нижнем Новгороде до самого утра, а затем мы отправились на нем в обратный путь до Москвы. Но это еще не конец истории. Не переключайтесь!
По традиции - страничка из Даниного дневника о нашем том дне.
31.
Спасибо круизной компании
"Инфофлот" и команде теплохода
"Дмитрий Фурманов" за замечательный круиз.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2018 год, август-сентябрь:
Теплоход "Дмитрий Фурманов". Зачем все-таки ехать в круиз?
Теплоход "Дмитрий Фурманов". Почему перед отправлением в круиз лучше не завтракать. И не обедать! И не ужинать!
Зачем туристам в Костроме рассказывают о вонючих носках?
Ярославль. Тысячелетие уже позади. Как там теперь?
Ярославская область. Углич. Путешествие по Волге со своим горшком, или Что смотреть в Угличе, если вы всё там уже видели?
Фотообзор: Как мы прогуляли 1 сентября и отправились в круиз
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из путешествий в Нижний Новгород и по Нижегородской области:
2017 год, июнь:
Выкса. Где на стенах рисуют действительно красиво!
В кого я влюбилась в Выксе
Выкса. Выксунский металлургический завод. Осторожно, горячая начинка!
Выкса. Отель "Баташев". Ждут ли Путина в Выксе?
Фотообзор: Москва - Гусь-Железный - Касимов - Выкса - Муром. Наше дело - труба!
2006 год, июнь:
Вдоль Волги-матушки на вертолете и восьми автобусах...
Фотообзор: Вдоль Волги-матушки
Я в ЖЖ
Я в Фейсбук
Я в Инстаграм
Я в Ли.ру