Все-таки интересная штука - круизные путешествия. Можно долго-долго плыть, полдня практически, наконец остановиться и оказаться… всего лишь, в Московской области! Да-да, одна из остановок на пути нашего корабля “Дмитрий Фурманов”, на борту которого мы путешествовали до Нижнего Новгорода и обратно, была в подмосковной Дубне.
2.
В отличие от других городов на нашем маршруте, здесь нет пафосных речных вокзалов, только простенький причальчик, привязанный к берегу несколькими тросами, да бабушка на рейде, ловко принимающая швартовы.
3.
4.
Мы выбрались на берег и очутились на симпатичной дубненской набережной, причем набережной не какого попало водоема, а самой Волги! Дубненцы очень гордятся, что их город - единственный в Подмосковье, стоящий на великой русской реке. И, конечно, волжские просторы приносят сюда свой особый колорит.
5.
Но в том, что Дубна не похожа на другие города, убеждаешься, совсем немного погуляв по ее улицам. Они широкие, тихие и наполненные множеством деревьев, отчего впечатление - вокруг какой-то парк, можно запросто встретить белку....
6.
Так было задумано строителями Дубны с самого начала, ведь они строили лучший в стране наукоград. Здесь советские ученые должны были продвигать науку, а заодно убеждать мир: у нас не хуже, чем в Кембриджах с Оксфордами. И это получилось: Дубна стала самым крупным научным центром России, а в честь нее даже назвали элемент таблицы Менделеева - дубний (открытый здесь же!).
7.
А еще мы сразу заметили, как часто попадаются на улицах Дубны велосипедисты. И то, сейчас их не так много, а в советское время это был самый велосипедный город, ну разве что после прибалтийского Шяуляя. Даже каждая дубненская пятиэтажка была оборудована специальным сарайчиком или помещением в подвале для хранения велосипедов. Без них дома у строителей просто не принимали!
8.
Сейчас, конечно, в новых многоэтажных домах этого уже нет. Но в 1950-1960-х годах, когда весь город был пятиэтажным, было именно так. И даже один из дубненских памятников запечатлел велосипедиста.
Кстати, обратите внимания на человека рядом с велосипедом. Это - Бруно Максимович Понтекорво. Необычное сочетание имени и отчества, правда? А у этого человека, физика с мировым именем, вообще необычная биография. Особенно для эпохи холодной войны и железного занавеса, в которую ему пришлось жить. Понтекорво родился в Риме, и именно там вместе с Ферми был одним из первооткрывателей ядерного реактора. Но потом ему как еврею пришлось бежать от фашистов и трудиться по другую сторону фронта - во Франции, США и Великобритании. А в 1950 году, будучи уже в зените известности, он внезапно исчез на Западе и появился… в СССР, где ему предложили работу в новом институте в Дубне. Здесь он и проработал до своей смерти, понемногу из итальянца превратившись почти в русского. Ну а почему пришлось бежать, историки спорят до сих пор: одни говорят, он разочаровался в западной демократии, а коммунистам всегда сочувствовал; другие же - что он был давно завербован КГБ и вынужден был уехать под угрозой провала… В любом случае, дубненцы полюбили этого жизнерадостного и талантливого человека, а кроме того, большого любителя спорта. Кстати, однажды Бруно Максимович остановил на улице молодого физика с велосипедом, и тот приготовился выслушать критику в свой адрес. Но Понтекорво вместо разноса спросил его: "А вы умеете ездить на велосипеде задом наперед?" - и показал молодому коллеге, как это делается. :)
9.
Со спортом вообще в Дубне всегда было хорошо. Например, тут был построен один из лучших бассейнов СССР, названный с ноткой тонкого юмора физиков “Архимедом”.
10.
11.
Постараюсь не превращать пост в учебник или монографию, но все же, почему новый научный центр открыли именно здесь? Оказывается, это было совершенно не случайно. В 1940-х годах группа передовых советских физиков сообщили Сталину и Берии, что если мы хотим не отставать в области ядерного оружия и т.п., надо обязательно построить большой ускоритель - синхрофазотрон, который поможет разгадать тайны ядра. Вроде нынешнего Большого адронного коллайдера, но поменьше. Для этого устройства требовалось огромное количество электроэнергии. А именно здесь, в месте соединения канала имени Москвы с Волгой, уже стояла Иваньковская ГЭС. Опять же, не так далеко от Москвы, но вместе с тем - не рядом: если что-то взорвется, то не так страшно.
И закипела стройка! Причем на этом месте, острове, образованном реками и каналом, изначально было болото. Пришлось приложить огромные усилия, чтобы осушить землю, построить дома, проложить дороги. Сейчас же и не догадаешься, что здесь было. Всюду сухо и уютно. Кстати, некоторые деревья растут прямо посреди тротуара! И это не случайно, ведь строители Дубны берегли природу и старались не рубить ни одного дерева без необходимости.
12.
Ну и, конечно, одним из первых выстроили здание Объединенного института ядерных исследований. Очень симпатичное невысокое здание в стиле “сталинский ампир”.
13.
А вокруг него - коттеджи для академиков, профессоров и ученых. Вот они! Очень нехилые по площади, намного больше, чем, например, дачи писателей в Переделкино. Сразу видно, кого страна особенно ценила в те годы.
14.
Еще же одна причина, почему так старались - в отличие от многочисленных “почтовых ящиков”, Дубна не была закрытым секретным городом. Сюда регулярно приезжали иностранцы, и им надо было дать понять - наши научные центры не хуже западных.
15.
По этой причине именно в Дубне часто выступали многие деятели искусства, которые были в то время в опале из-за своих позиций: например, Любимов из театра на Таганке, или Владимир Высоцкий. Здесь не была такой сильной цензуры, и такие люди могли спокойно выступать на сцене местного ДК. Вот он, кстати.
16.
Высоцкому же тут даже памятник поставили.
17.
А еще возле ДК есть интересная серия мозаик Нади Леже.
18.
Еще один знаменитый житель Дубны, который удостоен памятника - это Михаил Григорьевич Мещеряков. Он был одним из ключевых лиц советского атомного проекта, и когда в 1946 году американцы испытывали свою бомбу на атолле Бикини, именно он поехал туда наблюдателем от нашей страны. А потом 20 лет был директором института в Дубне, и во многом благодаря нему город и научный центр здесь состоялся…
19.
Ну а нынешняя Дубна - это один из самых успешных городов дальнего Подмосковья. Об этом говорит один простой факт: если в других городах за последние 20-30 лет население уменьшилось, то тут - увеличилось! Молодежь может себе найти тут нормальную работу, так как есть как неплохое финансирование ядерного центра с федерального уровня, так и многочисленные контракты с западными компаниями. Плюс, на другом берегу Волги построили технопарк, где работают многие высокотехнологичные компании, что-то вроде российской Силиконовой долины. И даже одна из улиц называется Улицей Программистов. А еще в Дубне вот-вот откроется новый мост через Волгу, и можно будет легко попадать из одной половинки города в другую… Еще интересный факт, два года назад Дубна заняла 5-е место из 300 городов России по комфортности проживания: местные жители оценивали, насколько они довольны экологией, чистотой, услугами ЖКХ, соседями, транспортом и другими сферами жизни в своих районах. И действительно, улочки Дубны очень чистые и ухоженные.
20.
Ну, и по традиции страничка о Дубне из Даниного дневника.
21.
Наконец, мы погрузились на корабль,и, чуть-чуть отплыв, свернули с Волги на 90 градусов, вошли в канал имени Москвы и стали шлюзоваться на первом его шлюзе...
22.
23.
Ну, а на следующее утро наш теплоход "Дмитрий Фурманов" прибыл в Москву. Как это не печально, но наш круиз подошел к концу. Жаль, что всё хорошее так быстро заканчивается.
24.
Кстати, Даня после нашего путешествия написал сочинение. Представляю на ваш суд. :))
25.
26.
Спасибо круизной компании
"Инфофлот" и команде теплохода
"Дмитрий Фурманов" за замечательный круиз.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2018 год, август-сентябрь:
Плёс. Прогулка по туманным горам в мире развратных художников, скандальных писателей и героических кошек
Городец. Он бы хотел, чтобы к нему пристали. Но не судьба!
Нижний Новгород. А вы знаете, что в России есть канатка, в 4 раза дешевле и в 5 раз длиннее, чем московская?
Теплоход "Дмитрий Фурманов". Зачем все-таки ехать в круиз?
Теплоход "Дмитрий Фурманов". Почему перед отправлением в круиз лучше не завтракать. И не обедать! И не ужинать!
Зачем туристам в Костроме рассказывают о вонючих носках?
Ярославль. Тысячелетие уже позади. Как там теперь?
Ярославская область. Углич. Путешествие по Волге со своим горшком, или Что смотреть в Угличе, если вы всё там уже видели?
Фотообзор: Как мы прогуляли 1 сентября и отправились в круиз
2006 год:
Вдоль Волги-матушки на вертолете и восьми автобусах
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из поездок по Московской области:
2018 год:
Дмитров. Глава региона попал в аварию. Его действия были неожиданными!
Московская, Тульская и Калужская области. "Ново-Поле". Готовый маршрут на уик-энд сразу по трем областям
Серпухов. Музей пожарного дела. Как жгут жители Серпухова
Серпуховский район. Аэродром "Дракино". Сколько мне нужно летать, чтобы перестать бояться?
Серпуховский район. Подмоклово. Как вообще допустили постройку такого храма?
Серпуховский район. Страусиная ферма. Мигранты из Африки заселяют Подмосковье
Серпуховский район. Приокско-Террасный заповедник. Как и где размножаются зубры
2017 ГОД И РАНЬШЕ:
Я в ЖЖ
Я в Фейсбук
Я в Инстаграм
Я в Ли.ру