Дочитала я Памука. "Джевдет-бей и сыновья" творение называется.
Что можно сказать? В чем-то я теперь понимаю тех моих друзей, кому книга этого автора совершенно не понравилась. Произведение из 700 с лишним страниц. О жизни. Но постоянно герои (а это три поколения одной семьи) думают о революции, ищут смысл жизни (опять же с намеком на революцию), осуждают старших и ищут себя в обществе. Типа, думают, что можно сделать и как изменить, чтобы общество стало лучше! Прямо-таки Чернышевский какой-то...
С другой стороны, если не заморачиваться вопросами революции, то книга вполне достойная. Например, по ней очень интересно наблюдать, как развивается Турция и турецкое общество и как меняются взаимоотношения между мужчинами и женщинами на протяжении прошлого века.
Например, в 1905 году главный герой женится на девушке, которую видел только два раза в жизни. При этом, они успели лишь перекинуться парой слов, типа "Как дела?". Но он женится. И, кстати, для нее это тоже нормально. И они вместе проживают счастливую жизнь.
Его сыновья, а это уже конец 30-х годов, ищут себе девушек отнюдь не после двух свиданий. Общество сильно изменилось. Старший брат изменяет своей жене, а она - ему!!! Да, уже и это можно, причем чуть ли не в открытую. А от младшего брата жена вообще уходит к другому мужчине. Правда, за дочерью семейство Джевдет-бея очень блюдет. С любимым мальчиком встречаться не разрешают, в музыкальную школу возят в сопровождении родственников, а жениха нашли ей по статусу. Но, к счастью, в жениха она потом сама влюбляется.
И, наконец, 1970-е годы. Внук Джевдет-бея занимается живописью, встречается с девушкой. Общество изменилось абсолютно. На улице сплошь и рядом ходят девчонки в миниюбках, да и его возлюбленная совершенно спокойно может уйти из дома поздно вечером на встречу с ним. При этом они, хотя еще даже не помолвлены, вполне допускают романтические отношения.
Но есть один момент, который я не поняла. Джевдет-бей и все его семейство - мусульмане. И почему-то в начале прошлого века считалось, что мусульмане в Турции не могли заниматься торговлей. Это было нонсенсом. А могли - евреи, греки и люди других национальностей. Почему так, кто-нибудь знает?