Расскажу-ка я вам теперь про сеульское метро, на котором катались мы там неоднократно. :)
В общем, если наше метро считается самым красивым в мире, то сеульское я бы назвала самым впечатляющем (по крайней мере, из тех, которые я видела). Начали строить его в середине 1970-х годов, но линий там уже гораздо больше, чем у нас. К тому же несколько линий вообще выходят за территорию города и превращаются в железную дорогу, а сами поезда - в электрички. К примеру, одна такая линия идет в аэропорт, а вторая – в город-спутник Сеула, в Сувон.
Станций тоже очень много, и находятся они на трех-пяти уровнях, то есть, другими словами, эти станции многоэтажные и очень глубокие.
Здесь видно схему станции.
Как только вы заходите в метро с улицы, то попадаете в большой широкий переход. Там, и одним уровнем ниже, располагаются разные магазины, кафе, хлебопекарни и туалеты.
Это кафе, совмещенное с хлебопекарней.
Кстати, туалеты в Корее – это отдельная тема. Есть они буквально на каждом шагу и, что самое интересное, все чистые и бесплатные. Но кроме вышеперечисленных заведений, там же в метрошном переходе однажды мы встретили детскую комнату с разными самодвижущимися машинками, а в другой раз – салон по покраске ногтей. Представляете, в метро, прямо в переходе стоят столы, и маникюрщицы красят своим клиенткам ногти! Спрос, меж тем, зашибенный!
Но больше всего нас поразила картинная галерея. Опять же в переходе со станции на станцию висят копии картин в красивых рамах из Лувра, Эрмитажа, галереи Уффици и других всемирно известных галерей!
Входы-выходы из метро пронумерованы на каждой станции, что мы сочли очень удобным. Говоришь, например, станция такая-то, выход №4. И сразу понятно, куда тебе выходить.
Так обозначается метро на улице.
В целом же, корейское метро (еще мы были в метро Пусана и там все точно так же) очень похоже на метро японского города Саппоро. Даже система продажи билетов и сами билетики идентичны. Стоимость проезда зависит от зоны, то бишь длительности поездки, и минимальная составляет тысячу вон. Билеты можно купить в кассе, как у нас, или в специальном автомате.
Это касса! :)
Правда, автомат принимает только мелочь. А кассы на многих станциях закрываются, так что мелочь мы всегда старались носить с собой.
Так выглядит автомат. :)
Билеты выглядят очень скромно. Это такой кусочек картонки с магнитной полосой посередине. Его вставляешь в турникет, и он с бешеной скоростью тут же вылезает с его другой стороны. Турникеты двусторонние, часто работают на вход и выход и обычно бывают двух типов: или, как наши автобусные зайцеловы с вертушкой...
...или с выдвигающийся дверцей.
А билет нужно хранить до конца поездки. При выходе его снова надо вставить в турникет, и на этот раз он останется в нем навеки. Правда, несколько раз нам удавалось выйти из метро и по одному билету (Антон их собирает и, конечно же, не мог не пополнить свою коллекцию). Сделали мы это тем же способом, как делают у нас – пристроившись друг за другом. Сотворить такое в Сеуле было совершенно несложно. Никаких бабушек «красных шапочек» в корейском метро нет, и остановить нас было некому. Кстати, потом мы заметили, что точно так же проходят и некоторые корейцы.
Так как станции находятся очень глубоко, а переходы между ними длинные, иногда в переходах прокладывают движущиеся дорожки-эскалаторы. Ходить по таким очень быстро и удобно. Ну, и, конечно же, таблички с названиями станций везде дублируют на английский и китайский языки.
Станции в сеульском метро особой красотой и дизайном не отличаются. Все они выглядят примерно одинаково, но зато они светлые, а перроны на них широкие. Часто рельсы отделены от перронов низкими металлическими заборчиками или стеклянной стенкой – по принципу, как в Питере.
На платформах стоят шкафы с огнетушителем, фонариками и мешками с противогазами или чем-то вроде того, а еще автоматы с кофе и газированной водой. Так что, пока ждешь поезд, можно попить горяченького или полюбоваться на то, чем вас будут спасать в случае аварии.
Это шкафчики. :)
Поезда отдаленно напоминают «Русичей», которые ходят у нас по Арбатско-Покровской линии. В Корее они, правда, немного шире и переходить из вагона в вагон там можно по всему составу. Сиденья располагаются, как у нас, напротив друг друга и рассчитаны на восемь человек в каждом ряду, при этом они металлические.
Над сиденьями имеются полки для вещей (что гениально!), а еще телевизор с рекламой в проходе.
В каждом вагоне есть места для пассажиров с детьми, инвалидов и пожилых людей. И, что интересно, эти места занимают именно те, для кого они предназначены. Однажды я, не зная сего правила, уселась на такое место. Так на следующей же станции вошла бабушка, прямиком направилась ко мне и дала понять, что место надо бы уступить!
Поезда ходят более-менее тихо, расстояния между станциями небольшие. А вот часы-пик в Сеуле тоже есть и, может быть, из-за этого составы делают гораздо длиннее наших – чтобы все помещались.
Ну, и о контингенте. :) Контингент в метро ездит разный. Мы заметили, что ранним утром в вагонах преобладают школьники в синей форме (она у всех одинаковая) и мужчины в костюмах – типичные «белые воротнички», спешащие на работу. Чуть позже их сменяет смешанная публика в свободных нарядах, а вечером снова едут «костюмы» и уставшие женщины с сумками.
И в Сеуле и в Пусане мы пользовались метро постоянно. Так что, можно сделать вывод, что, как и у нас, в Корее это самый удобный городской транспорт.
------------------------------------------------------------------------
Другие мои рассказы из путешествия по Южной Кореи:
Москва-Сеул: Как мы на А-340 летали
Фотообзор: В стране утренней свежести