Пока Антон соревновался сегодня в "Бегущем городе", я организовала себе мощную культурно-этнографическую программу. Днем посетила выставку "Цивилизация севера" с концертом, где выступали представители многих наших северных народов (но о ней завтра), а вечером ходила смотреть фильм о диких новогвинейских племенах в клуб Джерри Рубина.
Кто бы мог подумать, что с первого взгляда совершенно безобидное кино вызовет такую жаркую полемику после?.. Поэтому тем, кому интересно, чем закончилось дело, прошу осилить сий пост до конца. :)
Итак, фильм. Он велеколепнейший. Один американский путешественник решает выяснить, когда и по какой причине туземцам пришло в голову, что поедать себе подобных - вполне нормальное явление, и отправляется на три месяца пожить с ними в племени. В фильме сказано, что дело происходит в Папуа Новой Гвинее, но по всей видимости, это все-таки тот кусок острова, который принадлежит Индонезии, ибо в Папуа сейчас все уже более-менее цивилизованно, и большинство племен осталось только для того, чтобы развлекать туристов. Да и на карте показан запад Новой Гвинеи, то есть Индонезия.
Дядька прилетает в маленький поселок, а дальше отправляется в джунгли в племя комбаи. Как вы поняли, фильм документальный, то есть, о вымышленности происходящего нет и речи. Вместе с проводниками он идет 12 часов и попадает на первую стоянку комбаи. Туземцы там вполне туземистые: ходят, как водится, голыми, а свой главный причиндал привязывют к поясу веревочкой. Увидев белого человека, они сначала пугаются, а потом просят его раздеться догола, чтобы стать похожим на них, что он и делает. Но наш путешественник, вероятно, товарищ прожженый и вполне себе разумеет, что все больше похоже на театр, чем на реальную жизнь, и просит вести его дальше. Ну, а дальше он попадает уже в настоящее племя и действительно живет в нем несколько месяцев наравне с аборигенами. Он ночует в бамбуковой хижине не дереве (там все так), ходит вместе с аборигенами на охоту на диких кобанов (для этого у них есть собаки, лук, стрелы, бамбуковые ножи и никакого огнестрельного оружия), рыбачит (при помощи гарпуна), добывает из пальм сердцевину (для этого пальма рубится каменным топором, потом сердцевина вытаскивается, жарится на костре в банановых листьях и поедается), ест древесных личинок (свои ощущения от них он сравнивает с растекшемся во рту гноем) и даже, в конце концов, настолько входит в доверие к комбаи, что они дарят ему бусы из зубов свиньи, вставляют в нос палочку (как он бедный терпел, уму не постижимо - ибо протыкание носа делалось, разумеется, без наркоза) и начинают считать его другом на век. Впрочем, был один обряд, который путешественник так и не прошел. Уже, когда он практически подружился с комбаи, они предложили ему сделать следующее. Кстати, он так и не понял, зачем. Раздели догола, потом один из туземцев взял его половой член в руку и стал сильно давить его кончик внутрь. Честно говоря, ощущения мне представить сложно, но мужчины поймут - ему это было настолько больно, что он чуть не потерял сознание. Тем не менее, все туземцы делают так друг другу, а потом то, что осталось от самого ценного достоинства, обматывают банановыми листьями. В случае с этим путешественником в результате ограничились только листьями.
Что же касается канибализма, то он выяснил, что комбаи едят людей только в редких случаях. То есть, если человек (будь то житель своей деревни или сосед или даже враг) совершает зло: например, убивает кого-то, то его тоже убивают, а затем съедают. Делается это из-за боязни мести духов. Считается, что, если съесть зло, то оно не вернется.
Хотя в других племенах людей ели и из-за голода, и во время религиозных ритуалов, как жертву.
...В общем, просмотр прошел на одном дыхании. А дальше началось обсуждение фильма, и я решила остаться. Признаюсь, я так привыкла к лекциям на Дебаркадере и прочим тусовкам такого рода, что была уверена, что и сейчас мы начнем обсуждать традиции и обычаи племени, тот же канибализм и другие порядки. Ан нет! Оказалось, что этот фильм представляли приверженцы анархического движения. В этом ракурсе и пошло обсуждение.
Сразу было отмечено, что общество комбаи живет гораздо лучше, чем любое современное цивилизованное. Комбаи - более счастливые люди. Действительно, в фильме они постоянно улыбаются. У них больше свободное времени, им не надо ходить на работу, а то, что приходится каждый день добывать пищу - это хорошая физическая подготовка и то, что мы называем здоровым образом жизни. :) Тот факт, что обычно комбаи не живут дольше 40-50 лет - это тоже нормально, ибо в более позднем возрасте начинаются всякие болезни, и человек себя уже все равно не чувствует счастливым. Поэтому лучше прожить короткую и счастливую жизнь, не ходя на работу, как комбаи, чем ту, которую нам предлагает современное общество. А потом обсуждение свелось к тому, как так получилось, что такое хорошее первобытное общество, которое тысячелетия назад процветало и у нас тоже, превратилось в то, что мы имеем сейчас.
Честно говоря, я как-то сразу не воспринила факт, что первобытное общество лучше нашего теперешнего. Я, конечно, ненавижу свою работу. Но тот факт, что вместо этого мне ежедневно придется отправлять мужа на охоту, а потом так же ежедневно готовить еду на костре, энтузиазма не вызывает. Пусть даже в печке - один фиг. Короче, я подумала и решила спросить, почему народ так не счастлив в современном обществе?
В принципе, ответ оказался очевиден. Народ хочет свободы, независимости и больше свободного времени, которое можно потратить на себя и свою семью, а не на работу.
В общем, дальше я выступила с табуреточки. Речь толкала на тему автостопа с приведением в пример Антона Кротова. Я предложила всем желающим бросить работу, наконец, действительно бросить ее и уехать путешествовать по миру автостопом. Сделать это без денег совершенно реально. Кротов так объехал пол-мира - главное, иметь подвешенный язык и уметь общаться с людьми, что мои опоненты вполне умеют. И, конечно же, автостоп даст и свободу, и независимость, и новое познание мира, и все, что они хотят.
Со мной согласились и сказали, что автостоп проблему решает, но только для определенной группы людей. Мол, все люди мира не могут ездить автостопом и не будут это делать. А вот, если говорить обо всех людях, то общество целиком должно жить по анархическим идеям, забить на все производство, вернуться к первобытному строю (не обязательно личинок есть и в пещере жить, можно и как-то более продвинуто, но без использования современных технологий - например, построить дом с помощью каменного топора и слепить печь, о которой я уже говорила) и будет всем счастье.
"Но ведь не все захотят возвращаться к первобытному строю. Это реально тоже только для какой-то группы людей. Есть люди, которые вполне счастливы в современном обществе!" - сказала я и привела в пример моих теток с работы, которые действительно довольны и счастливы, растят детей, зарабатывают деньгу, и им больше ничего в жизни не надо. Какое им еще первобытное общество с охотой и собирательством?
На это мне сказали, что большинство людей все-таки несчастно. А если кто-то себя чувствует счастливым, то только потому, что ему не с чем сравнивать!
В принципе, мы могли продолжать и дальше. Меня начали расспрашивать про то, как чувствуют себя люди в других странах, улыбаются ли, довольны ли? Я успела ответить, что в Африке и в Юго-Восточой Азии еще как улыбаются. Но на этом время закончилось и из клуба всех нас попросили.
В принципе, все было отлично, я познакомилась с очень интересными, начитанными и мыслящими людьми (пусть даже их точка зрения не во всем совпадала с моей) и главное - узнала, что можно мыслить под таким вот интересным ракурсом.
Ну а теперь хочу узнать, что думаете вы? :)
Аргументированные мнения, противоположные моему, только приветствуются.