Путь из Болоньи во Флоренцию пролегает через Апеннины. Уже через несколько километров за Болоньей рельеф резко меняется, с двух сторон от железной дороги вырастают немалые горы. Несмотря на то, что в Болонье никакого снега не было и в помине, тут он покрывает не только горные склоны и вершины, но и все окрестности.
Конечно, если бы не одна итальянская хитрость, то ехать бы до Флоренции нам предстояло не меньше 4-6 часов. Хитрость же заключается в том, что буквально половину пути поезд проходит в туннеле, вырубленным через весь Апеннинский хребет. В нем не видно ни зги и только чувствуется высота, которую набирает поезд, - периодически, как в самолете, закладывает уши.
А во Флоренции никакого снега снова нет, да и горы там видны лишь на горизонте, если влезть на какую-нибудь точку повыше.
Наверно, мы опять поступили неправильно. Точнее, не типично для большинства тех, кто впервые приезжает в этот город. Мы не пошли в галерею Уффици. Мало того, мы не рвались с пеной у рта обойти все бесспорно прекрасные флорентийские соборы, базилики и дворцы. Мы выбрали лишь несколько, на наш взгляд, наиболее оригинальных (да-да, я, конечно, соглашусь с италолюбами и италоведами, что это слово не совсем подходит к архитектурным шедеврам Флоренции, а, точнее, подходит к очень многим, если не ко всем), но главное - мы выбрали дом Данте и его церковь.
Наверняка, вы уже поняли из предыдущих постов, что к Данте Алигьери я питаю некоторую слабость. Когда я читала его "Божественную комедию", я так отчетливо представляла все описанные там круги ада и чистилища, что потом долго пугала друзей и родителей, каким конкретно наказанием им грозит тот или иной грех. А так как эту книгу я читала, учась в вузе, а в то время я была девушкой вполне себе откровенной, то в подробностях изложения разных деталей я совершенно не стеснялась. Например, был у меня один друг, очень любивший покушать. И я ему с готовностью рассказывала, что придется ему отправиться в третий круг ада, где его будут все время поливать непрекращающиеся дожди, засыпать снега, а он будет пребывать в постоянной сырости . А подруге, которая не могла разобраться со своими тремя мальчиками, я поведала, что при таком раскладе ее сошлют во второй круг ада, где дуют постоянные сильные ветры, которые будут носить ее, и она никогда не сможет ни сесть, ни лечь, будет только летать. Веселилась я так довольно-таки долго, пока сама у себя не нашла кучу причин, по которым меня сошлют туда же. А, вообще, если честно, фантазия Данте еще тогда поразила меня до глубины души. Сложно даже представить, откуда он брал вдохновение (и не надо тут про Беатриче), чтобы описать все те наказания, которые изложил в своей книге. И еще меня очень удивили, насколько все-таки изменилось общество с тех пор. Вот, взять, к примеру, воров и убийц. Воровать, конечно, не хорошо. И Данте запросто отправил всех воров, включая, кстати сказать, лицемеров и взяточников, в восьмой круг ада. Там во рву, заполненном ядовитыми змеями, он заставил воров уворачиваться и бегать от этих самых змей, а взяточников посадил в кипящую смолу. Убийцы же показались ему почему-то более привлекательными, хотя сейчас, казалось бы, тяжелее греха нет, тем более, если брать убийство преднамеренное. У Алигьери же убийцы находятся в седьмом кругу ада и бродят там по рву с кровью. А еще меня поразило то, что иноверцы и младенцы, которых не успели покрестить, тоже отправлены в ад. Правда, в лимб, где более-менее сносные условия, но, в принципе, это дела не меняет.
Ладно, что-то я отвлеклась. Как я уже говорила, Данте Алигьери родился во Флоренции. Правда, того дома, в котором он жил, сейчас уже нет. Но тут имела место одна удивительная история. Начиная века с пятнадцатого, все были уверены, что бывший дом Данте располагается в башне на одной из флорентийских улиц. В его времена это было вполне реально и даже модно. Народ выстраивал себе жилые башни (некоторые даже до 70 метров высотой) по тем же причинам, что и в Болонье: для защиты от нападения всяких врагов, чтобы понтоваться, а еще, как ни странно, чтобы экономить от застройки вширь ценные городские земли. В результате в 13 веке во Флоренции было не меньше пятидесяти таких башен. Уже позже к башням пристроили со всех сторон более привычные нашему глазу дома, но это уже другая история. Так вот, все считали, что дом Данте вполне себе мирно существует. А из-за того, что Данте Алигьери в 15 веке во Флоренции снова полюбили, этот дом стали охранять и беречь, как зеницу ока. Когда же уже в наше время было решено открыть в нем музей, ученые вдруг выяснили, что этот дом - вовсе не дом поэта, а просто очень на него похожий. Настоящий же дом Данте, увы, канул в лету - скорее всего, был уничтожен сразу после изгнания его из Флоренции.
Однако мы его все равно с удовольствием посетили. Скажу сразу, что вещей Данте не сохранилось. Но в доме-музее есть очень много картин, репродукций, книг, карт и разных интересных документов, рассказывающих о его жизни. К примеру, макет Флоренции 13 века с теми самыми жилыми башнями-небоскребами, о которых я уже рассказывала. Или модель поля боя между гвельфами и гиббелинами (что прикольно, сейчас во Флоренции имеются улицы и тех, и других) в одной деревушке под Флоренцией с сотней оловянных солдатиков в полном средневековом обмундировании с фамильными флагами и гербами.
Фамильный герб (гвельфы).
Но больше всего меня потрясли схемы рая, чистилища и ада, нарисованные по мотивам "Божественной комедии". Это надо видеть! Чем-то они, конечно, напоминают школьные плакаты из серии, как представляли мир древние, но разглядывать их можно часами! Просто нечто!
Ад.
Чистилище.
Рай.
Об истории знакомства Данте и Беатриче в музее тоже есть. Семья Беатриче Портинари жила в соседнем доме с Данте. Кроме Беатриче, у Портинари было еще пять девочек. Данте же познакомился с Беатриче, когда ей было всего девять лет, и... влюбился. Женился он, правда, потом на Джетте, но Беатриче стала музой всей его жизни. Впрочем, любил он ее чисто платонически. Сначала воспевал ее лукавые глаза, нежные руки и тонкий стан. Но, когда она умерла, а было ей всего 24 года, поэта словно переклинило, и Алигьери обожествил девушку. Даже в "Божественной комедии" он поместил ее в один из высших нимбов рая. Кстати, познакомились Данте и Беатриче в церкви Санта-Маргарита деи Черки неподалеку от того места, где стояли их дома. Эта церковь теперь называется Церковь Данте.
Она очень скромная и здесь бывает мало посетителей. Но нас она просто окутала своим уютом. Трудно отыскать более романтичное место!
Кстати, Беатриче похоронена именно в ней. На ее надгробии лежит букет цветов, а рядом стоят две корзины, куда люди кладут записочки со своими сокровенными желаниями. Считается, что Беатриче их обязательно исполнит!
Я тоже положила в корзину записочку. Может, теперь сбудется?..
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из зимнего путешествия по Италии и Германии:
Про итальянцев
Итальянское гурманство
Равенна. О мозаиках и Данте Алигьери
Равенна. Теодорих - это наше всё!
Болонья. Самые старые студенты живут здесь!
Милан. Театр "Ла Скала"
Милан. Музей науки и техники имени Леонардо да Винчи
Милан. "Тайная вечеря", Кастелло и королевские галереи
Миланский собор
Миланское метро
Итальянские железные дороги
Бергамо. В предгорье Альп у святого Алессандро
Музей Берлинской стены
Берлинское метро и прочий транспорт столицы Германии
Фотообзор: Итальянские каникулы